«Что с тобой, Серега?»

 

Над холмами киевского Парка Вечной Славы гуляет свежий весенний ветер. А он на этом ветру в одной своей гимнастерочке с боевыми орденами и Золотой Звездой Героя Советского Союза. В руке – шлем, за голенищем сапога – блокнот и карта (планшета так и не завел – «в бою сапог надежней»).

«Командир второй эскадрильи капитан Титаренко сидит, откинув голову назад. И теперь мы видим, как он смертельно устал и как дороги ему эти мгновения тишины и покоя». Так написано в киносценарии фильма «В бой идут одни “старики”». Но яркие охапки живых цветов, лежащие на коленях застывшего в бронзе советского аса, напоминают: 37 лет назад, 11 апреля 1979 года, трагически погиб всенародно любимый советский актер Леонид Быков. Он же – капитан Титаренко и режиссер потрясающего фильма о Великой Отечественной войне – «В бой идут одни “старики”».

Памятник Маэстро и его боевым побратимам – советским военным летчикам – установлен в столичном Парке Вечной Славы в 2001-м году, на собранные народом деньги. Возле этого замечательного произведения (скульпторы – В. Щур и В.Сивко, архитектор В.Скульский) в день гибели Леонида Быкова и 9 Мая собираются все, кому он дорог, – спеть «Смуглянку»...

Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в УССР – село Знаменское Славянского района Донецкой области. В мальчишечьих мечтах видел себя военным летчиком. В сорок третьем пятнадцатилетний Ленька, прибавив несколько годков, попросился на фронт. Его, конечно же, не взяли. И все-таки он попал на ту войну тридцать лет спустя, создав фильмы-памятники советским воинам.

Учился Леонид Быков в Харьковском театральном институте, после его окончания работал в местном театре имараса Шевченко, где поразил зрителей воплощением образа Павки Корчагина. Затем в жизнь Быкова вошло кино – «Дорогой мой человек», «Добровольцы», «Майские звезды», «Алешкина любовь», «Максим Перепелица». Зрители узнавали в его персонажах своих знакомых, а порой и самих себя – ведь фильмы в советское время снимались о народе и для народа.

В 1965 году украинцу Леониду Федоровичу Быкову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. А спустя год он вместе с семьей переехал из Ленинграда в Киев.

«– Как же вы не заметили? Мы же сегодня над моей Украиной дрались...

– А как тут заметишь? Те же поля, дороги, села...

– Э, нет! – живо перебил Титаренко. – А воздух? Другой. А небо – голубее. И земля зеленее!»

Леонид Быков трепетно любил свою малую родину, но был напрочь лишен украинского национализма. Именно это позволило создать ему такие пронзительно чистые фильмы. Мощную силу советского интернационализма в годы Великой Отечественной войны Быков сумел показать без пафоса, через обычные человеческие отношения и судьбы:

«... Ромео сорвал листок, понюхал.

– Домом пахнет. Тополь – дерево моей родины. Только они у нас высокие, пирамидальные...

– А как по-вашему будет дом?

– Мен сезне субамам.

– Как длинно, – удивилась Маша.

– Это по-узбекски: я люблю вас, Маша».

Казалось бы, на родной земле Быкову будет работать легко, но увы... Снимать киношедевры о войне «В бой идут одни “старики”» и «Аты-баты, шли солдаты...» ему оказалось непросто. «Почему с Киевской киностудии ушли режиссеры Алов и Наумов, Хуциев, Донской, Чухрай? Мы начали судить людей за халатное отношение к технике. А когда мы, наконец, начнем судить за преступное отношение к людям?..» – с горечью вопрошал Леонид Федорович в письме к своему другу. Тогда он даже представить себе не мог, какие чудовищные преступления ожидают Украину в будущем! В 1991 году, вопреки здравому смыслу, она вышла из СССР и начала строить свою жизнь по лекалам ОУН – Организации украинских националистов. Той самой, чьи идеологи заявляли, что «фашизм – это, прежде всего, национализм».(Н. Сциборский, «Нациократия»). Результаты такого «строительства» вылились в «майдан» 2013-2014 годов, где под вывеской борьбы за «евроинтеграцию» свершился нацистский переворот. Именно там легализовались давно создаваемые отряды украинских штурмовиков, объединившихся в «Правый сектор», батальон «Азов» и т.д. Из Киева штурмовые отряды расползлись по всей Украине. Они громили государственные учреждения, с ревом первобытных животных сносили памятники В.И. Ленину. Но так было не везде – Крым отмежевался от нацистов вначале металлическими щитами, затем – референдумом о присоединении к России. Донецк, Луганск, Харьков, Одесса плеснули в них огромными «антимайданами». Однако нацисты, за которыми уже стояла украинская власть, начали убивать своих противников. Сожжение десятков людей в Одессе и Мариуполе повергло жителей Украины в оцепенение. Многие антифашисты ушли в глубокое подполье. А Донбасс ответил нацистским оккупантам народным ополчением. В ночь с 11 на 12 апреля (что совпало с 35-й годовщиной памяти Леонида Быкова – авт.), его родной Славянск преградил украинским нацистам путь на Донбасс. Киевская власть бросила на непокорный город Вооруженные силы Украины (ВСУ). С тех пор вот уже более двух лет украинские войска обстреливают города и села Донбасса, убивая мирных жителей. На стороне ополченцев против украинских фашистов сражаются добровольцы разных национальностей – как в Испании 30-х годов, как в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”». Больше всего добровольцев из России, откуда бедствующему населению Донбасса идет регулярная гуманитарная помощь.

Факты, о которых я пишу, общеизвестны – они происходили и происходят на наших глазах. Но на Украине есть немало людей, которые утверждают, что на Донбасс напала ... Россия. Чудовищность этой лжи их не коробит, логических доводов они категорически не воспринимают.

«Никогда подумать не мог, что война начнётся со стороны России, – говорит украинский актер Владимир Талашко. – Русский солдат стоит сегодня у меня под Донецком и у меня под Макеевкой». Вряд ли после этих слов лицедею следует появляться в «его Донецке» и его «Макеевке». Люди, живущие под обстрелами украинских военных, потерявшие родных и близких, оставшиеся без жилья, господина артиста, мягко говоря, не поймут. Да и Макеевка, в которой Талашко когда-то жил, совсем не его – он, как видим, так и остался уроженцем Западной Украины.

В фильме «В бой идут одни “старики”» Владимир Талашко сыграл мятущегося лейтенанта Сергея Скворцова. По сюжету он дважды проявляет в боях малодушие, а потом начинает раскаиваться. Обрести «второе дыхание» Сергею помогает его мудрый командир – капитан Алексей Титаренко, Маэстро. Лейтенант Скворцов снова отважно сражается в небе и героически гибнет, направив пылающий самолет на вражеские цистерны.

«– Серега, прыгай! Прыгай, Серега!..

– Ребята! Будем жи-и-ить!..»

Человек, сыгравший такую роль, должен всегда оставаться на её высоте. Но Владимир Талашко совершил проступок, навсегда разлучивший его с лейтенантом Скворцовым. Используя имидж советского летчика-ветерана из фильма «В бой идут одни “старики”», он принял участие в украинском проекте «Помним. Гордимся. Победим!», где «Помним» и «Гордимся» относятся к Великой Отечественной, а «Победим!» – стремление хунты взять Донбасс.

Социальный ролик «Дед» начинается демонстрацией макета самолета с красными звездами на крыльях и надписью «Будем жить!». Герой сюжета в исполнении Владимира Талашко надевает шинель советского военного летчика (крупным планом – пуговицы со звездами), и тут в его квартире раздается телефонный звонок. Это внук, воюющий в «АТО», спешит поздравить деда с Днем Победы. Дед растроган. Из их сурового мужского диалога становится понятно: ушедший расстреливать Донбасс наследник тайно прихватил одну из наград героического предка – Орден Красной Звезды. «Где ты его хранишь?» – вопрошает дед. «В левом кармане... у сердца», – отвечает внук. Идиллический разговор заканчивается тем, что его младший участник спешит на очередной обстрел жилых кварталов Донбасса, а старший надевает советскую летную фуражку и с чувством произносит бандеровский слоган: «Слава Украине!».

Более иезуитский «проект» придумать трудно. В стране, где под угрозой тюремного заключения запрещены красная звезда, серп и молот, буденовка, название «Великая Отечественная война», а 9 Мая всячески вытесняется из праздничных дат, День Победы вдруг оказывается... славным прошлым украинских нацистов! То, что советские воины были освободителями мира от фашизма, а «вояки АТО» являются фашистскими карателями Донбасса, полностью игнорируется. Не имея сил совладать с величием Победы, украинская хунта её цинично ... приватизирует. Одной рукой она разрушает мемориалы советских воинов, другой – клепает подобные «социальные ролики». Внушает согражданам, и в первую очередь – молодым, кощунственную мысль: украинские нацисты, гордясь героизмом советских воинов, победят антифашистов Донбасса! Ополченцев ДНР и ЛНР, которые сражаются под запрещенными на Украине красными флагами и с алыми звездочками на фуражках. Подобное утверждает и сам Владимир Талашко в интервью, опубликованном на сайте «donbassUA»: «Именно участник украинского АТО, а не российский убийца-наёмник (так он именует ополченцев – авт.) является продолжателем дела победителей». И даже бахвалится: «После выхода того ролика ко мне приходили письма о том, что это словно продолжение фильма «В бой идут одни “старики”».

Продолжение?! В. Талашко может представить себе, что внуки Маэстро, Смуглянки, Кузнечика или сыгранного им лейтенанта Сергея Скворцова обстреливают восставший против украинской хунты Донбасс?!

 « – Что с тобой, Серега? Ты же истребитель...

– Кончился истребитель. Леша... Все... Я трус, командир...»

... А над интернациональными отрядами ополченцев Донбасса, защищая их с неба, летит, покачивая краснозвездными крыльями, вторая поющая эскадрилья капитана Титаренко. И после майских дождей там так же плачут белые березы – стекают капли воды с листьев и падают... падают...

Игорь ГОРДИЕНКО

г. Киев.