Еврокоммунизм в России

 

Произошедшая в СССР в конце XX века буржуазная контрреволюция, крушение Мировой социалистической системы привели к кризису в Международном коммунистическом движении. Активизировался антикоммунизм и “еврокоммунизм” в Европейских странах.

Так называемая “перестройка” в СССР сопровождалась разнузданной антисоветской агитацией и пропагандой. Антикоммунистическая истерия затопила все средства массовой информации. Ложь, клевета, дезинформация получили зеленую улицу. В страну хлынули буржуазные теории, западная псевдокультура, фальшивые мемуары, провокационные слухи, аполитичные анекдоты – вся грязь буржуазной пропагандистской машины.

И главное. Под красивыми лозунгами Генеральный секретарь КПСС (предавший партию) и правительство СССР принимали одно за другим решения и постановления, ломающие социалистические устои политики и экономики Советского государства. КГБ СССР перестал стоять на страже безопасности страны и защищать советскую власть.

Контрреволюция в СССР – самая большая трагедия человечества в XX веке. Анализ произошедшего показал: ревизия марксизма-ленинизма, теоретической основы социалистического строительства, оппортунистические ошибки руководства КПСС стали внутренними причинами демонтажа социализма. КПСС отказалась от принципов диктатуры пролетариата, провозгласила страну “общенародным государством”. Перестала руководствоваться объективными политэкономическими законами социализма. Принцип централизованного планового руководства народным хозяйством перестал быть основополагающим, ориентация была сделана на самостоятельность предприятий. Стали внедряться в экономику капиталистические механизмы хозяйствования – прибыль и хозрасчет, кооперация и акционирование. Социализм рухнул. Уже четверть века Россия и все бывшие советские республики идут по капиталистическому пути. Так оппортунистические ошибки переросли в предательство.

Теперь, по прошествии времени, стала очевидной закономерная логика – ревизия теории марксизма неизбежно ведет к оппортунизму, который рано или поздно становится силой контрреволюционной.

Начался кризис в Международном коммунистическом движении. Разброд и шатания охватили почти все европейские компартии. Доходило до раскола. Например, как пишет известный греческий коммунист Алека Папарига, из Коммунистической партии Греции (КПГ) вышла значительная часть членов ЦК во главе с генеральным секретарем, что стало логическим завершением многолетней борьбы коммунистов с оппортунистами в партии, которые предпочли путь приспособления к системе, игры по буржуазным правилам.

Еврокоммунизм поднял голову. Идейная борьба против еврокоммунизма сегодня актуальна, как никогда, ибо он, как и любой другой оппортунизм, опасней, чем буржуазный антикоммунизм, который открыт и ясен. Буржуазия всегда защищает свою власть и интересы всеми средствами вплоть до военной силы. Открыто переходит от режима буржуазной демократии к крайней форме реакции – фашизму. Такая смена империалистической политики закономерна. Так что не случайно в период кризисов неофашизм поднимает голову. В современной Прибалтике, например, стоящие у власти нередко произносят речи в защиту немецких неонацистов. А на Украине в 2014-м году неофашизм захватил власть.

Оппортунизм же опасней тем, что якобы заботится о народе, окутан, как правило, коммунистической фразеологией, за которой, по сути, мало коммунистического. Он оперирует вроде бы закономерным требованием не останавливаться на марксизме XIX века, а развивать его в связи новыми реалиями. И при этом полностью отказывается от принципиальных положений марксизма, основанных на объективных научных законах.

Оппортунизм опасней и тем, что часто пользуется полуправдой, искажает факты, оперирует красивыми абстрактными словесами – свобода, демократия, права человека, гражданское общество, социальное государство, хотя эти слова приобретают смысл только тогда, когда они выражают конкретные классовые интересы. Ведь современное капиталистическое общество тоже имеет классовую структуру. Буржуазия и рабочий класс в ней – основные структурные элементы с противоположными антагонистическими интересами. Оппортунисты успешно манипулируют общественным сознанием, спекулируют на политической малограмотности людей. Уводят рабочих от осознания ими собственных коренных интересов и своей революционной миссии в условиях капитализма.

Еврокоммунизм, как одна из форм оппортунизма, проводит ревизию марксизма путем соединения коммунистических идей с буржуазными теориями и правооппортунистическую политику, направленную на классовое соглашательство, сотрудничество пролетариата с буржуазией.

Сущность еврокоммунизма в ориентации на реформирование капитализма, постепенную его “трансформацию” в социализм, в отказе от социалистической революции и завоевания политической власти рабочим классом.

Первые ростки еврокоммунизма появились еще в XIX веке у Бернштейна, братьев Бауэров, Карла Каутского, вступивших в идейную борьбу с создателями научного коммунизма Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Прав Стивен Гованс, написавший в статье “Социализм XXI или XIX века?”, что именно у них лежат истоки модной сейчас у оппортунистов концепции “Социализма XXI века”. За нее ратовал не только председатель компартии США Сэм Уэб, ее пропагандируют прогрессивные деятели Латинской Америки и, особенно активно, российские “коммунисты” Геннадий Зюганов и его соратники, хотя никакого отношения к коммунизму концепция не имеет. Не случайно XYIII Съезд Компартии Греции заклеймил ее как “крайне реакционный оппортунизм, как вариант еврокоммунизма”.

После Второй мировой войны, в связи с победой СССР над фашизмом в 1945 году, образованием Мировой Системы Социализма, империализм развязал “холодную войну”. В США и на Западе были созданы десятки “антикоммунистических мозговых трестов”, информационных агентств. Усилилась идеологическая борьба империализма против распространения по планете коммунистической “заразы”. Ставка была сделана на идеологические диверсии и психологическую войну, которые провоцировали в странах соцлагеря антикоммунистические выступления.

В 1956 году в Венгрии попытка контрреволюционного переворота сопровождалась кровавой установкой – коммунистов уничтожать. У антикоммунизма был звериный оскал, сродни гитлеровскому. В 1968 году в Чехословакии уже была попытка “тихой” контрреволюции. Десятки западных радиостанций обрушивали на головы молодых ушаты злобной антисоветской клеветы, внедряли буржуазные антикоммунистические идеалы. Буржуазия шла от политики максимальной жестокости к максимальной маневренности.

И тогда, и особенно сейчас жизнь подтверждает, что ввод советских войск в Венгрию и Чехословакию был мудрым решением КПСС по защите социализма. Таким же мудрым является сегодня создание и испытание КНДР ядерного оружия. Лидер глобального империализма, профашистское государство США, разговаривает с миром лишь языком силы. На всех континентах планеты – сотни и сотни американских военных баз. А материальной силе должна быть противопоставлена тоже материальная сила. Иного – не дано! Именно поэтому вопрос о легальных, мирных и нелегальных, насильственных методах сопротивления капиталу должен быть у коммунистов одним из центральных.

В условиях натиска воинствующего буржуазного антикоммунизма в компартиях Европы начался отказ от революционного духа марксизма, усилились реформистские настроения, ориентация на парламентские методы работы. Активизировалась идейная борьба внутри компартий.

К сожалению, и некоторые известные коммунисты планеты стали сдавать марксистские позиции. Лидер итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти предложил “итальянский путь к социализму”, на котором революционный путь преобразования общества будет мирно заменен усовершенствованием буржуазной демократии. Он выдвинул концепцию “полицентризма”, призвал европейские партии стать независимыми от контроля со стороны Москвы.

Именно Тольятти положил начало идейному течению “неортодоксального марксизма”, которое позже получило название “еврокоммунизма”. При сменившем его на посту генерального секретаря Энрико Берлингуэре партия вообще перестала ориентироваться на классовую борьбу, фактически отказавшись от главного в марксизме. Лидер партии убеждал, что в ядерную эпоху борьба против империализма не является главной, стратегией коммунистов должен стать союз рабочих партий с буржуазными. Бороться нужно за депутатские мандаты.

Лидер Испанской коммунистической партии Сантьяго Каррильо в 1977 году выпустил книгу “Еврокоммунизм и государство” и ввел в оборот термин “еврокоммунизм”, в котором под коммунистической оболочкой был скрыт антикоммунистический смысл. Когда в 1960 году молодежный активист Сантьяго Каррильо вытеснил Коммуниста с большой буквы Долорес Ибаррури с поста Генерального секретаря КПИ, партия медленно, но верно пошла под откос. Правы были испанцы, которые говорили, что Каррильо с компартией сделал то, что фашист Франко не смог сделать за 40 лет.

В СССР 17 мая 1990 года было             опубликовано интервью Каррильо “Комсомольской правде”. Он говорил корреспонденту: “Основополагающие идеи Ленина устарели и в современных условиях могут оказаться ошибочными. Мы вычеркнули слово “ленинская” из определения нашей партии… Мы отвергли идею диктатуры пролетариата” и т.д. Корреспондент был счастлив слышать это – в России в это время все средства массовой информации были уже в антикоммунистических руках.

(От редакции. Именно партия PCE(r) – партия коммунистов Испании (восстановленная), политзаключенных которой на протяжении 15-ти лет поддерживают участники ВДЗП – образовалась в 1975 г., не согласившись с соглашательством реформиста Карильо, и многие годы ведет борьбу на позициях коммунистов-революционеров. К сожалению, созданные позже коммунистические партии в Испании (и не только) не оказывают им должной, с нашей точки зрения, поддержки).

Лепту в раскол международного коммунистического движения внес и Жорж Марше – лидер французских коммунистов. Шаг за шагом ФКП полностью отказалась от коммунистической позиции, повернула в сторону буржуазной социал-демократии. Недавно на Съезде было принято решение убрать Серп и Молот из партийной символики. Сейчас ФКП находится в составе Партии европейских левых (ПЕЛ), пошедшей в услужение мировому капиталу.

Все три компартии ратовали за некий промежуточный “третий путь” развития, мечтали о “демократическом режиме нового типа”, при котором бы все были счастливы – и буржуазия, и пролетарии. В последние десятилетия в них рос антисоветизм. Истинных коммунистов стали презрительно называть “ортодоксами”, настроенными “просоветски”. Название у компартий оставалось коммунистическим, а сущность уже была социал-демократической.

Сейчас почти во всех странах Европы существует по несколько коммунистических партий. Плакать не надо. Размежевание в компартиях неизбежно. Единство с оппортунистами невозможно в принципе, ибо они уводят рабочий класс в сторону от классовой борьбы. Отказались от необходимости революции. Как огня боятся марксистской идеи необходимости диктатуры пролетариата. Прав был Владимир Ильич: прежде чем объединяться, надо размежеваться. Объединение возможно лишь на основе марксистской науки, актуальность которой лишь возросла в XXI веке. Потому и организовали лидеры Компартии Греции в Брюсселе в 2013 году учредительную встречу 30 компартий по созданию “Инициативы коммунистических и рабочих партий Европы с целью нахождения общих стратегических целей и координации тактических действий”.

К сожалению, у ряда партий коммунистическое осталось лишь в названии. В том числе и у Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ). Книги Геннадия Зюганова, его статьи и речи, деятельность его и фракции КПРФ в Государственной Думе дает все основания утверждать, что КПРФ – мелкобуржуазная социал-демократическая партия.

“Социал-демократия” – это реформистское политическое течение в международном рабочем движении. Признает лишь мирный путь развития капиталистического общества, необходимость улучшения его с помощью реформ, с помощью компромиссов, “социального партнерства” работодателей и наемной рабочей силы. Социал-демократы демагогически ратуют за множественность путей к социализму и множество моделей социализма. Социализм у них как способ привлечь к себе электорат в период парламентских игрищ.

Сегодня на коммунистических форумах все громче раздаются голоса о том, что именно ревизия науки о коммунизме приводит к оппортунизму (соглашательству), измене делу рабочего класса в его борьбе за свое освобождение. Диалектическая логика привела к истине: под руководством КПСС было создано первое в мире могучее рабоче-крестьянское государство, где восторжествовали социальное равенство и социальная справедливость. Но КПСС же стала и его могильщиком. Дорого обошлась советскому народу ревизия марксизма-ленинизма и оппортунистическая политика КПСС.

Нынче на территории разрушенного Советского союза более двух десятков партий, называющих себя коммунистическими. Страницы их печатных изданий зачастую отдаются под доказывание неверных теоретических и идеологических позиций, иногда переходящих и в откровенно антикоммунистические. Например, что “марксизм, ставший идеологическим инструментом сталинской политики – это превратная идеология”, что в СССР не было социалистической собственности и т.д., что сталинизм не отличается от фашизма, что сегодня в стране нет капитализма... Однако из работы В.И.Ленина “Империализм как высшая стадия капитализма” очевидно, что в современной России есть все присущие империализму основные признаки. А то обнаруживают главного врага пролетариата не в буржуазии, захватившей все национальные богатства страны, созданные рабочим классом, а в каком-то сионо-фашизме. Или и того “круче”: “Марксизм как наука давно умер. Когда работал Маркс, были класс капиталистов и класс пролетариев… Сейчас класса капиталистов давно нет и классовый подход не применим… Нет сейчас пролетариата... И классовой борьбы, как массового процесса, быть не может”…

Сейчас, когда трудовой люд большую часть информации получает из буржуазных источников – газет и журналов, Радио, ТВ, Интернета – отдавать страницы нашей печати антикоммунистам и путанникам, чтобы они работали против нас, нельзя. Как не вспомнить мудрый ответ Ленина Мясникову, который предлагал ввести в стране в 1921 году свободу печати: “Свобода печати во всем мире, где есть капиталисты, есть свобода покупать газеты, покупать писателей, подкупать и покупать, и фабриковать “общественное мнение” в пользу буржуазии… Буржуазия (во всем мире) еще сильнее нас, и во много раз. Дать ей еще такое оружие, как… свободу печати, значит облегчить дело врагу, помогать классовому врагу. Мы самоубийством кончать не желаем и потому этого не сделаем”. (ПСС т.44, стр. 79)

Идеологическая борьба – важнейшая форма классовой борьбы. От того, какое мировоззрение будет у протестующих борющихся масс, в том числе и полученное через коммунистическую пропаганду, зависит, за кем и куда они пойдут, чего в борьбе будут добиваться и чего добьются. Повели же неонацисты Майдана на Украине за собой безмозглых протестующих юнцов, которые стали не борцами за народные интересы, а обыкновенными фашистскими прихвостнями

Сегодня, как никогда, перед коммунистами стоит важнейшая задача борьбы за чистоту марксизма-ленинизма против извращений, враждебных инсинуаций, примитивных интерпретаций, ибо “без революционной теории нет революционной практики, революционного движения”.

Однако руководство КПРФ тянет членов партии на позиции правого оппортунизма. Председатель партии Геннадий Зюганов – талантливый ревизионист. 20 лет он ведет партию по пути отказа от научного коммунизма. В многочисленных книгах и статьях он даже не упоминает о рабочем классе, говорит об этносе, нации, печется о русском электорате. При КПРФ даже создано движение “Русский лад”, где проповедуют особый “Русский социализм”, провозглашают: “России – русскую власть”, гражданское согласие, мир и дружбу между голодными и сытыми, угнетенными и угнетателями.

Лозунга “Пролетарии всех стран соединяйтесь” в прессе КПРФ давно нет. А ведь отход от интернационализма, важнейшего марксистского принципа, есть оппортунистическая измена рабочему классу в его борьбе.

Руководство КПРФ диалектический и исторический материализм, философскую основу марксизма, заменили объективным идеализмом. Марксистской политэкономии предпочли буржуазную. Не на Маркса, Энгельса, Ленина доктор философии Зюганов ссылается в своих речах, а на российских философов XIX века Бердяева и Данилевского. С особым почтением говорит о религиозном философе Иване Ильине, идеологе белого движения в России, который одобрил нацизм и политику фашизма во время Второй мировой войны.

Возлагая надежды на духовные ценности православия, он считает церковь “гарантом национального единства, защитником народных святынь и традиций”. В атеизме видит “причину развала СССР и всех наших нынешних бед”.

 Коммунисты не имеют права забывать, что главное в марксизме – вопрос о рабочем классе – главной созидательной силе человеческого общества, о его исторической революционной миссии установления диктатуры пролетариата для освобождения всего трудового народа от капиталистического гнета и эксплуатации. Разве устарели слова Ленина: “Либо диктатура (то есть железная власть) помещиков и капиталистов, либо диктатура рабочего класса. Середины нет. О середине мечтают попусту барчата, интеллигентики, господчики, плохо учившиеся по плохим книжкам. Нигде в мире середины нет и быть не может. Либо диктатура буржуазии (прикрытая пышными эсеровскими и меньшевистскими фразами о народовластии, учредиловке, свободах и прочее), либо диктатура пролетариата”. И добавил: “Только негодяи или дурачки могут думать, что пролетариат сначала должен завоевать большинство при голосованиях, производимых под гнетом буржуазии, под гнетом наемного рабства, а потом должен завоевать власть. Это верх тупоумия или лицемерия, это – замена классовой борьбы и революции голосованием при старом строе, при старой власти”. (ПСС.39,с.219)

Но о диктатуре пролетариата руководители КПРФ не вспоминают. О классовой борьбе речи нет. Все их помыслы связаны с парламентской деятельностью. С помощью «хороших поправок» в буржуазные законы фракция надеется усовершенствовать российское буржуазное государство, сделать его “социальным”. Считают архиважным добиться “честных выборов”, “хорошего бюджета” и т.д. А как же иначе? Знаменитую фразу Зюганова о том, что “лимит на революции исчерпан”, только ребятишки в детсаду не знают…

И вот, пропагандируя “Социализм “XXI века”, идеологи КПРФ предпочитают вести народ страны к так называемому социализму путем улучшения капитализма. Отринув главную идею “Манифеста коммунистической партии”: “Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности”, они открыто заявляют, что в “Социализме XXI века” будет многоукладная экономика, равноправие всех форм собственности, в том числе частной. И вот уже Зюганов на встрече с В. Путиным перед Новым годом порекомендовал по-дружески капиталисту-президенту сделать “левый поворот”.

Так что это – заблуждение, пустые надежды оппортуниста или антикоммунизм?

Любовь Прибыткова

16 января 2016г                   г. Иркутск

(приведено в небольшом сокращении)

От редакции. Мы за то, чтобы как можно больше ошибавшихся граждан страны левый поворот сделали. Но тот, кто осознанно вел и продолжает вести страну в капиталистическое «право», ее дорушивающее, тот, кто не в должной мере этому препятствует, должны будет ответить перед народом за содеянное.