Наследие декабря

 

Всеобщая политическая стачка в России началась в октябре 1905г. Однако ноябрьские забастовки были уже неизмеримо слабее. С конца ноября правительство перешло в открытое наступление на пролетариат. Был арестован Петербургский Совет рабочих депутатов, усилилась борьба с забастовочным движением. Для борьбы с самодержавием нужны были новые действия.

Московские большевики, где сложилась более благоприятная обстановка, решили вновь начать 7 декабря всеобщую политическую стачку и перевести ее затем в вооруженное восстание. В обращении Московского Совета «Ко всем рабочим, солдатам и гражданам», опубликованном в первый день стачки, говорилось: «Революционный пролетариат не может дольше терпеть издевательства и преступления царского правительства и объявляет ему решительную и беспощадную войну!.. На карту поставлено все будущее России: жизнь или смерть, свобода или рабство!.. Смело же в бой, товарищи рабочие, солдаты и граждане!»

7 декабря более 100 тыс. человек прекратили работу. В городе не работали фабрики, заводы, транспорт, государственные учреждения, магазины, типографии.

10 декабря улицы Москвы покрылись баррикадами. Стачка переросла в вооруженное восстание, главным очагом которого стала Пресня. Там велась тяжелая самоотверженная борьба.

Массовый героизм проявляли восставшие рабочие. Так, 10 декабря произошел эпизод, о котором с восхищением писал впоследствии Ленин. Навстречу многотысячной демонстрации рабочих устремилась сотня казаков. И тогда две девушки-работницы, которые несли красное знамя, бросились наперерез казакам и закричали: «Убейте нас! Живыми мы знамя не отдадим!» Казаки растерялись, ряды их дрогнули, и под ликующие возгласы демонстрантов они повернули назад.

На Пресне была создана настоящая рабочая республика, во главе которой стоял Совет рабочих депутатов. Здесь была своя комендатура, продовольственный комитет, организовавший питание рабочих, финансовый комитет, помогавший семьям бастующих.

Влед за Москвой вспыхнули восстания на Донбассе, в Ростове-на-Дону, Екатеринославе и Харькове, в Сибири и на Кавказе, но вооруженная борьба не приняла в декабре 1905 г. всероссийского характера, а это значительно облегчило положение царизма.

До прибытия подкреплений из столицы московский генерал-губернатор Дубасов не мог справиться с повстанцами. В его распоряжении было меньше 1,5 тыс. надежных солдат. 6 тыс. колебались и были заперты в казармах. Но 15 декабря из Петербурга прибыл гвардейский Семеновский полк, и правительственные части перешли в наступление.

В этих условиях Московским Советом было принято решение об организованном прекращении вооруженной борьбы и забастовки.

16 декабря штаб пресненских боевых дружин выпустил воззвание к рабочим, как бы подводившее итоги восстания. «Товарищи дружинники! — говорилось в нем. — Мы, рабочий класс порабощенной России, объявили войну царизму, капиталу, помещикам… Пресня окопалась. Ей одной выпало на долю еще стоять лицом к врагу… Весь мир смотрит на нас. Одни — с проклятиями, другие — с глубоким сочувствием. Дружинник — стало великим словом, и всюду, где будет революция, там будет и оно, это слово; плюс Пресня, которая есть нам великий памятник. Враг боится Пресни. Но он нас ненавидит, окружает, поджигает и хочет раздавить… Мы начали. Мы кончаем. В субботу ночью разобрать баррикады и всем разойтись далеко. Враг нам не простит его позора...

Но это — ничего. Будущее — за рабочим классом. Поколение за поколением во всех странах на опыте Пресни будут учиться упорству… Мы — непобедимы! Да здравствует борьба и победа рабочих!»

18 декабря дружинники прекратили сопротивление.

Жесточайшие расправы самодержавия над героями не заставили себя ждать.

(Выдержки из ст. В.И. Ленина «Уроки Московского восстания» см. на стр.2).

 

------------------------------------

 

ЛЕНИН

От стачки и демонстраций к единичным баррикадам. От единичных баррикад к массовой постройке баррикад и к уличной борьбе с войском. Через голову организаций массовая пролетарская борьба перешла от стачки к восстанию. В этом величайшее историческое приобретение русской революции, достигнутое декабрем 1905 года, — приобретение, купленное, как и все предыдущие, ценой величайших жертв... Оно заставило реакцию дойти до конца в сопротивлении и тем приблизило в гигантской степени тот момент, когда революция тоже дойдет до конца в применении средств наступления. Реакции некуда идти дальше артиллерийского расстрела баррикад, домов и уличной толпы. Революции есть еще куда идти дальше московских дружинников, очень и очень есть куда идти и вширь и вглубь…

Декабрь подтвердил наглядно еще одно глубокое и забытое оппортунистами положение Маркса, писавшего, что восстание есть искусство и что главное правило этого искусства — отчаянно-смелое, бесповоротно-решительное наступление...

Будем же шире развертывать нашу работу и смелее ставить свои задачи, усваивая уроки великих дней российской революции.

ПСС. т.13 «Уроки Московского восстания»