Йылмаз гюней. Жизнь-подвиг

 

Борьба за лучшее будущее, за справедливость, за достойную жизнь своих ближних, своего народа, своей страны, да и землян в целом – сопутствовала всем поколениям людей и во все времена.

За это боролись и продолжают бороться верные сыны и дочери всех народов во всех странах.

О некоторых знают и помнят. Имена других скрываются под покровом времени. Но порой современные события подсказывают дорогу в это забытое было прошлое, высвечивают личности значимые и могущие служить примером во время нынешнее.

В руки попала брошюра А.А.Гусейнова «Йылмаз Гюней Жизнь подвиг». Автор рассказывает о необыкновенной жизни турецкого писателя, актера, кинорежиссера Йылмаза Пютюна (Гюней – псевдоним). Он – талантливейший сын курдского народа (родители курды), не отделявший себя от жизни страны, в которой жил, от жизни ее трудового народа независимо от национальности. Он с детства познал трудную жизнь народа и в последствие боролся за его лучшую жизнь и своим искусством, и своими убеждениями.

На примере судьбы Йылмаза Гюнея можно видеть, сколь жестко преследовали турецкие власти всякое сопротивление им, всякую поддержку борьбе за социальные права народа. Эти качества «унаследовало» и нынешнее правительство Эрдогана.

Одним из первых рассказов Й. Гюнея был рассказ с говорящим названием «Три скрытых фактора социального неравенства». Как говорил сам автор в интервью А.А. Гусейнову, «рассказ был о социальном неравенстве в нашей стране. Одни трудятся, а другие наживаются на этом труде. Первые прозябают в нищете, живут так, как жили их далекие предки. Вторым доступно высшее образование, квалифицированная медицинская помощь и другие блага жизни.

Вторым помогают держать первых в повиновении три фактора: деньги, религия и правящая верхушка. Факты были взяты из реальной жизни, но меня обвинили в коммунистической пропаганде».

Было заведено дело, передано в суд, приговор оказался суровым – семь с половиной лет тюремного заключения. Апелляционный суд, правда, смягчила приговор – полтора года тюрьмы и полгода ссылки под надзор полиции.

Но это было только начало. Начало и славной истории этого талантливого деятеля искусства, признанного во всем мире, и, казалось бы, несовместимых с этим – его тюремных университетов.

Тот факт, что Йылмаз был приговорен к тюремному заключению за коммунистическую пропаганду, произвел неожиданное впечатление на некоторых людей, поддержкой которых он дорожил Не сразу удалось найти работу. 

Но поступило предложение от одного из его друзей написать сценарий анонимно. После этого Йылмаз Пютюн становится Йылмазом Гюнеем, а на экране появляется новый фильм «Двое отважных».о двух смелых и находчивых парнях, которые помогали беднякам бороться с несправедливостью, преодолевая сопротивление помещиков и их холуев. Фильм имел огромный зрительский успех. Приглашения сниматься посыпались к Гунею как из рога изобилия. Только в 1964 году он снялся в одиннадцати , а в 1965 году – в двадцати двух фильмах.

«…Я стал известнейшим артистом Турции, – писал Йылмаз Гюней, – но в конце 1965 года окончательно осознал, что не говорю зрителю того, что хотелось бы ему сказать. И тогда я решил работать с режиссерами, которые стремятся более правдиво показать социальную реальность Турции».

Более того, стремясь донести свои мысли до зрителя, Йылмаз становится сам и сценаристом, и режиссером своих фильмов. Продолжает играть. Многократно получает в Турции премии как исполнитель лучшей мужской роли. Как пишет автор брошюры, «проявилось новое направление в его творчестве, которое можно смело назвать обличительным реализмом. Может быть, этот термин не совсем научен, но зато он точно отражает художническое и нравственное кредо Гюнея».

После службы рядовым в штрафной роте, куда Гюней был отправлен за свое непослушное творчество, он возвращается к любимому делу, создает картину «Надежда», которая была признана лучшим фильмом года на Всетурецком фестивале, после чего картина была в Турции запрещена. Однако она же была удостоена специальной премии жюри на международном кинофестивале в Гренобле. Началось ее триумфальное шествие по экранам Европы, Азии, Африки и Северной Америки

Но несмотря на уже мировое признание, в 1972 году Гиней снова был арестован «за предоставление убежища анархистам». При этом через два месяца после ареста Гюней узнал, что ему присуждена премия Орхана Кемаля (высшая награда за реалистический роман) и звание лучшего деятеля искусства за творческое новаторство. Он пробыл в застенках более двух лет, где преодолевая препоны тюремщиков, многие лишения и унижения, продолжал писать. Позже были изданы его романы, рассказы и 177 написанных в тюрьме писем. Обобщая в них собственный опыт, опыт человека, рано узнавшего, что такое несправедливость и бедность, автор определяет свою политическую позицию. Всей душой принимая идеи социализма, Гюней призывает к революционной борьбе.

А затем, после 120 дней свободы и неуемного творчества, очередной арест 14 сентября 1974 года и приговор по сфабрикованной версии обвинения – 19 лет тюремного заключения.

Начались скитания по тюрьмам. Но, упрятанный за решетку, Гюней не сдается и продолжает борьбу. Он много читает, пишет, а главное – ставит фильмы. По словам самого Гюнея, он использовал любую возможность для того, чтобы руководить съемками «на расстоянии». В камере он тщательно продумывал каждый кадр предстоящей съемки; после посещения тюрьмы его помощники уносили с собой очередной эпизод подробнейшего режиссерского сценария. Иногда ему с помощью подкупленных тюремщиков удавалось даже провести в камере репетицию с актерами.

Его фильмы этого времени удостаивались высоких наград. На фестивале в 1975 году все три приза за три картины получили фильмы Йылмаза Гюнея. Кроме того, он был признан лучшим сценаристом.

Награды заключенному вручались его жене Фатьме Гюней. Враги Гюнея пытались помешать вручению наград, но вмешательство прогрессивной молодежи не позволили сорвать праздник.

И тогда мужественная женщина зачитала присутствующим обращение своего мужа к турецким кинематографистам, где он призывал собратьев по профессии смело говорить простым людям правду, как бы горька она не была, убеждал способствовать подъему культуры в стране, требовал от них страстного обличения социальных язв буржуазного общества. Речь Фатьмы неоднократно прерывалась аплодисментами.

А фильм «Дорога», начатый в неволе и законченный после побега – во Франции, получил главный приз XXXV Канского международного кинофестиваля – «Золотую пальмовую ветвь».

В защиту Гюнея неоднократно выступала прогрессивная, в том числе, и советская, международная общественность.

В 1981 году Гюнею удается совершить побег за границу. Побег готовился давно и тщательно. Родственники и друзья постепенно вывезли из страны негативы почти всех фильмов, поставленных Гюнеем, а также другие материалы и рукописи. И не зря. Так как позже, в отместку за побег, турецкие власти наложили арест на оставшееся в стране имущество Йылмаза Гюнея, лишили турецкого гражданства и объявили государственным преступником.

В эмиграции, несмотря на вынужденную частую смену мест пребывания, Гюней продолжал творить. Однако тяжелая болезнь вырвала его из рядов пламенных борцов 9 сентября 1984 года.

Рассказывать о творческом пути Йылмаза Гюнея невозможно в тесных рамках одной статьи. Говоря совсем коротко, его послужной список можно представить так:

Йылмаз Гиней прожил всего 47 лет. Из них одиннадцать он провел в тюрьме, полгода в ссылке, два года проходил военную службу в штрафной роте, три года скитался на чужбине. Для творчества судьба отвела ему очень мало времени. Но он совершил гражданский подвиг – написал сценарии к 53 фильмам, снялся в 110, поставил 17. Опубликовал четыре романа, сотни рассказов. Сколько же талантливых произведений мог бы еще написать этот человек!...

Его творческий путь – от невинного рассказа о бедном крестьянине, написанном в студенческие годы, до призыва к революционной борьбе.

Уже будучи в эмиграции Гюней стал членом Коммунистической трудовой партии Турции.

Еще раньше он писал: «Я считаю, что искусство в целом – это элемент классовой борьбы, и кино, как и другие искусства, должно продолжать борьбу. В этом смысле все артисты – борцы, и я считаю таковым себя, мои фильмы – тоже борцы».

Незадолго до смерти Йылмаз Гюней сказал: «Цель моей жизни не искусство, а освобождение моего народа». Его жизнь и творчество являются прямым подтверждением правдивости этих слов.

По материалам книги А.А.Гусеайнова

подготовила Н. Глаголева