Университеты вспоминают 1905 год

11-12 июня в Москве прошел Форум преподавателей высших учебных заведений России, организованный их профсоюзной организацией «Университетская солидарность», на котором предполагалось обсудить неудовлетсворительное состояние в области обеспечения прав и интересов преподавателей ВУЗов, что непосредственно связано и с самим состоянием высшего образования во всех его проявлениях.

Первый же выступающий, доцент РГГУ А.А. Олейников обратил внимание на историю борьбы сотрудников ВУЗов и студенческой молодежи (и его дополнили другие участники), которая на заре 19-го века была неразрывно свзана с политической борьбой рабочего класса против эксплуатации, за справедливое и достойное будущее. Особые права Университетов – их автономность и самостоятельность, а также сам образовательный уровень преподавателей и студенческой молодежи, стремление молодых к справедливости делали Университетские стены защитой для протестующих рабочих при проведении ими акций протеста, а, главное, сами студенты, а порой и их наставники-преподаватели, немало сделали для просвещения рабочего класса, для обретения им понимания сути классовой борьбы и организации для ее ведения.

Все эти задачи стоят и сегодня.

Правда, в ходе дальнейших выступлений речь, в основном, шла о бесчисленных нарушениях нынешней властью, чиновниками, ответственными за проведение образовательной политики (которая сама направлена на разрушение образования в стране), интересов и прав преподавательского состава, о бесконечном реформировании образования, губительно сказывающемся на всех его сторонах, о ничтожном финансировании, о целенаправленном сокращении самостоятельности вузов, о пресловутой оптимизации, ведущей к бездумному (или специально задуманному) сокращению как учебных заведений, так и преподавателей вообще, а также к безмерному завышению нагрузки на педагогов, о чудовищной бюрократизации процесса преподавания, о необходимости выравнивания зарплат между руководством ВУЗов и иными сотрудниками и многом другом. В частности, участники Форума заявили, что финансово-экономической основой для реализации их требований должно стать увеличение расходов на образование в консолидированном бюджете до уровня не менее 8 % ВВП. (В советское время – 7%, ныне - примерно 3,5 %).

Отмечалось, что в ряде случаев, например, в Ленинградском Университете, педагогов в их борьбе активно поддерживают и студенты.

По результатам обсуждения была принята Рекомендация, то есть Обращение к работникам-преподавателям системы Высшего образования с перечислением общих бед и призывом к солидарной борьбе.

На форуме присутствовали и участвовали в обсуждении представители РКРП-КПСС, РОТФРОНТа и движения «Образование для всех» и ДЗД т.т. Р. Осин, Н. Нечаева и Н. Глаголева.

Н. Глаголева предложила завершить принимаемые Рекомендации двумя абзацами:

– Наш профсоюз является одним из отрядов борющихся профсоюзов; отрядов, солидарных с борьбой профессиональных объединений рабочего класса и других людей Труда.

– Понимая, что удовлетворение наших требований связано с общей политической ситуацией в стране, одной из своих главных задач мы считаем участие в политической борьбе за справедливое, прогрессивное, социалистическое общество.

Первый абзац нашел частичное отражение в Рекомендациях. Второй в окончательной редакции отсутствует полностью, но непосредственно присутствовавшие участники Форума приняли его, договорившись об исключении (думаем, что временно – ред.) слова «социалистическое», оставив «справедливое и прогрессивное» (что не может не быть социалистическим – ред.).

Соб. кор.

 

Из рекомендаций Форума преподавателей

Мы, преподаватели московских вузов при участии наших коллег из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Казани, Калуги, Иванова, Ханты-Мансийска, Твери и гостей из Великобритании, Канады, Словакии, собрались на Форум, инициированный Межрегиональным профсоюзом работников высшей школы «Университетская солидарность» и Общероссийским объединением (ассоциацией) профсоюзов «Конфедерация труда России». Нас привели сюда тревога за будущее высшего образования в России, озабоченность его нынешним состоянием и критическое отношение к преобразованиям, проводимым российскими властями.

Мы обращаем данные рекомендации не к власти, не к руководству вузов. Мы убедились, что рациональные аргументы не воспринимаются ими, если не подкреплены давлением снизу. Поэтому мы обращаемся к нашим коллегам – прежде всего к членам профсоюзов, но и к не организованным в профсоюзы тоже – предлагая им программу действий, те типовые требования, которые должны выдвигаться как в адрес государственных органов, так и в адрес администрации вузов в ходе коллективных действий, в коллективных переговорах, в петиционных кампаниях, в работе со средствами массовой информации.

Мы констатируем, что за два года, прошедшие после проведения первого Форума (г. Москва, 17 июня 2014 г.), несмотря на отдельные локальные победы нашего профсоюза и других организаций, представляющих интересы работников высшей школы, ситуация продолжала ухудшаться.

Продолжает свёртываться пространство академической свободы и внутривузовской демократии – всё новые и новые вузы лишаются права избирать ректоров, ликвидируется выборность руководителей подразделений, всё больший удельный вес в учёных советах приобретают представители администрации, а не научно-преподавательского сообщества. Усиливается идеологическое давление на вузы и преследование инакомыслящих. Крайне односторонне понимается университетская автономия – министерства и надзорные органы ссылаются на неё в ответ на просьбы или требования ограничить произвол вузовской бюрократии, ввести федеральные нормы по обеспечению прав преподавателей, но не вспоминают про автономию, навязывая неоправданные, а часто просто нелепые бюрократические требования, увеличивающие нагрузку на работников.

Формируя политику в сфере высшего и послевузовского образования, власти исходят не из общественной миссии этой сферы деятельности, а из узко понимаемых финансово-экономических критериев, считая главной задачей «экономию бюджетных средств» (очевидно, не желая признавать, что расходы на образование – это инвестиции в будущее) и стремясь в пределе превратить вузы в коммерческие организации, ориентированные на увеличение доходов. Именно из таких критериев исходят при «оценивании эффективности», при проведении «оптимизаций», слияний и т.п. Апофеозом подмены содержательных целей формальными показателями стала программа «5-100-20», в которой самоцелью стало не повышение качества образования и исследований в вузах, а «попадание в рейтинги»...

(Перечисление многочисленных бед, переживаемых работниками высших учебных заведений и самими учебными заведениями заканчивается призыом, обращенным к братьям по педагогическому сообществу – ред.).

Мы призываем наших коллег создавать независимые от работодателя, государственных органов и политических партий (? – ред.) профсоюзные организации и присоединяться к Межрегиональному профсоюзу работников высшей школы «Университетская солидарность».

Членам Профсоюза мы рекомендуем активнее общаться со своими коллегами, рассказывать им об «Университетской солидарности», приглашать присоединиться к профсоюзу – многие не вступают в независимые профсоюзы только потому, что им этого не предлагают.

Не менее важная задача – привлечение к борьбе за сохранение доступного и качественного высшего образования более широких кругов общества, прежде всего студентов и их родителей. Им необходимо разъяснять, что достойные условия труда преподавателей – это гарантия качества получаемого студентами образования.

Работники высшей школы – составная часть социальной группы наёмных работников, и мы должны действовать солидарно с работниками других отраслей, внося свой вклад в решение общих задач своим интеллектом и своими знаниями.

В борьбе обретём мы право своё!