Одесское подполье

 

Одесские катакомбы – это уникальное подземное шахтное сооружение, созданное руками человека.  Вот уже более 200 лет катакомбы хранят загадочные события, которые происходили в истории и культуре города. За время добычи камня, из которого строилась Одесса, эти шахты стали похожи на большой подземный лабиринт, равных которому по своей протяженности в мире нет…

С началом Великой Отечественной войны катакомбы стали иметь огромное значение для города, потому что тысячи жителей города и пригорода вынуждены были прятаться в них от бомбардировок и артобстрелов на протяжении 73 дней, в период героической обороны Одессы.

После вынужденной временной сдачи Одессы, во время оккупации Украины, на территории Одессы и области действовало 13 партизанских отрядов. Первый из этих партизанских отрядов, которым командовал В.О.Молодцов-Бадаев, дислоцировался в катакомбах села Нерубайского, в пригороде Одессы. Сначала в состав отряда вошли 64 мужчин и 5 женщин. Кроме того в отряде были дети, которые были связными и разведчиками.

Перед тем, как партизаны вошли в катакомбы, ранее созданная организаторская группа оборудовала в них базовый лагерь с запасами продовольствия, горючего – для освещения и приготовления еды, которая готовилась, в основном, на примусах и керосинках. Были созданы запасы взрывчатки, боеприпасов, оружия и всего необходимого для обеспечения жизни и боя.

Подходы, которые вели к лагерю, были забаррикадированы. Второстепенные ходы заложены наглухо и заминированы.

В лагере были построены кухня, столовая, спальные помещения, штабная комната, баня, подсобки, амбары и мастерские. Все они были оборудованы в забоях и связаны между собой штреками.

В соответствии с названием отряда, а точно он назывался «диверсионно-разведывательным», он делился на две части. Половина отряда базировалась в катакомбах, другая же половина, разбившись на три группы, размещалась в городе на конспиративных квартирах. Это были разведчики – «глаза и уши отряда».

За время пребывания в катакомбах большинство партизан не видело не только солнца, но и обычного дневного света, поскольку на боевые операции они выходили только по ночам.

Как-то 16-ти летний разведчик Яша Гордиенко раздобыл и принес в катакомбы расписание движения железнодорожных поездов. Один эшелон был подчеркнут и назван эшелоном «люкс», что свидетельствовало о его важности. В ночь на 17 ноября 1941 года поезд был подорван. Под его обломками нашли гибель 250 высокопоставленных румынских чиновников, которые ехали в Одессу, чтобы управлять созданным губернаторством Транснистрия (что значит «Заднистровье»). Гибель их переполошила фашистское командование, и в то же утро, 17 ноября, в катакомбы отправились карательные войска.

Для борьбы с партизанами в Одессе находилась 16-ти тысячная дивизия. Каратели обстреливали все входы в катакомбы, а затем один из фашистских отрядов вошел в них. В катакомбах завязался бой, который длился более двух суток.

Потом бой стих, поскольку фашисты убедились, что в катакомбах воевать нельзя: без света в них никуда не пойдешь, а стоило зажечь спичку или мигнуть фонариком, как раздавался снайперский партизанский выстрел.

Ничего не добившись в ходе боя, фашисты пошли другим путем. Они стали закладывать входы в катакомбы –  бетонировать, минировать их. Разведчики, которые действовали извне стали поддерживать связь с катакомбами с помощью колодца: спускали в ведре записку, которую в катакомбах перехватывали партизаны.

Так они известили, что фашисты привезли баллоны, по-видимому будут пускать газы... Заблаговременное предупреждение спасло партизан. Они успели сделать перемычки, которые отделили их от пущенных газов. Но одновременно эти перемычки изолировали их и от притока свежего воздуха.

Партизаны стали задыхаться, с каждым днем кислорода становилось все меньше. В этих условиях они искали новый выход. Искали его неделю, вторую. И только на 22-й день, расчистив покинутый колодец, они почувствовали приток свежего воздуха.

Ни клада, ни счастья

                вы здесь не найдете,

Хоть лбом пробивайте

                  стену за стеной ...

Налево пойдете, направо пойдете,

Вы встретитесь только

                  с ночной темнотой.

Конечно, какого-либо клада в катакомбах партизаны не искали. Но за счастье свое и наше они не только боролись, но и отдавали свои жизни.

По материалам Интернета