Казахстан. Отстоять землю для народа

Земельная реформа, вызвавшая многочисленные акции протеста в Казахстане, официально приостановлена. Соответствующий законопроект принял парламент. Однако полностью отказываться от приватизации сельхозугодий руководство страны не намерено, что лишь отсрочивает новые всплески недовольства.

Отказ властей от уже запланированных шагов — явление в Казахстане нечастое. Обычно чиновники доводят начатое до конца. Мнение населения при этом не учитывается, а объявляемые время от времени «общественные обсуждения» законопроектов оказываются ни к чему не обязывающим ритуалом.

«Первой ласточкой», продемонстрировавшей опасность подобного подхода, стало неприятие гражданами республики пенсионной реформы. В 2013 году правительство решило поднять возраст выхода на пенсию для женщин с 58 до 63 лет. Законопроект был одобрен парламентом, однако президент предусмотрительно не стал его подписывать, боясь спровоцировать усиление протестов.

Но тот урок, видимо, ничему не научил казахстанское руководство. Земельная реформа сопровождалась уже привычным игнорированием общественного мнения. И это несмотря на то, что поправки в Земельный кодекс непосредственно касались миллионов жителей страны: по проекту сельскохозяйственные угодья разрешалось передавать в частную собственность, а срок аренды земли для иностранцев увеличивался с 10 до 25 лет. Закон должен был вступить в силу уже 1 июля.

В конце апреля-начале мая по Казахстану прокатилась серия митингов против земельной реформы, участие в которых приняли тысячи граждан Казахстана. Нурсултан Назарбаев в итоге обвинил правительство в плохом информационном сопровождении новшеств и заявил о введении моратория на поправки.

Однако об отмене скандальной реформы речь не идёт. Мораторий введён только на полгода. Создана комиссия по земельной реформе. Но надеяться на эту структуру опрометчиво. Она состоит преимущественно из тех же правительственных чиновников, что готовили реформу, и руководителей крупных хозяйств — кого в народе называют «латифундистами».

Большинство крестьян опасается концентрации земель в руках небольшой кучки подобных «латифундистов».

Основания у этих опасений есть. Согласно официальной статистике, 6,2 процента хозяйств контролируют 67,2 всех посевных площадей республики. Причём, нередко их владельцами являются либо сами чиновники, либо приближённые к ним лица. К примеру, губернатор Акмолинской области Сергей Кулагин и его семья владеют 80 тысячами гектаров земли. Введение частной собственности лишь узаконит такую ситуацию.

Скорее всего власти попытаются продавить земельную реформу. На это указывает и продолжающееся преследование участников весенних акций протеста. В начале июня Атырауский городской суд постановил заключить под стражу двух местных гражданских активистов. Их обвиняют ни много ни мало в «публичных призывах к насильственному захвату власти».

Однако последствия этой недальновидной политики могут стать для руководства республики ещё более неприятными, чем в 2013 году и нынешней весной.

Сергей Кожемякин

http://socialismkz.info