Путь Киргизского народа

 

Прожив безвыездно свыше двадцати лет в одной стране, думаю, можно иметь объективные познания и высказывать верные суждения об экономике, культуре, политическом климате, а главное – о нравах, чаяниях и взглядах людей, там живущих и тебя каждый день окружающих. О последнем, более всего из перечисленного меня интересующем, я и постараюсь вкратце поведать.

Киргизский народ — народ-труженик, как и любая иная часть многообразного советского этноса. И как у любого другого народа Советского Союза, у него есть своя культура, своя музыка, свои национальные виды спорта, а после развала Великой Державы, появилась еще и своя политическая элита, крайне непохожая ни на один другой госаппарат. Есть и свой взгляд на происходящее в стране и мире. Но главное, что роднит киргизский народ со всеми другими народами СССР, – это то, что 17 марта 1991 года он проголосовал за сохранение Советского Союза. И сейчас, по прошествии четверти века, число сторонников такого решения нисколько не уменьшилось. Еще их объединяет то, что подавляющее число трудящихся была отстранена не только от управления страной, но и от общедоступных при большевиках благ.

Гуляя по Бишкеку (так теперь зовется славный город Фрунзе), поспрашивайте людей на улице, как они относятся к развалу СССР, – и сами убедитесь в правоте моих слов. Люд в Бишкеке не такой, как в Москве, не замучен многочасовыми пробками и ежедневными одиссеями по метро, не настолько придушен смесью ядовитых газов, который в Москве отчего-то зовут воздухом. А вода там просто изумительная — многие мои знакомые из-за границы не верят, что можно без специальных очисток пить воду из-под крана. Так вот, приставая с расспросами к гражданам, Вы, конечно, обратите внимание на то, что киргизстанцы очень приветливы и участливы. Подавляющее число прохожих, вне зависимости от возраста, на вопрос «хотели бы вы жить в СССР или в подобном государстве», не задумываясь, дадут утвердительный ответ. И это не удивительно: все блага современной цивилизации, которые есть в молодой республике, включая создание государственности в рамках современных границ, систематизацию звучащей речи в алфавит и появление письменности, развитие средств массовой информации, образовательных заведений, научных центров, театров, библиотек, появление автомагистралей, аэропортов и железнодорожных путей, заводов, фабрик, – достались в наследство от Союза. В Киргизии об этом пока еще помнят.

Новые же правители не только ничего не построили, но, спешно обогащаясь, умудрились наломать немало дров. На фоне других неокапиталистических постсоветских семейств они, пожалуй, еще тупее российских капиталистов — при наличии тех средств, что они проели, прокутили, можно было бы не только сохранить старое, но и наладить новое производство, которое бы еще их правнуков кормило. Но при таких аппетитах власть имущих уже и детям их ничего не останется. Отличительная черта всех многочисленных президентов, министров, депутатов и прочих кровососов — это то, что, во-первых, они даже не пытаются скрыть своего презрения к народу, а во-вторых, беспрестанно сменяются . Точнее – не сменяются, а пересаживаются из одного кресла в другое, то поближе к кормушке, то подальше. Этакая непотопляемая элита.

За прошедшие с момента развала Союза 24 года, страна погрузилась в абсолютно беспросветный экономический и идеологический хаос. С одной стороны — сытые и самодовольные рожи правящего класса феодалов (до капиталистов им еще расти и расти), с другой — нищета, падение культуры, уничтожение образования, а главное – отсутствие какой-либо перспективы на будущее для всех простолюдинов. Зарплаты — самые нищенские по СНГ. Оптимизма рядовым гражданам не занимать, но оптимизмом сыт не будешь. С точки зрения экономики, республика сбросила оковы оседлости и, похоже, вернулась на пути великого кочевья. Киргизия сегодня — страна-гастарбайтер. Колоссальное число ее граждан вкалывает за копейки на стройках, подметает дворы и торгует всякой мелочью во всех относительно сытых странах. Основной страной-наемницей, как нетрудно догадаться, является Россия, которая сама стремительно катится к нищете, но пока еще не успела проесть доставшуюся ей долю от наследия СССР.

Надо сказать, что киргизы, живущие в северных областях, в большинстве своем отлично владеют русским языком и отлично относятся к русским в целом – сохранившиеся традиции кочевья в помощь! На юге среди простого люда тоже нет особых проявлений бытового национализма, но вот с русским языком с каждым годом становится все хуже и хуже.

Остановлюсь поподробнее именно на киргизско-русских отношениях. Из истории Киргизии мы знаем, что к моменту прихода в Туркестан (так раньше называли среднюю Азию) русского экспедиционного корпуса, киргизы представляли собой группу крайне разрозненных племен, воевавших между собой и находящихся под постоянным давлением Кокандского ханства и эмира Бухары. Племена страдалих от налоговых поборов и нависшей угрозы оккупации Китаем. Поэтому подавляющая часть народа ждала русских как избавителей. Да и большинство представителей феодальной верхушки искренне желало принять российское подданство. Действительно, из всех действующих на тот момент в регионе сил, Российская империя, как в военном, так и в экономическом плане, была сильнейшей.

После взятия региона под свой контроль Россия вела достаточно сдержанную политику ассимиляции и вовлечения населения в экономическую жизнь всей страны. Это, несомненно, заслуга выдающегося военного и политического деятеля М.Д. Скобелева. Он был не только освободителем Болгарии, не только завоевателем Туркестана, но и выдающимся дипломатом, а главное, – честным и неподкупным человеком. За борьбу с казнокрадством и взяточничеством его свято ненавидел весь прожженный коррупцией управленческий класс. Главная его заслуга состояла в том, что он легко, быстро и эффективно наладил нормальное взаимоотношения с местными жителями и сумел погасить пожары их междоусобиц. Но, как это часто бывает, после его смерти в 1882 году у царского режима так и не нашлось для него достойной замены. Все генерал-губернаторы были, как на подбор, мелочными, туповатыми мздоимцами-кровопийцами. Они не только угробили дело Скобелева в плане развития региона, но и умудрились перессориться с его населением. Так что, когда в 1916 году, в самый разгар Первой мировой войны, из киргизов и казахов стали спешно сколачивать «стройотряды» для отправки на фронт, в Семиречьи вспыхнуло восстание. Такая взрывоопасная ситуация сохранялась вплоть до Великого Октября.

Киргизы горячо поддержали большевиков в борьбе против царизма, и хотя в Туркестан революция была «экспортирована», встречена она была с небывалым энтузиазмом. Нашелся и новый достойный начальник, который расправился с феодально-басмаческой бандой и вдохнул в среднюю Азию жизнь — Михаил Васильевич Фрунзе. Его славное имя носил город Бишкек в самые светлые для страны годы. История Киргизии в составе СССР — это великие стройки, это подвиг 28 панфиловцев, среди которых были славные сыны киргизского народа, это одна на всех Великая Победа над фашизмом, это неуклонный рост уровня жизни, прирост населения, повышение грамотности, развитие культуры, экономики и самосознания. Были построены школы, больницы, театры, промышленные предприятия. Завод имени Ленина, гордость промышленности Киргизкой ССР, эвакуированный из России в годы Великой Отечественной войны, был одним из самых многопрофильных и одним из крупнейших предприятий во всем Союзе.

Но пришел 1991 год. СССР развалили, Фрунзе стал Бишкеком, и все покатилось под откос, произошли два кровопролитных дворцовых переворота. И теперь мы имеем то, что имеем.

Как же ныне строятся русско-киргизские отношения? Если говорить о бытовом общении простых людей, я, будучи русским, никогда не был за это оскорблен или унижен. В народе царят взаимопонимание и взаимоуважение, которое можно с уверенностью назвать наследием Советского Союза. А вот в верхах – совсем иные отношения. В регионе снова поднят вопрос о том, куда податься: есть сильный Китай и есть богатые США и Турция, работающие в тандеме и вкачивающие, вовсе не из человеколюбия, в Среднюю Азию миллиарды, есть наращивающие мощь исламисты, и есть старый проверенный друг — Россия. Точнее, русский народ. И если «в низах» выбор однозначен, то «верха» терзают смутные сомнения — кому бы выгоднее продаться? Выбор, как мы заметили, широк и многообразен. Шараханье национальной элиты от одного берега к другому у нас называют благообразным словосочетанием «многовекторная политика», хотя ему есть более точное и краткое определение. Но нас-то в большей степени интересует мнение рядового гражданина, трудящегося, верно?

Как мы уже выяснили, киргизы традиционно хорошо относятся к русским. На фронтах сохранения и углубления этих отношений трудятся такие организации как Славянский фонд, фонд Русского мира, многочисленные творческие коллективы и организации русской диаспоры. Большой вклад в эту работу вносит Коммунистическая Партия Кыргызстана в составе КПСС под руководством Клары Ажыбековой. А вот посольство РФ, должен отметить, занимает, мягко говоря, довольно пассивную позицию.

Будучи студентом, я довольно часто видел в стенах вуза посла США, который активно работал со студентами в плане пропаганды американского образа жизни и воспитания проамериканских настроений в среде киргизской молодежи. Активно работает посольство братской Белоруссии, с дипломатами которого я много раз встречался в ходе нашей совместной культурной работы (автор – профессиональный певец – ред.). Я долго и продуктивно сотрудничал с Украинской дипмиссией, был почетным гостем в посольстве Украины, получал благодарности от тогдашнего посла Владимира Соловья (очень уважаю этого человека и считаю его выдающимся дипломатом, пророссийски настроенным деятелем) за помощь в укреплении дружеских отношений украинского и киргизского народа. Но, постоянно сотрудничая в творческом плане с российскими организациями, я ни разу не получил ни единого слова благодарности от российского посольства. Не заметил я также никакой заинтересованности посольства РФ в работе с местным населением. И не только я.

Вспоминается интересный эпизод, произошедший в бишкекском театре оперы и балеты во время празднования годовщины победы советского народа в Великой Отечественной Войне. В зале присутствовали дипмиссии США, Украины, Белоруссии и России. Со сцены зазвучала бравая кавалерийская песня «В бой за родину, в бой за Сталина». Посол России со свитой (этакий толстомордый, розовощекий выкидыш чубайсовско-сердюковского бомонда), услышав имя Сталина, позеленел не то от злобы, не то от ужаса, и вся эта гопкомпания, потряхивая жирными задами, вывалилась из зала в середине исполнения песни. Надо отметить, что все остальные делегации (американская в том числе), не только дослушали до конца, но и поаплодировали выступающему. Неужели в России для дипмиссий не нашлось дипломатов, которые бы вели себя как дипломаты, а не как типичные представители кремлевских небожителей? Как после такого поведения будут к России относиться простые граждане Киргизии, даже будучи русскими по национальности? Принимая во внимание сложную работу МИДа России в современных условиях и высоко оценивая заслуги Лаврова С.В. в мировой политике, следует отметить, что именно МИД, пассивность посольств в бывших союзных республиках виновны в большинстве провалов внешней политики РФ на постсоветском пространстве, в том числе и в Киргизии, и на Украине.

Еще одной назревающей проблемой в межнациональных отношениях является то, что южные регионы Киргизии планомерно забывают русский язык. Это происходит не из-за того, что люди не хотят его учить, а из-за того, что там нет преподавателей, нет учебников, нет денег на эти нужды. Киргизская элита не раскошелится на русский язык. Меньше киргиз читает русские газеты, меньше включает российские телеканалы – легче воспринимает чушь типа: «Жизнь на земле произошла от киргизов (точнее – кыргызов!). Кстати, в стране сейчас появились две коренные нации: кыргызы (элита и те, кто не говорит по-русски) и киргизы, которые в быту и в культурной жизни предпочитают русский язык.

США выделяют Киргизии для изучения английского языка огромные суммы и отправляют туда многочисленных волонтеров для бесплатного, подчеркиваю, бесплатного, обучения аборигенов разговорному английскому в его американском варианте. Рабы должны понимать приказы господ. Язык науки и культуры им ни к чему!

А что же Россия в лице российского посла? По-видимому, с отчетностью все в порядке: развиваем русский язык, печатаем учебники, пропагандируем. Но реальность такова: школьная и студенческая молодежь Юга республики говорит на двух языках: киргизском и английском. И совсем не говорит по-русски. Мигранты с Юга, приезжая в Россию, не могут сдать языковой экзамен, хотя в республике конституционно в качестве официального закреплен русский. Русскоязычные специалисты искореняются из всех сфер общественно-политической и экономической жизни страны. Что делает полномочный представитель РФ? Правильно — ничего. Не царское это дело, что-нибудь делать. Можно всегда сослаться на отсутствие условий для достижения успеха в сфере языковой политики и тщетности всех неимоверных усилий что-то изменить в сложившихся обстоятельствах. Именно так и отмазываются российские горе-дипломаты в СМИ.

Но, не все еще потеряно. Коммунисты, сочувствующие и все, кто заинтересован в восстановлении нашей Великой Отчизны, продолжают неустанно бороться и на этом нелегком фронте. Руководитель КПК и лично Клара Ажыбекова постоянно ведут просветительскую работу, занимаются пропагандой, призванной укрепить в памяти народа, особенно молодого поколения, те аспекты нашей истории, которые не только вызывают гордость, но и делают неизбежным наше общее светлое будущее. Трудящиеся Киргизии прекрасно понимают «что почём» и уже четко определились со своей позицией — они с русским народом и со всеми остальными братскими народами СССР.

Да, революция по объективным причинам не может начаться из Киргизии, но она там будет поддержана с прежним энтузиазмом. Путь киргизского народа — это путь к общему светлому социалистическому будущему, в одном строю, в единой связке со всеми советскими народами. Путь киргизского народа — вперед, в СССР!

Товарищ Глебов