Университеты вспоминают 1905 год
11-12
июня в Москве прошел Форум преподавателей высших
учебных заведений России, организованный их профсоюзной организацией
«Университетская солидарность», на котором
предполагалось обсудить неудовлетсворительное
состояние в области обеспечения прав и интересов преподавателей ВУЗов, что
непосредственно связано и с самим состоянием высшего образования во всех его
проявлениях.
Первый
же выступающий, доцент РГГУ А.А. Олейников обратил внимание на историю борьбы
сотрудников ВУЗов и студенческой молодежи (и его дополнили другие участники),
которая на заре 19-го века была неразрывно свзана с политической
борьбой рабочего класса против эксплуатации, за справедливое и достойное
будущее. Особые права Университетов – их автономность и
самостоятельность, а также сам образовательный уровень преподавателей и
студенческой молодежи, стремление молодых к справедливости делали
Университетские стены защитой для протестующих рабочих при проведении ими акций
протеста, а, главное, сами студенты, а порой и их наставники-преподаватели,
немало сделали для просвещения рабочего класса, для обретения им понимания сути
классовой борьбы и организации для ее ведения.
Все
эти задачи стоят и сегодня.
Правда, в ходе дальнейших выступлений речь, в основном,
шла о бесчисленных нарушениях нынешней властью, чиновниками, ответственными за
проведение образовательной политики (которая сама направлена на разрушение
образования в стране), интересов и прав преподавательского состава, о
бесконечном реформировании образования, губительно сказывающемся на всех его
сторонах, о ничтожном финансировании, о целенаправленном сокращении самостоятельности
вузов, о пресловутой оптимизации, ведущей к бездумному (или специально
задуманному) сокращению как
учебных заведений, так и преподавателей вообще, а также к безмерному завышению
нагрузки на педагогов, о чудовищной бюрократизации процесса преподавания, о
необходимости выравнивания зарплат между руководством ВУЗов и иными
сотрудниками и многом другом. В частности, участники Форума заявили, что
финансово-экономической основой для реализации их требований должно стать
увеличение расходов на образование в консолидированном бюджете до уровня не
менее 8 % ВВП. (В советское время – 7%, ныне - примерно 3,5 %).
Отмечалось, что в ряде случаев, например, в
Ленинградском Университете, педагогов в их борьбе активно поддерживают и
студенты.
По результатам обсуждения была принята Рекомендация, то
есть Обращение к работникам-преподавателям системы Высшего образования с
перечислением общих бед и призывом к солидарной борьбе.
На
форуме присутствовали и участвовали в обсуждении представители РКРП-КПСС, РОТФРОНТа и движения «Образование для всех» и ДЗД т.т. Р.
Осин, Н. Нечаева и Н. Глаголева.
Н.
Глаголева предложила завершить принимаемые Рекомендации двумя абзацами:
–
Наш профсоюз является одним из отрядов борющихся профсоюзов; отрядов, солидарных
с борьбой профессиональных объединений рабочего класса и других людей Труда.
–
Понимая, что удовлетворение наших требований связано с общей политической
ситуацией в стране, одной из своих главных задач мы считаем участие в
политической борьбе за справедливое, прогрессивное, социалистическое общество.
Первый
абзац нашел частичное отражение в Рекомендациях. Второй в окончательной
редакции отсутствует полностью, но непосредственно присутствовавшие участники
Форума приняли его, договорившись об исключении (думаем, что временно – ред.)
слова «социалистическое», оставив «справедливое и прогрессивное» (что не может
не быть социалистическим – ред.).
Соб. кор.
Из рекомендаций Форума преподавателей
Мы, преподаватели
московских вузов при участии наших коллег из Санкт-Петербурга, Нижнего
Новгорода, Екатеринбурга, Казани, Калуги, Иванова, Ханты-Мансийска, Твери и
гостей из Великобритании, Канады, Словакии, собрались на Форум, инициированный
Межрегиональным профсоюзом работников высшей школы «Университетская
солидарность» и Общероссийским объединением (ассоциацией) профсоюзов
«Конфедерация труда России». Нас
привели сюда тревога за будущее высшего образования в России, озабоченность его
нынешним состоянием и критическое отношение к преобразованиям, проводимым
российскими властями.
Мы обращаем данные рекомендации не к власти,
не к руководству вузов. Мы убедились, что рациональные аргументы не
воспринимаются ими, если не подкреплены давлением снизу. Поэтому
мы обращаемся к нашим коллегам – прежде всего к членам профсоюзов, но и к не
организованным в профсоюзы тоже – предлагая им программу действий, те типовые
требования, которые должны выдвигаться как в адрес государственных органов, так
и в адрес администрации вузов в ходе коллективных действий, в коллективных
переговорах, в петиционных кампаниях, в работе со средствами массовой
информации.
Мы констатируем, что за два года, прошедшие
после проведения первого Форума (г. Москва, 17 июня
2014 г.), несмотря на отдельные локальные победы нашего профсоюза и других
организаций, представляющих интересы работников высшей школы, ситуация
продолжала ухудшаться.
Продолжает свёртываться пространство
академической свободы и внутривузовской демократии –
всё новые и новые вузы лишаются права избирать ректоров, ликвидируется
выборность руководителей подразделений, всё больший удельный вес в учёных
советах приобретают представители администрации, а не научно-преподавательского
сообщества. Усиливается идеологическое давление на вузы и преследование инакомыслящих. Крайне односторонне понимается
университетская автономия – министерства и надзорные органы ссылаются на неё в
ответ на просьбы или требования ограничить произвол вузовской бюрократии,
ввести федеральные нормы по обеспечению прав преподавателей, но не вспоминают
про автономию, навязывая неоправданные, а часто просто нелепые бюрократические
требования, увеличивающие нагрузку на работников.
Формируя
политику в сфере высшего и послевузовского образования, власти исходят не из
общественной миссии этой сферы деятельности, а из узко понимаемых
финансово-экономических критериев, считая главной задачей «экономию бюджетных
средств» (очевидно, не желая признавать, что расходы на образование – это
инвестиции в будущее) и стремясь в пределе превратить вузы в коммерческие
организации, ориентированные на увеличение доходов. Именно из таких критериев исходят при «оценивании
эффективности», при проведении «оптимизаций», слияний и т.п. Апофеозом подмены
содержательных целей формальными показателями стала программа «5-100-20», в
которой самоцелью стало не повышение качества образования и исследований в
вузах, а «попадание в рейтинги»...
(Перечисление многочисленных бед,
переживаемых работниками высших учебных заведений и самими учебными заведениями
заканчивается призыом, обращенным к братьям по
педагогическому сообществу – ред.).
Мы призываем наших коллег создавать
независимые от работодателя, государственных органов и политических партий (? – ред.) профсоюзные организации и присоединяться к
Межрегиональному профсоюзу работников высшей школы «Университетская
солидарность».
Членам Профсоюза мы рекомендуем активнее
общаться со своими коллегами, рассказывать им об «Университетской
солидарности», приглашать присоединиться к профсоюзу – многие не вступают в
независимые профсоюзы только потому, что им этого не предлагают.
Не менее важная задача – привлечение к борьбе
за сохранение доступного и качественного высшего образования более широких
кругов общества, прежде всего студентов и их родителей. Им необходимо
разъяснять, что достойные условия труда преподавателей – это гарантия качества
получаемого студентами образования.
Работники высшей школы – составная часть
социальной группы наёмных работников, и мы должны действовать солидарно с
работниками других отраслей, внося свой вклад в решение общих задач своим
интеллектом и своими знаниями.
В борьбе обретём мы право своё!