Преграда на пути прогресса будет устранена!

К 100-летию написания В.И.Лениным работы «Империализм как высшая стадия капитализма»

Сто лет назад Владимир Ильич Ленин написал работу «Империализм как высшая стадия капитализма» – одну из фундаментальных в марксизме-ленинизме, одну из тех, на которых зиждется марксистско-ленинское понимание современного общества и процессов, в нем происходящих (написана в г. Цюрих, январь-июнь 1916г. – ред.) Как и всё у Ленина, этот труд написан в конкретных условиях и в ответ на конкретные потребности. В условиях Первой мировой войны, когда империалистические хищники вцепились друг в друга и требовалось в интересах рабочего класса определить экономическую и политическую сущность строя, вызвавшего мировую бойню. Но истинное значение «Империализма как высшей стадии капитализма» выходит далеко за пределы конкретного отрезка времени и конкретной ситуации.

Перед нами «биография» противостоящей нам общественно-политической системы, её «портрет», её внутренние процессы и подвижки и её конечная судьба. В главном, сущностном, не сосредотачиваясь на изменяемых, конечно, временем формах. (Скажем, к перечисленным Лениным видам монополий, – картелям, синдикатам, трестам, – современный капитализм добавил холдинги, а к финансовым уловкам этих монополий «офшоры», но разве это меняет суть?). Поэтому смешными выглядят потуги буржуазных идеологов и прислуживающих буржуазии ревизионистов объявить марксизм-ленинизм устаревшим. Как может устареть та истина, что дважды два четыре?

Что устарело в ленинской характеристике господствующего и поныне империализма? То, что он вырастает из концентрации производства с образованием монополий, разоряющих и подчиняющих себе мелких хозяев? Так это мы видим на примере современной капиталистической России, где всякие лоточники непрерывно стонут по поводу притеснения «малого бизнеса». То, что происходит аналогичная концентрация в банковском деле? Происходит, и в нынешней России приняла форму отзыва у банков лицензий. То, что при империализме господствующим становится финансовый капитал и образуется финансовая олигархия? Послушайте соединённый вопль всех причастных к производству российских предпринимателей «дайте нам дешёвые кредиты!», и станет ясно, кто в капиталистическом доме под названием РФ хозяин. То, что для капитализма в империалистической стадии характерен вывоз капитала? Гигантское современное перемещение капиталистами производств и инвестиций в районы Земли с дешёвой рабочей силой и сырьём, в том числе в Россию, не оставляет сомнений на этот счёт. Заметим, что такое перемещение и сегодня составляет, по Ленину, основу угнетения и эксплуатации большинства стран мира горсткой богатейших государств. А значит, и основой поддержания у них более высокого уровня жизни. (Сегодня это получило отражение в теории «золотого миллиарда»). Ведь уровень жизни в воровской шайке всегда выше, чем у добропорядочных граждан.

А, может, неубедительной кажется ленинская мысль, что сверхприбыли монополий позволяют империализму подкупать верхушку трудовых классов и укреплять тем оппортунизм? Но кто тогда современные «евролевые» в коммунистическом движении или сидящая в российской Госдуме верхушка КПРФ с её «лимитом на революции»?

А ещё добавим сформулированные Лениным такие черты высшей стадии капитализма, как паразитизм, раздел мира между союзами капиталистов, а через них между главными капиталистическими державами. Интересно отметить, что едва вылупившийся из яйца буржуазной контрреволюции российский империализм немедленно обнаружил эти черты. Как обнаружил и появление целой когорты высмеянных Лениным в его работе мелкобуржуазных критиков капитализма на основе благих пожеланий, как бы сделать так, чтобы капиталистическая монополия не за прибылью гонялась, а служила народном благу.

Владимир Ильич дал нам образец практичнейшей теории! По которой монополизм, как главная черта империализма, означает застой и паразитирование. Означает «реакцию по всей линии», и прежде всего, линии политической, поскольку господство финансовой олигархии ведёт прямиком к фашизации. Означает и неизбежность войн. Когда мы говорим, что капитализм – это война, мы опираемся на раскрытую Лениным природу капиталистической монополии. Она всего прочнее, когда захватывает в одни руки все источники сырья и сбыта. Вот первопричина всех войн империализма и всех поползновений претендентов на мировое господство с их байками об исключительности своих наций!

Владимир Ильич своей работой обрисовал перспективы революционной борьбы против системы капиталистической эксплуатации. Империализм, максимально концентрируя производство, подвёл его к максимальному обобществлению. Производство становится общественным, но присвоение его результатов остаётся частным – противоречие, которое сведёт капитализм в могилу. Поэтому империализм, по Ленину, есть умирающий капитализм. Частнособственнические отношения стали оболочкой, не соответствующей содержанию, препятствующей назревшему движению к более высокому строю – социализму. Как пишет Ленин, если искусственно оттягивать устранение этой оболочки, она может оставаться в гниющем состоянии сравнительно долгое время. (А уж как оттягивали и оттягивают! Тут и интервенции, и перевороты, и поход Гитлера на восток, и оказавшееся самым мощным из последних средств – буржуазная контрреволюция в СССР). Но это препятствие, эта преграда на пути движения к социалистическому общественному строю неизбежно будет устранена.

«Империализм есть канун социальной революции пролетариата. Это подтвердилось с 1917 года во всемирном масштабе», – так закончил В.И.Ленин предисловие к французскому и немецкому изданию своей книги.

Александр Ставицкий

 

ЛЕНИН:

Необходимо сказать несколько слов о главе VIII: «Паразитизм и загнивание капитализма»... Международный раскол всего рабочего движения теперь уже обнаружился вполне (II и III Интернационал). Обнаружился также и факт вооружённой борьбы и гражданской войны между обоими течениями: поддержка Колчака и Деникина в России меньшевиками и «социалистами-революционерами» против большевиков, шейдемановцы и Носке с Ко в Германии с буржуазией против спартаковцев, тоже в Финляндии, Польше, Венгрии и т. д. В чём же экономическая основа этого всемирно-исторического явления? Именно в паразитизме и загнивании капитализма, которые свойственны его высшей исторической стадии, т. е. империализму. Как доказано в настоящей книжке, капитализм выделил теперь горстку (менее одной десятой доли населения земли, при самом «щедром» и преувеличенном расчёте менее одной пятой) особенно богатых и могущественных государств, которые грабят — простой «стрижкой купонов» — весь мир. Вывоз капитала даёт доход 8–10 миллиардов франков в год, по довоенным ценам и довоенной буржуазной статистике. Теперь, конечно, много больше.

Понятно, что из такой гигантской сверхприбыли (ибо она получается сверх той прибыли, которую капиталисты выжимают из рабочих «своей» страны) можно подкупать рабочих вождей и верхнюю прослойку рабочей аристократии. Её и подкупают капиталисты «передовых» стран — подкупают тысячами способов, прямых и косвенных, открытых и прикрытых.

Этот слой обуржуазившихся рабочих или «рабочей аристократии», вполне мещанских по образу жизни, по размерам заработков, по всему своему миросозерцанию, есть главная опора II Интернационала, а в наши дни главная социальная (не военная) опора буржуазии. Ибо это настоящие агенты буржуазии в рабочем движении, рабочие приказчики класса капиталистов... настоящие проводники реформизма и шовинизма. В гражданской войне пролетариата с буржуазией они неизбежно становятся, в немалом числе, на сторону буржуазии, на сторону «версальцев» против «коммунаров».

Не поняв экономических корней этого явления, не оценив его политического и общественного значения, нельзя сделать ни шага в области решения практических задач коммунистического движения и грядущей социальной революции.

Империализм есть канун социальной революции пролетариата. Это подтвердилось с 1917 года во всемирном масштабе.

ППС, т. 27. «Империализм как высшая стадия капитализма». Из предисловия к немецкому и французскому изданию