Новый этап деиндустриализации Украины

 

За последние 25 лет, с момента разрушения Советского Союза и реставрации капитализма на территориях бывших Советских республик, экономике Украины (ранее УССР), прежде всего, в промышленности, нанесён непоправимый урон.

По заявлению бывшей руководительницы Фонда госимущества В. Семенюк-Антонеко, в Украине за годы так называемой независимости уничтожено свыше 50 тысяч предприятий различного профиля. В Харьковской области, согласно данных статуправления, уже на 2010 год было уничтожено 1880 предприятий.

После подписания соглашения по Ассоциации с Европейским Союзом этот процесс приобрёл очертания спланированной катастрофы для некогда мощного промышленного комплекса Советской Украины. Вдруг на различных уровнях т.н. украинской власти заговорили о государственных предприятиях как о наиболее коррумпированной части нашей экономики. Как ни странно, при этом позабыли о теневом секторе, который по признанию предыдущей и нынешней власти, составляет более половины всего экономического сектора, о янтарной лихорадке, которая, по заявлению самого Порошенко, «крышуется» милицией, прокуратурой, СБУ. А это ли не самая наглая коррупция?

Ещё одним штрихом, подтверждающим зловещие планы уничтожения Украины как промышленной страны, стало отсутствие финансирования ПТУ. А зачем – если заводов не будет? В Европе своих заводов хватает!

Вывод прост: выполняя задание с Запада, неукраинская власть у руля Украины вознамерилась добить ещё выжившие в немыслимых условиях государственные предприятия и, таким образом, завершить процесс деиндустриализации страны, приведя её к стандартам ЕС, – полуколония для сбыта готовой продукции западных фирм, производитель отдельных видов продукции, с которыми Европе возиться невыгодно, ну и дешёвая рабочая сила.

Условия для этого создали идеальные: предприятия Донбасса, а это шахты, металлургические и химические предприятия, просто уничтожают при помощи бомбардировок самыми современными видами боеприпасов и экономической и продовольственной блокады, выдавливая работников предприятий с насиженных мест, вынуждая становиться беженцами. Другим предприятиям, в основном, на востоке Украина запрещает сотрудничество с Российской Федерацией не только в военной сфере, но и в гражданском производстве. Ну, а как же – парламент назвал Россию агрессором! Но только как-то странно выглядит эта самая агрессия – Россия покупает на Донбассе уголь и продукцию, посылает тысячи тонн гуманитарной помощи, принимает беженцев с Украины и вынужденных переселенцев в придачу к тем, кто ищет в РФ заработок. Речь о миллионах людей. А вот неукраинская власть в Украине организовала блокаду Донбассу, прекратила выплачивать зарплаты и пенсии, организовала пропускные пункты, где отнимает продукты питания у желающих их провезти для выживания, при этом заявляет о контрабанде. Контрабанда – незаконное перемещение товаров и грузов через государственную границу. Так что, у нас уже есть граница с ДНР и ЛНР. Власть в Украине их признала?

В результате преступной политики по уничтожению производительных сил в Украине – страна почти в коме, а предприятия или остановлены, или превратились в небольшие артели, если сравнивать с Советским периодом. Вот лишь некоторые примеры.

• Похоже, окончательно решили похоронить самое крупное авиастроительное предприятие Украины ХГАПП – Харьковский авиазавод, который был построен в годы первых Советских пятилеток в 1928 году.

До 1992 года он занимал одно из ведущих мест в самолётостроеннии СССР. Выпускал пассажирские, транспортные, военные самолёты и крылатые ракеты; в настоящий момент — пассажирские, транспортные и военно-транспортные АНы. После обретения Украиной «независимости» потерял свои мощности. Для примера: в 1980-х годах за 4 с половиной года было выпущено более 320-ти Ту-134, а за последние 5 лет – ни одного самолёта.

В настоящее время, с сентября 2014 г., завод полностью остановлен, работникам так и не выплатили зарплату за предыдущие годы и за простой по вине собственника.

Сегодня Харьковский авиазавод производит угнетающее впечатление. Больней всего это видеть тем, кто застал «прежние времена». Считается, что тут до 4 тыс. работников, но на деле продолжают работу несколько десятков человек, приглашаемых по отдельному списку. Завод входил в концерн «Антонов», но тот приказал долго жить. Очевидно, такая участь ждёт и когда-то славный «Южмаш», «Моторсич» и другие предприятия Украины.

Продажной бездумной власти не нужна ни авиация, ни космос!

• Резко обострилась ситуация и на заводе «Коммунар». История производственного объединения «Коммунар» началась в 1927 году с создания в Харькове детской трудовой коммуны имени Ф. Дзержинского. За годы Советской власти «Коммунар» вырос из коммуны беспризорников в передовой научно-производственный центр по производству систем управления космическими аппаратами, оборонных объектов, а также товаров.

С 1952 года до настоящего времени ПО «Коммунар» специализируется на выпуске систем управления для украинских и российских ракет-носителей «Союз», «Протон», «Зенит», а также проектирует и изготовляет аппаратуру систем управления для космических аппаратов, которые являются доказательством высоких технологий, качества продукции и высокой квалификации персонала.

Одновременно с развитием производства аппаратуры ракетной техники в 1954 году завод начинает выпуск радиоприемников, а позднее телевизоров.

С 1997 года ПО «Коммунар» принимает участие в изготовлении системы управления ракеты «Зенит-3SL», которая используется в рамках международных проектов «Морской старт», «Альфа», «Глобалстар».

Сегодня заводу грозит сокращение штатов почти наполовину. Свыше 1000 человек будут уволены. И это к уже ушедшим тысячам вследствие отсутствия работы. Причина – нет заказов от России, а Европе мы не нужны.

Большинство рабочих и ИТР последние годы работало не более 2-х дней в неделю. К чему это может привести показал печальный пример: как рассказали рабочие завода, когда прежний директор Л. Сабадош уходил в министерство, он пообещал дать заказы взамен потерь сотрудничества с РФ, но оказалось, что эти заказы уже некому выполнять!!! Преступная кадровая политика капиталистической Украины оставила страну без рабочих и инженерных кадров.

• Завод ФЕД был создан в 1927 году на базе небольших мастерских Детской коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, под руководством педагога и учёного А.С. Макаренко. Он начал свою деятельность с выпуска простейших электрических сверлильных машин и фотоаппаратов. (Заметьте – в Советское время даже на основе детской коммуны было создано в последствии два завода, а на сегодня эти заводы постепенно дрейфуют в сторону мастерских). В дальнейшем, были разработаны и серийно выпускались знаменитые малоформатные фотоаппараты серии «ФЭД-5», автоматические фотоаппараты «ФЭД-Микрон», «ФЭД-Микрон-2», «ФЭД-35», «ФЭД-50», стереофотоаппараты «ФЭД-Стерео» и другие фотопринадлежности.

На заводе освоено производство авиационных агрегатов (интегральных гидроприводов, агрегатов топливопитания, систем автоматического управления авиационных двигателей, агрегатов систем автоматического управления полетом, агрегатов гидравлических систем), которые устанавливаются на следующие самолёты и вертолёты: Ан-32, Ан-70, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ан-140, Ан-148, Бе-200, Ил-78, Ил-96, Ка-32, Ка-52, Ми-8/17, Ми-24, Ми-28, МиГ-27, МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-34, Су-35, Ту-95, Ту-142, Ту-160, Ту-204, Ту-214, Як-42, Як-130.

После введения запрета на поставку продукции в Россию, в том числе двойного назначения, завод потерял 70% сбыта. Руководство завода надеется на рынки Индии, Китая и Европы, да вот завоёвывать рынки дело не простое. Поэтому уже в этом году завод отправлял сотрудников на 2/3 зарплаты. Имеет место сокращённая неделя для отдельных групп рабочих. По мнению наших экспертов, из проблем завод самостоятельно вряд ли выпутается.

• Государственное предприятие завод «Электротяжмаш» – один из крупнейших заводов на Украине. Входит в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности страны. Решение о его строительстве было принято после завершения Великой Отечественной войны в 1946 году.

Специализируется на разработке и выпуске турбогенераторов, гидрогенераторов, крупных электрических машин постоянного тока, комплектного электрооборудования для городского и железнодорожного электротранспорта.

На сегодняшний день на заводе идёт сокращение штатов, люди, не видя перспектив, уходят и самостоятельно. Как докладывают рабочие завода, практически остановлены производства турбогенераторов и гидрогенераторов.

Вместе с тем, ещё в 2014 году ГП завод «Электротяжмаш» занял первое место на Украине среди крупных и средних предприятий по основному виду деятельности – производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов и назван одним из крупнейших налогоплательщиков Харькова.

Начались попытки рейдерских захватов предприятия. В перспективе правительство планирует приватизацию госпредприятий. Очевидно, и причина бедственного положения завода сегодня в этом. Работает схема: обанкротить и купить за бесценок!

• ХТЗ «Харьковский тракторный завод им. Серго Орджоникидзе» – предприятие по производству гусеничных и колёсных тракторов.

Строительство завода началось в апреле 1930 года в степи. 30 сентября 1931 строительство было завершено (в это время завод насчитывал 12 цехов). 1 октября 1931 года состоялся пуск завода. В октябре 1931 года завод начал выпуск колёсного трактора СХТЗ 15/30. Через год завод выпускал 100 тракторов в день. Одновременно с заводом был построен посёлок ХТЗ.

В 1935 году с конвейера сошёл 100-тысячный трактор, в 1936 году с конвейера сошёл уже 150-тысячный трактор.

В 1980-е годы завод достиг максимальной производительности — выпуск продукции составлял до 70 тысяч тракторов в год.

После 1991 года началось постепенное угасание гиганта тракторостроения, но он всё-таки избежал участи тракторостроительных заводов ХЗТД, ХЗТСШ, «Серп и Молот», которые были просто уничтожены. Особенно старательно «зачистили» «Серп и Молот» – даже площадку на месте корпусов разровняли.

В 2014 году ХТЗ продал свыше 1,5 тыс. тракторов и стал единственным промышленным предприятием Украины, завершившим год с прибылью.

Завод уже давно в частных руках, но попытки его захвата возобновились с приходом к власти евроинтеграторов – в судах стали рассматривать кредитные долги под гарантии государства, которые завод проиграл, против некоторых руководителей возбудили уголовные дела за ненадлежащую сохранность (как ни странно) государственной собственности, которую давно уже продали «эффективным собственникам», на завод начались наезды майданутых активистов с требованием вернуть завод «государству». Последние новости – замена директора, который, по информации журналистов, близок к премьеру (теперь уже бывшему – ред.).

Сложности возникли и с заказами. Основными потребителями продукции завода всегда были Россия и некоторые страны СНГ, но, ввиду сложившейся ситуации, и тут проблемы. Задание на апрель – 160 тракторов, а далее, как уже не раз бывало, – отпуск. Судьба рабочих и их семей уже традиционно в Украине руководство не волнует.

Кроме того, новым (старым) директором (он был директором ХТЗ ранее, в 2006-2007г.г. – ред.) издан приказ по заводу №94 от 28 марта 2016 года об увольнении 1824 человек персонала.

Как видим, производство после обретения «незалежности» сокращалось как шагреневая кожа с 70 тысяч в год до 1,5 тысяч, а дальше одни вопросы.

• Харьковский приборостроительный завод имени Т.Г. Шевченко (ХПЗ) — один из крупнейших в СССР заводов по производству военной электроники и бытовой электротехники.

Входит (входил) в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины.

Во времена СССР — режимное предприятие государственного значения (ПО «Монолит»). Также завод был известен как производитель магнитофонов и иной музыкальной техники высокого качества и надёжности.

Прошёл «путь» от 22 тысяч работающих до 290 человек, потеря заказов, мощностей, долги по зарплате перед уволенными за три месяца прошлого года и перед работающими – за восемь месяцев 2014-го. Рабий график, в основном, два дня в неделю. Завод в стадии санации. Замена директора. Вывод – захват с целью распродажи нужными людьми остатков оборудования и металлолома.

Так чаще всего бывает в некогда промышленно развитой Украине.

Задолженность по зарплате на предприятиях Харьковской области на 1 января 2016 г. составляла 162,3 млн. грн.

Как сообщили в Главном управлении статистики в Харьковской области, сумма долга по сравнению с началом 2015 г. выросла на 40,8%, или на 47 млн. грн.

Самые большие должники – предприятия промышленности. Они задолжали своим сотрудникам 128,2 млн. грн., или 79% от общего долга.

Судя по катастрофическим показателям предприятий Харькова, которые были основными наполнителями бюджета, говорить о каком-то сравнении этих показателей Советского периода и капиталистического лихолетья не приходится. Падение ВВП произошло в разы, а не на проценты. Просто теперь включают в ВВП показатели спекулятивного дохода, что раньше было преступлением.

А если по правде, то преступником является вся система капитализма, все его структуры и «обслуживающий персонал» от власти.

Павел Тищенко,

Председатель Рабочего

Фронта Украины