Великий русский публицист

К 280-летию со дня рождения Н.А. Добролюбова

 

5 февраля 2016 года исполняется 280 лет со дня рождения выдающегося русского мыслителя, публициста, литературного критика Николая Александровича Добролюбова.

Николай Александрович прожил всего 25 лет. Но за это время он очень много написал. Его собрание сочинений насчитывает 9 томов.

Но дело не только в количестве написанного. Н.А. Добролюбов был крупнейшим представителем «реальной литературной критики». Для этого течения разбор литературных произведений становился поводом для разговора о животрепещущих жизненных проблемах. За это Н.А. Добролюбова ценила и любила прогрессивная русская интеллигенция.

Добролюбов родился 5 февраля (по старому стилю 24 января) 1836 года в городе Нижний Новгород в семье священника.

В детстве был тихим, скромным, погруженным в себя мальчиком. Любил книги. Писал стихи. И, как это ни кажется удивительным, был очень религиозен. Как Овод в юности.

В 1847 году поступил сразу на 4-й курс четырехклассного духовного училища, учился с детьми, которые были старше его. В 1848 году поступает в духовную семинарию.

Среди характеристик, данных Николаю Добролюбову в эти годы: «Отличается тихостью, скромностью и послушанием», «усерден к богослужению и вел себя хорошо», «отличается неутомимостью в занятиях».

Считаются, что борцами за революционное преобразование мира становятся, преимущественно, бойкие юноши, демонстрирующие в детстве дерзость и непокорство. Но это не всегда так.

В 1853 году Н.А. Добролюбов просит у отца разрешения поступить в университет. Но отец против, и Николай не так воспитан, чтобы идти против воли отца. В конце концов, было решено, что Н.А. Добролюбов будет поступать в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Когда Добролюбов приехал в Санкт-Петербург, то случайно узнал, что в Главном педагогическом институте недобор. Соблазн был слишком велик, и Николай успешно сдает экзамены и поступает на Историко-филологический ф-т Главного учительского института. Отец поворчал-поворчал, но, в конце концов, смирился.

1854 год был для Н.А. Добролюбова переломным. И в личном, и в общественном отношении. В марте умирает горячо любимая им мать, а августе – отец. Николай становится главой семьи. Он пристраивает братьев и сестер к родственникам и продолжает учиться.

В это же время Добролюбов проникается радикально-оппозиционными взглядами и отходит от религии. В 1854 году он пишет сильно оппозиционное стихотворение «На 50-летний юбилей Его Превосходительства Н.И. Греча», а в 1855 году – стихотворение на смерть Николая I. Добролюбов создает рукописную газету «Слухи», которая распространяется среди студентов. Всего вышло 19 номеров «Слухов».

1855 год был поворотным для всей России. Поражение в Крымской войне наглядно демонстрирует социальную и техническую отсталость России. Необходимость реформ становится очевидной, и власть больше не может зажимать общественное мнение, так как она делала раньше. Начинается блестящий расцвет российской журналистики.

В 1855 году Н.А. Добролюбов знакомится с Н.Г. Чернышевским и начинает свое сотрудничество с журналом «Современник». Только в 1857 году Н.А, Добролюбов опубликовал в «Современнике» 75 статей!

На первом этапе расцвета любимой темой российской журналистики стало обличение взяточничества, расцветшего на Руси в предшествующее царствование. Но ни Чернышевского, ни Добролюбова эта тема не интересует. В центре их внимания – социальные проблемы России и социальные корни её пороков.

Главными социальными корнями отечественных пороков Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов считали царское самодержавие и крепостное право. Но переход России на буржуазный путь развития вовсе не был пределом их мечтаний. Они не идеализировали буржуазию и чувствовали противоположность её интересов интересам трудового народа. В спектре политических сил конца 1850-х годов Чернышевский и Добролюбов находились на крайне левом фланге. И, по-видимому, лишь слабое знакомство с западной общественно-политической мыслью помешало им стать марксистами.

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов считали необходимыми глубокие социально-экономические преобразования в России, которые могли быть осуществлены только революционным путем. Крестьянскую реформу 1861 года, освободившую крестьян без земли, Н.Г. Чернышевский считал половинчатой и отнесся к ней резко критически.

Литературная критика Н.А. Добролюбова пропагандировала ряд важных мыслей.

Во-первых, мысль о полной никчемности правящего в России дворянского сословия. Наиболее известная статья Добролюбова на эту тему посвящена роману Гончарова «Обломов». Конечно, сам Илья Ильич Обломов в значительной степени карикатурен, но Н.А. Добролюбов мастерски выявляет обломовский черты у многих литературных героев из дворянского сословия: Онегина, Печорина, Рудина и т.д. Массовая психология русского дворянства порождена условиями крепостного права, и ожидать от дворянства нечего.

Во-вторых, мысль об остром недостатке в России самостоятельных энергичных людей, способных решать новые задачи, встающие перед страной. Этот недостаток также увязывался с крепостным правом и с традициями подавления личности в самых разных слоях российского общества. Эта проблема обсуждалась, в частности, в статье, посвященной драме А.Н. Островского «Гроза» («Луч света в темном царстве»). Талантливая и энергичная от природы героиня «Грозы» способна лишь на стихийный бунт, после которого темное царство остается в первозданной темноте.

Недостаток энергичных людей в России заставил Н.А. Добролюбова задуматься о педагогических проблемах. Для него было очевидно, что система воспитания детей и подростков, сложившаяся в России, ломает яркую личность и формирует пассивное отношение к окружающей действительности.

Н.А. Добролюбов сформулировал ряд прогрессивных для того и для нашего времени педагогических идей, предлагающих строить воспитание на уважение к личности ребенка, на развитии его самостоятельности. В дальнейшем педагогические идеи Н.А. Добролюбова были развиты его младшим современником Д.И. Писаревым.

В-третьих, мысль о том, что России необходим новый социальный тип – революционер.

Выдающийся русский писатель Иван Сергеевич Тургенев обладал редким даром видеть нарождающиеся социальные типы и изображать их в своих произведениях. Он открыл для русского читателя два новых социальных типа: разночинца-нигилиста (Базаров) и революционера, пока, правда, ещё болгарского (Инсаров). И.С. Тургенев никоим образом не был сторонником революционного преобразования общества, но он был объективным писателем. И как объективный писатель показал, что в человеческом плане Инсаров сильно превосходит двух других претендентов на руку и сердце прекрасной Елены. Н.А. Добролюбов не смог не прореагировать на роман «Накануне». Сразу после выхода романа он написал статью «Когда же придет настоящий день». В этой статье Добролюбов говорил о том, что Инсаров – это новый тип, очень необходимый России, что российская действительность таких типов к сожалению, пока не порождает...

Иван Сергеевич Тургенев был шокирован радикальными выводами, сделанными из его романа и поставил перед издателем «Современника» Н.А. Некрасовым ультиматум: Или Добролюбов или я? Некрасов выбрал Н.А. Добролюбова.

Добролюбов отличался огромной работоспособностью. Не имея персонального компьютера и даже печатной машинки, он сумел за несколько лет написать девять томов литературно-критических статей и прочих сочинений. Думаю, что в истории мировой литературы будет очень непросто найти другого автора, работавшего с такой производительностью.

Добролюбов был не только выдающимся публицистом, но и талантливым поэтом. Свои лирические стихи он не публиковал, но зато публиковал очень острые произведения сатирического жанра.

В 1860 году у Н.А. Добролюбова обнаружилась чахотка. По настоянию Н.Г. Чернышевского и других друзей Добролюбов уехал лечиться за границу, откуда продолжал посылать статьи в «Современник». На родину Добролюбов возвращается в середине 1861 года, уже тяжело больным.

Он умер 29 ноября 1861 года в Санкт-Петербурге. За несколько дней до смерти он высказал сожаление по поводу того, что мало сделал в своей жизни . В день кончины он написал короткое стихотворение:

Милый друг, я умираю,

Но спокоен я душою,

И тебя благословляю

Шествуй тою же стезею.

 к.б. С.В. Багоцкий

 

 

Н.А. Некрасов

Памяти Добролюбова

 

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

..........

Ты жажде сердца не дал утоленья;

Как женщину, ты родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей,...

Но слишком рано твой ударил час

И вещее перо из рук упало.

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,

И высоко вознесся ты над нами...

Плачь, русская земля! но и гордись –

С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты

И в недра не брала свои обратно:

Сокровища душевной красоты

Совмещены в нем были благодатно...

Природа-мать! когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни...

 

Сквозь века

 

Приведем несколько отрывков из стихотворений Н.А.Добролюбова.

В «Оде на смерть Николая I» основная мысль автора сосредоточена на разоблачении политического строя монархии, в котором, как и при капитализме, недостаточно поменять одного «тирана» на другого – надо менять строй:

По неизменному природному закону,

События идут обычной чередой:

Один тиран исчез, другой надел корону,

И тяготеет вновь тиранство над страной.

И ни попыткою, ни кликом, ни полсловом

Не обнаружились трусливые сердца,

И будут вновь страдать при сыне бестолковом,

Как тридцать лет страдали от отца.

Мечтая о коренных изменениях в стране, но учитывая политическую обстановку в России 60-х годов 19-го века, он восклицает, обращаясь к Революции:

О, подожди еще, желанная, святая!

Помедли приходить в наш боязливый круг!

Теперь на твой призыв ответит тишь немая,

И лучшие друзья не приподымут рук.

Но Добролюбов твердо верит, что Россия сбросит с себя кандалы подневолья, пробудится, и народ, освобожденный в революционной борьбе, займет достойное место в мире. Он пишет о будущем России:

Она пойдет!.. Она восстанет,

Святым сознанием полна.

И целый мир тревожно взглянет

На вольной славы знамена...

Глазам Европы изумленной

Предстанет русский исполин,

И на Руси освобожденной

Явится русский гражданин.