Забастовки. Без поражений нет побед

 

Забастовка. Само происхождение этого слова от романского «баста» («достаточно», «хватит») указывает на интернациональный характер рабочей борьбы.

Правда, по-итальянски «забастовка» – sсiopero; по-испански – huelga, а по-французски – greve. А русские, чтобы обозначить основное орудие пролетариата, взяли слово в повелительном наклонении - баста! С нас достаточно! Хватит! Довольно!

По всем признакам, в стране новая забастовочная активизация. «10 декабря в Забайкалье педагоги приаргунской общеобразовательной школы, в которой учится около тысячи детей, приостановили работу из-за долгов по зарплате. Учителя находятся на рабочих местах, но занятия не проводят», – сообщило издание «Солидарность».

«17 декабря вторая смена главного конвейера не вышла на работу. Люди сказали: “Мы не будем работать!”. На следующий день во время первой дневной смены состоялось заседание профкома, и конвейер опять останавливался — мы всем скопом пошли передать требования. Около тысячи человек пришло. А 23 декабря уже несколько бригад не вышли на работу. Конвейер хоть и не остановился, но план производства уже сорван. Сейчас вроде работаем, но люди настроены крайне серьёзно. Средние зарплаты — 18–25 тыс. рублей, как на них прожить месяц в нынешней ситуации? Только у некоторых зарплаты достигают 30 тыс. рублей — в основном, на опасной для здоровья малярке. А у кладовщиков зарплаты, например, есть и 12 тыс. рублей, мастера периодически говорят о том, что грядут сокращения в 2016 году», – рассказывает источник полностью лояльной Кремлю газеты «Известия» на Ульяновском автозаводе.

«В Москве прошла первая забастовка работников сферы фастфуда: сотрудники как минимум двух пиццерий сети “Сбарро” не вышли на работу, протестуя против задержки зарплаты», – рассказывает своим читателям «Коммерсант».

Три сообщения о забастовках в федеральных изданиях – это немало. Налицо тенденция. А ведь в этот список нужно ещё добавить выигранный рабочим коллективом трудовой спор на Качканарском горно-обогатительном комбинате. «Добиться необходимых изменений в проекте коллективного договора удалось профкому Качканарского ГОКа, – сообщает сайт профсоюзной газеты «Солидарность». По словам руководителя профкома, в 2016-м заработная плата работников, согласно договорённости с работодателем, ощутимо вырастет: в среднем каждый сотрудник получит дополнительно 54 тысячи рублей, а с учётом специальной отпускной выплаты, на которой настоял профком, эта сумма увеличивается до 87 тысяч рублей.

Ещё в декабре произошла забастовка, о которой ведущие СМИ не сообщали. Речь об организованной Межрегиональным профсоюзом — Рабочая ассоциация (МПРА) забастовке работников складов автокомпонентов «ПДК» в подмосковном городе Дзержинский. Причина забастовки — ввод новой системы премирования, в результате которой 80 процентов работников стали получать на треть меньше. Те же, кто сохранил прежний размер зарплаты, по новой системы вынуждены работать на износ: по 12 часов в сутки и без перерыва.

Действия работодателя спровоцировали вполне справедливый и адекватный гнев рабочих, они ответили забастовкой с ясно сформулированными требованиями: повышение оклада на 75 процентов с ежегодной индексацией и пересмотр системы премирования.

И, конечно, не будем забывать о протестной кампании дальнобойщиков, которые борются против новой системы взимания платы с грузовиков весом более 12 тонн за проезд по федеральным трассам. А ведь они уже обременены двумя сборами – транспортным налогом и акцизом на топливо. Третий сбор, пресловутый «Платон», их разорит. А заодно отзовётся для нас всех дополнительным повышением цен.

«Протесты дальнобойщиков важны как образец тех событий, какие увидим в изобилии в 2016 году», – считает политолог Екатерина Шульман. Но чем тогда, спрашивается, 2016 год будет отличаться от 2015-го? Точечные протесты были и прежде. Однако протест водителей большегрузных автомобилей выходит за обычные «точечные» рамки тем, что он не локальный.

В «марше на Москву» участвовали дальнобойщики 17-ти регионов России, люди разных национальностей. Сейчас они призывают выйти 6 февраля на всероссийский митинг протеста и возмущаются не только введением «Платона», но и тем, что в стране закрывают заводы и поликлиники, задерживают зарплаты и пенсии.

Важно, что водители большегрузов понимают: для того, чтобы их борьба привела к победе, им нужно организоваться. Они разочаровались в существующих профсоюзах и решили создать свой боевой профсоюз. Путин своей властью существенно снизил размер поборов, но предложил оставить введенную систему “Платон”, отменив транспортный налог с тяжелых грузовиков. Дальнобойщики сочли это полумерами и решили не останавливать борьбу. Если люди не принимают решения власти, то их протест автоматически становится политическим.

Однако мы должны все-таки понять, отчего наше забастовочное движение имеет горький привкус поражений.

Немногим более двух лет назад, осенью 2013 года, бастовали работники предприятия «Антолин», производящего пластмассовые изделия для автомобилей. Точнее, бастовали 23 смелых профсоюзных активиста, отстаивая права всего трудового коллектива, насчитывающего 120 человек. Их давили погрузчиками, на них натравили полицию, им угрожали, но они держались. А большая часть рабочего коллектива, подкупленная администрацией предприятия, мирно курила в сторонке. Работодатель за выход из профсоюза платил по... полторы тысячи рублей. Конечно, тем ценней стойкость тех рабочих, что боролись – в том числе, и за права подкупленных! Но забастовка потерпела поражение. И стала последней забастовкой в Петербурге и Ленинградской области, если не принимать в расчёт недавний, ноябрьский трудовой конфликт в Петербургском морском порту, когда докеры, активисты российского профсоюза портовиков, добивались перезаключения коллективного договора на более выгодных условиях.

«Главная проблема – солидарность и коллективные действия, – поделился своими наблюдениями человек, который несколько лет проработал организатором профсоюзных ячеек. – Нужны те, кто способен на то, чтобы стоять плечом к плечу, быть заодно и не бояться. А их очень мало! Не набрать даже денег в забастовочный фонд. Нашего простого человека сподвигнуть на коллективные действия уговорами, даже указывая на его личные желудочные интересы, очень тяжело». В принципе он не открывает никакой Америки: тяжело пробудить нашего человека. Но не так уж невозможно. Он примет участие в коллективной борьбе, если у него не будет другого выбора. Или борись вместе со всеми, или презрение и бойкот своих товарищей.

Чтобы победить, нужна смелость. Нужно идти на риск. Но если для тебя важней отпуск с женой в Хургаде, чем интересы бригады, ты обречён на поражение. На Западе рабочее движение приобрело взвешенный характер далеко не сразу, да и сейчас оно порой выходит за «рамки дозволенного».

В ноября 1831 года лионские ткачи подняли восстание под девизом «Жить, работая, или умереть, сражаясь!» Они овладели городом, создали революционный муниципалитет. Король Луи-Филипп двинул на них войска. 10 тысяч ткачей власти выслали из Лиона. С этого начиналось рабочее движение. «Чтобы вызвать массы из их состояния заплесневения, нужны примеры безумной смелости, революционного романтизма», – доказывал французский синдикалист Густав Эрве. Когда движение находится в начальной фазе, его развитию вредят чрезмерно осмотрительные лидеры. Если протестное движение настроено решительно, оно отвергает лидеров, которые боятся бороться до конца, и выдвигает вперёд новых вожаков.

Забастовочное движение обречено на поражение, если его не будет координировать мощная профсоюзная организация. Все настоящие рабочие профсоюзы России переживают кризис. Плакать об этом можно и дальше. Но лучше попробовать организоваться. Когда забастовка начинается на каком-либо одном предприятии, она имеет шанс победить лишь в том случае, если предприниматель заинтересован в скорейшем возобновлении его работы. А сейчас ситуация совершенно противоположная. Кризис! Многие заводы дышат на ладан.

А вот если решат бастовать рабочие предприятий-монополистов, то ситуация изменится. Чем, например, обернётся день простоя подземной железной дороги? Об этой забастовке очень быстро узнает всё общество. Власти России, понимая, чем грозит появление боевых профсоюзов на крупных предприятиях, которые занимаются жизнеобеспечением, делают всё, чтобы подавить на корню все рабочие инициативы. Петербургские активисты со стажем помнят, чем закончилась попытка создать профсоюз на «Водоканале».

Нужно ещё учитывать, что на пути рабочей борьбы капитализм выстроил такие препятствия, как аутстаффинг(передача конкретных работающих в компании сотрудников сторонней организации, когда фактически люди работают на прежнем месте и выполняют прежние функции) и аутсорсинг(передача ранее самостоятельно реализуемых компанией функций внешней компании-исполнителю). Эти механизмы позволяли работодателям с лёгкостью гасить забастовки, нанимая на легальной основе штрейкбрехеров.

Однако с 1 января 2016 года вступают в силу довольно жёсткие ограничения по использованию заёмного труда, предусмотренные Федеральным законом от 5 мая 2014 года (№116-ФЗ). В Трудовом кодексе он вводит статью 56.1, которая прямо запрещает заемный труд.

Правда, лазейки для работодателей он всё равно оставляет (было бы странно, если бы нынешние власти их не предусмотрели). Так, согласно поправкам, заёмный труд можно использовать, когда персонал предоставляется кадровым агентством. Но эта организация должна быть обладательницей государственной аккредитации и уставного капитала в размере не меньше миллиона рублей. Также заёмный труд допустим между организациями одной группы компаний. И тем не менее, у забастовщиков теперь будет больше шансов.

Как показал опыт забастовок, пусть и неудачных, хорошо, когда рабочие имеют своего человека с «корочкой». Акции докеров Морского порта десятилетней давности проходили в форме встречи избирателей с Виктором Тюлькиным (первый секретарь ЦК РКРП и РОТ ФРОНТа), который был тогда депутатом Государственной думы. Иначе бы их разгоняла милиция. Во время забастовки на «Антолине» рабочим помогало присутствие профсоюзного лидера Алексея Этманова, ставшего в декабре 2011 года депутатом Законодательного собрания Ленинградской области. Полиция и его не стеснялась. Но можно себе представить, как бы она себя вела, если бы забастовщиков не защищал депутат.

Из этого следует сделать простой вывод: рабочим активистам не следует поддаваться идее бойкота грядущих выборов. В нашей стране гражданам всё труднее реализовать свои права на свободное проведение митингов и собраний. Поэтому движению рабочего протеста необходимо иметь представителей в депутатском корпусе. Иначе движение либо раздавит власть, либо его оседлают политические силы, которым власть доверила играть роль оппозиции в шутовском колпаке.

Так или иначе, наступивший год несёт России новые потрясения. И они обязательно выведут из спячки часть нашего народа, в частности, рабочих. И не нужно бояться новых поражений. Без них не будет победы.

Дмитрий Жвания

От редакции: Но выйти из состояния постоянной борьбы за решение отдельных задач можно будет только после решения трудящимися, прежде всего рабочим классом, задачи главной – взятия власти в свои руки, установления власти Советской. И за это стоит бороться.