Казахстан.  Митинги, «которых не было», прошли.  Что дальше?

На 21 мая в Казахстане намечались акции протеста против проведения земельной реформы, узаконивавшей продажу земли в частную собственность и передачу сельскохозяйственных угодий в аренду на 25 лет китайским государственным корпорациям.

Власть испугалась и пошла в наступление.

До 21 мая в стране прошла череда административных арестов, которым в разных регионах подверглись более 50-ти активистов и общественных деятелей, призывавших к проведению митингов против земельной реформы. Бюджетникам и студентам грозили увольнениями и отчислениями за участие в митингах. В официальных СМИ не прекращалась информационная кампания по запугиванию населения страшилками о «надвигающемся майдане», о «деньгах Госдепа» и о готовящихся провокациях.

Провокации не заставили себя долго ждать, и 20 мая между двумя главными площадями «Республики» и «Астана» сотрудниками МВД был якобы обнаружен «схрон» с бутылками с зажигательной смесью, обрезками труб, арматуры и ржавым пистолетом, что сразу же было объявлено на главных телеканалах и в центральных газетах, как «доказательство» готовящихся беспорядков. Это стало оправданием для силовиков в деле полного перекрытия центра Алматы.

До этого ко всем крупным городам Казахстана, особенно на юге и на западе, были стянуты части внутренних войск, армии и спецподразделений МВД и КНБ. В Атырау демонстративно на крышах домов были расставлены снайперы, в окрестности вошла бронетехника. 21 мая во многих регионах были заблокированы все социальные сети, в некоторых даже отключен интернет, иногда – и мобильная связь.

21 мая в Алматы задержанию подверглись многие сотни людей, которые пытались пройти в центр города для участия в мирных акциях протеста против новых норм статей Земельного Кодекса. Полиция делала все, чтобы не допустить маломальского скопления людей. Все группы рассекались и задерживались, несмотря ни на возраст, ни на пол, ни на какие-то еще внешние факторы. РОВД были переполнены схваченными людьми. Задержания и аресты участников митингов прошли также в Астане, Актобе, Караганде, Семипалатинске, Костанае, Уральске и в других городах и населенных пунктах. Небольшое собрание удалось провести только в Павлодаре, где представителям партии ОСДП удалось провести встречу с пятью десятками активистами.

 В итоге властям удалось предотвратить проведение массовых протестных акций, площади всех городов были наглухо перекрыты, а председатель комитета административной полиции МВД РК Игорь Лепёха даже успел отрапортовать, что никаких митингов в стране вообще не было! Это вызвало смех у всех даже далеких от политики и борьбы людей.

Особо усердно задерживались именно журналисты, как казахстанских, так и зарубежных СМИ. Под горячую руку полицейских попали как российские, так и западные корреспонденты в Алматы, Астане и Караганде, были задержаны и сотрудники агентств Интерфакс-Казахстан и ТАСС. Спецслужбы намеревались не допустить информационного освещения событий и особенно предстоящего разгона с применением спецсредств и оружия.

По поводу арестов журналистов сделала специальное заявление даже Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович: "Я призываю власти [Казахстана] освободить всех сотрудников СМИ, задержанных перед началом протестов в выходные".

Политика репрессий показала страх правящего класса и непосредственно самого «лидера нации» перед нарастающим широким движением

Надо отметить, что наиболее активно выразили свой протест именно низы общества, и это в стране, где более 80% живет в бедности, а 3,5 миллиона граждан «самозанятые», где так называемый «средний класс» вконец обнищал и не проявлял никогда своих политических притязаний. В основе пока еще стихийного движения лежит желание отстоять свою землю от передачи в частные руки латифундистов и иностранных корпораций, что уже является очень прогрессивным, демократическим, антикапиталистическим и антиимпериалистическим посылом.

Но вал задержаний и истеричная информационная кампания в официальных СМИ привели и к совершенно другому результату – к перелому в сознании, к политизации и радикализации требований протестующих, которые еще раз убедились в том, что режим не откажется от планов тотальной приватизации земли и государственной собственности. В результате у многих протестующих сам вызрел лозунг отставки президента Назарбаева, его правительства и парламента.

Недовольство режимом только усилилось, и было лишь загнанно внутрь, чтобы снова вырваться в ближайшие недели или месяцы в виде еще более массового народного движения. Теперь запретами, угрозами и полицейскими кордонами будет трудно остановить людей, часть из которых уже преодолела страх.

И дело не только в продаже земли, а в самом антинародном капиталистическом курсе правительства, который нужно сломать, а саму «элиту» отправить в политическое небытие.

Протестное движение обязательно приобретет действительно серьезный размах, и рабочим коллективам надо также подниматься на борьбу и ставить вопрос о национализации своих предприятий под собственным контролем, требовать пересмотра всех контрактов по недропользованию, заключенных правительством 25 лет назад и позже.

Нефтяники, шахтеры и металлурги должны вернуться к повестке требований, которые выдвигали в свое время рабочие Жанаозена и Каражанбаса и дополнить их новыми.

Земля, Нефть и предприятия в руки народа!

Надо вспомнить погибших нефтяников и жителей Жанаозена, не побоявшихся пуль цепных псов режима!

Айнур Курманов

(приведено в сокращении)

http://socialismkz.info/