Выбор народный
Коммунизм — это наша традиция и наша
единственная надежда на прорыв в будущее.
Изменения, которые случились в последние три
десятилетия с народами России, и в первую очередь, с русским народом —
удивительны.
Народ оказался сильней и умнее пропаганды.
За эти годы страна получила в нагрузку тонны и
тонны печатной продукции, посвящённой созданию «чёрного мифа» вокруг СССР и
социализма как такового.
На телевидении властвовал коллективный
Сванидзе, эфирное время оккупировали бесконечные антисоветские сериалы,
которые, надо сказать, снимают и по сей день.
Являться антисоветчиком
во все эти годы — огромный срок! — означало: быть модным, быть в трэнде, быть современным.
Короли дискурса,
самые богатые люди страны, самые модные актёры, певцы и певички, смехачи и ведущие ток-шоу считали своим долгом при всяком
удобном случае, по поводу и без повода, цедить: …мы знаем, чем всё это
закончилось!..
Ничего они не знали, на самом деле. И самое
главное: ничего ещё не закончилось.
Приведём несколько элементарных примеров
навскидку.
Если в 1995 году к Ленину относилось
негативно 48% россиян, то спустя двадцать лет ситуация изменилась ровно
наоборот: теперь выше половины взрослого населения страны воспринимают Ленина
позитивно. (Негативно — чуть выше 20%; остальные «не определились»).
Объяснения тому, думается, простые;
мудрствовать лукаво тут незачем.
Прежде всего, Ленин воспринимается, как
заступник всех униженных и оскорблённых: человек, бросивший самый страшный
вызов капитализму как таковому, или, если угодно, мировой финансовой системе.
Ленин — антоним олигархату
и гламуру.
Не важно, какое это имеет отношение к
реальному историческому Ленину, важно то, что миф о «немецком шпионе» и
«маньяке» в сознании большинства жителей России не прижился.
Ленин — это, да, фанатик, безраздельно
преданный своей идее.
Сейчас такая порода перевелась.
Но люди устали от
«слишком человеческого» в наших руководителях, иногда хочется иметь дело со
«сверхчеловеком». Ленин — безусловный сверхчеловек: лобастый
тип из Симбирска, изменивший историю человечества, сделавший Россию центральным
персонажем мировой истории XX века и предметом надежд и чаяний для миллионов и
миллиардов представителей «третьего мира»: глядя на советскую Россию, они
верили, что «мировой порядок» — это не навсегда, что однажды может явиться
некий русский, упрямый, непобедимый вождь — и всё это (колониальную систему в
том или ином виде, систему международных
финансовых манипуляций и т. п.) беспощадно сломать.
Ещё больший переворот произошёл в сознании
населения нашей страны в связи с именем Сталина.
По данным экспертов, если в 1989 году рейтинг
Сталина в перечне государственных деятелей, оказавших наибольшее влияние на
отечественную историю, был всего 12%, то в 2012 году он оказался уже на первом
месте с 42%, а в 2015 году 52% россиян заявили, что Сталин сыграл в истории России
«безусловно положительную» и «скорее положительную»
роль. Противоположной точки зрения придерживаются менее 30% опрошенных.
(Есть резонные данные, что рейтинг Сталина стремится в России к 70 процентам:
но признать такое публично социологи элементарно не решаются).
Восприятие, а, вернее сказать, приятие
Сталина — вовсе не признак, как любят выражаться наши любезные
либерал-демократы, «крепостного сознания» населения страны и уж точно не
желание возобновления репрессий и чисток.
В первую очередь, Сталин — это символ победы
в самой страшной мировой войне, символ индустриализации и модернизации.
Наконец, Сталин (собственно, как и Ленин) —
аскет. Это важно! Данное качество в современной российской, да и мировой
политике, просматривается плохо.
Но русские высоко ценят скромность и бессребреничество.
(Все
рассуждения на тему, что «Ленин попивал пиво в Швейцарии», а «у Сталина был в
войну спецпаёк» — особенно из уст людей, скупивших
кварталы недвижимости во всех мыслимых европах и азиях, — звучат не
просто анекдотично, а идиотично. Постыдились
бы рот свой открывать).
«Сталин — единственное, что может вызвать
ужас на блудливом лице лавочника», — сказал как-то один профессор.
Под «лавочником» здесь, естественно, не имеется
в виду банальный представитель малого и среднего бизнеса (желаем всем им удачи
и сил), но тот тип человека, для которого всё продаётся и покупается и цена в
той или иной валюте — единственная мера всех вещей.
Подобного вида «лавочники» заняли сейчас
слишком много места в нашей жизни, и — не по праву...
Наконец, мы подошли к тому, что схожие
трансформации случились и по отношению к советскому прошлому как к таковому.
Ныне свыше 40% россиян оценивают опыт СССР, как положительный (и только 9% как
отрицательный).
Для сравнения: 52% россиян не может назвать
никаких достижений Бориса Ельцина; зато многочисленные отрицательные итоги его
правления называют свыше двух третей россиян. (Убеждены в
«полезности» Ельцина только 11% россиян).
И здесь мы подходим к простейшему вопросу: у
нас демократия или нет?
Едва ли стоит сомневаться в том, что
подавляющая часть российских элит, обладающих всей полнотой исполнительной
власти, — родом из 90-х.
По сути говоря, это
либерально-буржуазная генерация, «дети Бориса Николаевича»!
Но кто-то должен представлять большинство
населения?
Давайте мы ещё раз повторим для закрепления:
по разным оценкам, от 40 до 60% россиян придерживаются «левых» взглядов,
ожидают «полевения» экономики и испытывают в той или иной мере интерес или симпатию
к «левым» фигурам отечественной и мировой истории.
Никакая идеология в России — ни либеральная,
ни право-националистическая
не имеет столь очевидной и реальной поддержки.
Больше
половины россиян, согласно официальной статистике, желает переоценки эпохи
«перестройки» и «ельцинских реформ» и уж точно не хочет жить в той же системе,
со всеми очевидными её издержками: как минимум, в виде социального неравенства
и явной зависимости от мировых финансовых институтов, как максимум — в
обществе, построенном на принципах стяжательства и конформизма.
Так почему же мы до сих пор пребываем в
обществе, которое не отвечает чаяниям большинства?
Потому что кто-то нам сказал, что коммунизм —
это прошлое, что он уже был?
А либерализм — его что, не было?
А национализм — его только что придумали?
Повторим. Коммунизм — это одновременно и наша
традиция, и наша единственная надежда на прорыв в будущее.
Более того, коммунизм — это ещё и стремление
к свободе, проявление воистину дерзких, вольнолюбивых, яростных качеств нашего
национального характера.
Буйство донского казака Степана Тимофеевича
Разина, удаль башкирского атамана Салавата Юлаева,
декабристский идеализм, поэзия Маяковского и поэзия Есенина, партизаны Сидора
Ковпака, улыбка Гагарина — это тоже коммунизм.
Помните, как там у Есенина: «А Россия — вот
это глыба… Лишь бы только советская власть!»
Коммунизм — выбор народный.
Мы не раз видели в последние годы, где
собираются люди во имя сохранения своей русской идентичности. Они собираются
возле памятников Ленина.
Отстоявшие
памятник — сохраняют право говорить на русском языке, жить в пространстве
национальной истории, гордиться своими победами, а не смотреть на факельные
шествия.
Красное знамя над Россией — неизбежно.
Взяли рейхстаг — и здесь справимся.
Захар Прилепин