Кто виноват? И ты тоже...
Заметки публициста
Кто позвал сюда этих «немцев»?
В советском фильме «Проверка
на дорогах» есть эпизод, где захваченный партизанами полицай, чуя перед собой
«стенку», скулит в своё оправдание: «Я что ли этих немцев сюда допустил?» То
есть прислужник врагов своей Родины пытается уверить, что пошёл в услужение
врагам единственно под напором, выражаясь современным языком, «обстоятельств
непреодолимой силы». Правда, тогда этот скулёж мало помогал изменникам уйти от
заслуженной пули или петли.
А теперь позволим себе
обратиться к аргументам, которые приводит сегодня наш средний человек в пользу
своего неучастия «в политике». Когда его зовут не то что «в партизаны», а хотя
бы выразить протест против явно несправедливых и явно ухудшающих его положение
действий буржуазных властей, слышим унылое: «А что мы можем сделать?», «За нас
всё уже решили», «Теперь уже ничего не изменишь». То есть подспудно выходим на
то же оправдание полицая: «Я что ли этих немцев сюда допустил?» Так и хочется
сказать: «Да, именно ты! Ты их позвал. Ты своей пассивностью оккупацию страны
этими «немцами», то есть властью российской буржуазии, продолжаешь и
укрепляешь».
Капитализм пришёл на нашу
землю не только как результат экономических перемен, связанных с отходом от
социалистических начал в народном хозяйстве. Он пришёл и как результат
переворота в мозгах, связанного с внедрением в сознание идеи стяжательства,
идеи «урвать своё». Без этого не состоялась бы ни
грабительская прихватизация, ни утверждение
господства денежных мешков, то есть буржуазной диктатуры.
Исследователи ещё проследят и
опишут процессы разложения советской морали и замены её нравственной нормой
разбойничьего общества – «деньги всегда правы». А сейчас перед нами стоит итог
экономических, политических и идеологических метаморфоз – капиталистический
строй. Он беспощадно поделил общество на купающихся в роскоши буржуев и знающее
только потери трудящееся большинство. Оставил этому большинству один свет в
конце тоннеля – своей борьбой заставить буржуазию с собой считаться. Казалось
бы, всё очевидно. Но не очевидным остаётся момент, когда добытое ценой
огромных потерь знание о сути капитализма перейдёт в направленное против него
движение широких масс.
Долго считалось, что народ проснётся и поднимется, когда сумма его
экономических потерь перевалит за критическую массу и ему станет невмоготу. Но
трудовой народ не подопытная лягушка, которая дергает лапой при прикосновении
электрического провода. К фактору объективному непременно должен быть приложен
фактор субъективный. А его пробуждать следует, в том числе, стыдом. Чаще
говорить жалующемуся на невзгоды нашему человеку:
– Это ты виноват, что закрыли
твой завод и тебя выбросили на улицу. Ты виноват, что не можешь найти денег на
лечение своей дочери и просишь подаяние с табличкой «Помогите на жизненно
необходимую операцию!». Ты виноват, что твоего сына наркоторговцы посадили «на
иглу». Ты виноват, потому что тебя нет в рядах борющихся. Потому что ты
смирился с властью негодяев, шарящих в твоих карманах.
Если вспомнить тех немцев, то
их изгоняли с нашей земли всенародной, Отечественной войной. Этих «немцев» тоже
погонит от власти и от кормушки только широкое народное движение. Если вместо безнадёжного «что мы можем?» наш человек скажет российским
буржуям: «Мы против вас. Мы говорим вам «вон!»
Александр
Ставицкий
От редакции. И даже если уже не успели помочь своим – заводу, дочери, сыну, – то
хоть не оставим этот развал будущим поколениям, как боровшиеся в Великую
Отечественную оставили детям 40-х-50-х счастливую и достойную жизнь.