Кто виноват? И ты тоже...

Заметки публициста

 

Кто позвал сюда этих «немцев»?

В советском фильме «Проверка на дорогах» есть эпизод, где захваченный партизанами полицай, чуя перед собой «стенку», скулит в своё оправдание: «Я что ли этих немцев сюда допустил?» То есть прислужник врагов своей Родины пытается уверить, что пошёл в услужение врагам единственно под напором, выражаясь современным языком, «обстоятельств непреодолимой силы». Правда, тогда этот скулёж мало помогал изменникам уйти от заслуженной пули или петли.

А теперь позволим себе обратиться к аргументам, которые приводит сегодня наш средний человек в пользу своего неучастия «в политике». Когда его зовут не то что «в партизаны», а хотя бы выразить протест против явно несправедливых и явно ухудшающих его положение действий буржуазных властей, слышим унылое: «А что мы можем сделать?», «За нас всё уже решили», «Теперь уже ничего не изменишь». То есть подспудно выходим на то же оправдание полицая: «Я что ли этих немцев сюда допустил?» Так и хочется сказать: «Да, именно ты! Ты их позвал. Ты своей пассивностью оккупацию страны этими «немцами», то есть властью российской буржуазии, продолжаешь и укрепляешь».

Капитализм пришёл на нашу землю не только как результат экономических перемен, связанных с отходом от социалистических начал в народном хозяйстве. Он пришёл и как результат переворота в мозгах, связанного с внедрением в сознание идеи стяжательства, идеи «урвать своё». Без этого не состоялась бы ни грабительская прихватизация, ни утверждение господства денежных мешков, то есть буржуазной диктатуры.

Исследователи ещё проследят и опишут процессы разложения советской морали и замены её нравственной нормой разбойничьего общества – «деньги всегда правы». А сейчас перед нами стоит итог экономических, политических и идеологических метаморфоз – капиталистический строй. Он беспощадно поделил общество на купающихся в роскоши буржуев и знающее только потери трудящееся большинство. Оставил этому большинству один свет в конце тоннеля – своей борьбой заставить буржуазию с собой считаться. Казалось бы, всё очевидно. Но не очевидным остаётся момент, когда добытое ценой огромных потерь знание о сути капитализма перейдёт в направленное против него движение широких масс.

Долго считалось, что народ проснётся и поднимется, когда сумма его экономических потерь перевалит за критическую массу и ему станет невмоготу. Но трудовой народ не подопытная лягушка, которая дергает лапой при прикосновении электрического провода. К фактору объективному непременно должен быть приложен фактор субъективный. А его пробуждать следует, в том числе, стыдом. Чаще говорить жалующемуся на невзгоды нашему человеку:

– Это ты виноват, что закрыли твой завод и тебя выбросили на улицу. Ты виноват, что не можешь найти денег на лечение своей дочери и просишь подаяние с табличкой «Помогите на жизненно необходимую операцию!». Ты виноват, что твоего сына наркоторговцы посадили «на иглу». Ты виноват, потому что тебя нет в рядах борющихся. Потому что ты смирился с властью негодяев, шарящих в твоих карманах.

Если вспомнить тех немцев, то их изгоняли с нашей земли всенародной, Отечественной войной. Этих «немцев» тоже погонит от власти и от кормушки только широкое народное движение. Если вместо безнадёжного «что мы можем?» наш человек скажет российским буржуям: «Мы против вас. Мы говорим вам «вон!»

Александр Ставицкий

От редакции. И даже если уже не успели помочь своим – заводу, дочери, сыну, – то хоть не оставим этот развал будущим поколениям, как боровшиеся в Великую Отечественную оставили детям 40-х-50-х счастливую и достойную жизнь.