Ночь кончается рассветом

 

На нынешний декабрь пришлись 190 лет со дня восстания декабристов и 110 лет восстанию на Красной Пресне – высшей точке Первой русской революции.

Вспомним ленинское: «...мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала — дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.

Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли». Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. «Молодые штурманы будущей бури» — звал их Герцен. Но это не была еще буря.

Буря — это движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году».

В чём связка этих дат и этих событий? В том, что гром пушек на Сенатской площади в Петербурге означал начало революционного движения в России. Именно движения, а не выступлений отдельных героических одиночек. Именно революционного переустройства общества, а не ожидания даруемых сверху реформ.

При определённых различиях между декабристскими обществами относительно формы будущего устройства России (республика или конституционная монархия), они одинаково выступали за отмену крепостничества наделение всех жителей страны гражданскими правами. То есть речь шла о смертельном ударе по феодальному абсолютизму и давящему народ царскому деспотизму.

Ограниченность декабристов как дворянских революционеров выражалась в том, что они предусматривали передачу крестьянам не всей помещичьей земли, а только её части. В том, что намеревались ограничить избирательное право имущественным цензом. Тем не менее, осуществление их целей означало бы огромный шаг вперёд к более прогрессивному общественному устройству. Об этом свидетельствовал «Манифест к русскому народу», который предполагалось опубликовать в первый день восстания. В Манифесте объявлялись отмена крепостного права, равенство всех граждан перед законом, «уничтожение бывшего правления» и учреждение временного правительства. Провозглашались свобода слова, вероисповедания, свобода занятий, введение гласного суда и суда присяжных, уничтожение рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности, отмена подушной подати и недоимок по ней.

Знаменательно, что декабристы способом осуществления перемен в стране избрали вооружённое восстание. Закрепили это теоретически и подтвердили практически в день 14 декабря 1825 года. То есть затвердили с самого начала, что лишь революционным насилием можно сбросить реакционную форму правления.

Так что не на пустом месте разворачивались баррикадные бои Красной Пресни 80 лет спустя, став высшей точкой развития Первой русской революции и одной из вершин русского революционного движения на пролетарском его этапе. Революция 1905 года была буржуазно-демократической по решаемым задачам, но пролетарской по движущим силам, по найденным формам борьбы и устройства политической власти.

Восстание московских рабочих логически вытекало из потрясшей царизм осенью 1905 года Всероссийской политической стачки. Оно начиналось тоже как всеобщая стачка 7 (20) декабря.  В заранее назначенный большевиками час остановились фабрики, заводы и железные дороги, потухло электричество. Рабочие стали вооружаться, росли боевые дружины. Полиция и войска разгоняли собрания рабочих, стреляли в дома, где собирались дружинники. В ответ многие улицы Москвы покрылись баррикадами из телег, вагонов трамвая, бочек, ящиков, уличных фонарей. Царская кавалерия и конная полиция не могли двигаться через эти заграждения; боевые дружины рабочих у баррикад обстреливали войска. На улицах Москвы несколько дней шла беспрерывная перестрелка.

Во главе дружинников стояли большевики. Под их руководством Пресня держалась против царских войск 10 дней. Это была пролетарская крепость, где власть принадлежала восставшим рабочим. Пресненские рабочие героически отстаивали свой район. Рабочим помогали их жёны. Они перевязывали раненых, кормили их. Огромной отвагой отличалась молодёжь. Юные ходили в разведку, помогали строить баррикады, устраивать засады, сражаться с войсками.

Против восставшего в Москве народа царь прислал два полка солдат. Только при помощи пушек и пулемётов карателям удалось разгромить восставших. 18 (31) декабря боевым дружинам пришлось оставить баррикады и спрятать оружие в тайные склады. Громил Москву генерал Дубасов. В городе было убито больше тысячи человек. Несколько дней пылали пожары, на улицах лежали трупы убитых рабочих, женщин и детей. Многие бойцы революции были расстреляны и повешены царскими войсками.

Значило ли подавление восстания на Пресне, что его предприняли напрасно? Нет, как и подавленное восстание на Сенатской, оно не имело в себе ничего напрасного и зряшного. Вопреки оппортунистам, кричавшим, что не следовало браться за оружие, Ленин утверждал тогда же, что следовало, но более решительно, энергично и наступательно, обучаясь искусству восстания. Спустя короткое время научились.

Победи в 1825-м декабристы – началось бы ускоренное развитие капитализма в России. Победи бы в 1905-м дружинники Пресни – начался бы новый подъём революции с развитием её в сторону социалистическую, сторону взятия власти самими трудящимися, что и произошло 12 лет спустя. Но в том и другом случае восстание было подавлено. В том и другом случае началось наступление самой дикой, самой тёмной реакции. Подобной той, что свила себе гнездо в сегодняшней, буржуазной России. Но ночь реакции и в ХIХ-м, и в начале ХХ-го века оказалась прорвана новым этапом борьбы, новым натиском революции. Так произойдёт и сегодня.

А.Борин