Опыт в копилку борьбы

 

Профсоюз работников Московского метрополитена неоднократно проводил митинги у памятника Героям революции 1905 года, борясь за соблюдение прав рабочих метро. На митинге 25 августа присутствовал и председатель Российского исполнительного комитета Съезда Советов рабочих А.Н. НИКОЛАЕВ. К сожалению, всем выступающим не хватило времени, но товарищи Александра Николаевича попросили его записать то, о чем он хотел сказать, поделиться своим опытом борьбы. Публикуем его непроизнесенное выступление.

Я Николаев Александр Николаевич, рабочий, председатель Российского Исполнительного Комитета Съезда советов рабочих, от имени своих товарищей выражаю солидарность с вашей борьбой за свои права.

Вот уже 25 лет мы живем в этом «прекрасном капиталистическом мире». За эти двадцать пять лет мы научились и бороться, и побеждать, случалось и проигрывать. Власти принимают все новые и новые законы, урезающие наши права. А как же рабочий класс? А вот гегемон пока только-только начал раскачиваться. Но только совместная, активная борьба во главе с независимыми профсоюзами поможет нам в борьбе с новыми «хозяевами». Что же представляют из себя сейчас профсоюзы! А они разделились на две группы: Первая группа – Федерация «независимых» профсоюзов (ФНПР во главе со Шмаковым), она самая массовая, заключившая с нынешним правительством договор о сотрудничестве. Значит и защищает, в основном, интересы не рабочих. Вторая группа – это действительно независимые профсоюзы, по настоящему защищающие интересы рабочего класса. Но они обычно малочисленны, и против них работают и власти, и работодатели, и законы, выработанные «всенародно» избранными депутатами. Вот в таких условиях приходится нам работать.

Я хочу привести два примера из своей профсоюзной жизни. Шестнадцать лет я проработал на военном предприятии наладчиком станков с ЧПУ. Ребята нашего отдела выбрали меня членом профкома завода. Времена пошли для завода тяжелые, и руководство приняло решение поменять местами заработную плату и премиальные. К примеру, мы получали зарплату 9000руб, а премия бывала 1000-1500руб. По их решению, мы должны были получать зарплату 1500 руб, а премию в размере старой зарплаты, но ее можно платить в зависимости от прибыли. Я, как член профкома, организовал противодействие рабочих завода этой системе и призвал не подписывать приказ о переводе на новую систему оплаты труда. В день приема решения по новой грабительской системе я сдавал экзамены на курсах повышения квалификации, и дирекция завода воспользовалось этим. Они за один день пропустили через отдел кадров весь коллектив завода, заставив подписать перевод на новую систему оплаты труда. На следующий день меня ждала целая комиссия, предполагая, что я не подпишу этот договор. Я конечно понимал, что мы проиграли, протокол подписывать не стал. Комиссия тут же подписала другой протокол – на мое увольнение. Но забыла, что я член профкома завода, и меня без согласия профкома уволить нельзя. Однако через несколько часов состоялось заседание профкома, на котором меня большинством голосов разрешили уволить. Вот вам пример работы профкома ФНПР: стоят они совсем не за интересы рабочего класса. Отрицательный пример тоже показателен для приобретения опыта борьбы.

Хотелось бы привести и положительный пример. Я работал электромехаником по лифтам в гостинице «Россия». Руководство гостиницы решило вывести из состава гостиницы все обслуживающие службы, создав из них различные ООО. Рабочим предложили перейти на эту работу, а зарплату выплачивать «в черную». Нашу лифтовую службу назвали CЭУ-6. Мы перешли в CЭУ-6, но не согласились получать «в черную». Для защиты своих интересов мы создали независимый рабочий профсоюз «Защита». В наш профсоюз вошел весь маленький коллектив лифтовой службы. Мы провели учредительное собрание с принятием протокола и утверждением устава нашего профсоюза. Утвердили свой протокол в вышестоящей организации, и с этого момента стали действующим профсоюзом. Выбрали профком и начали работать. Начальство от такой борзости рабочих ошалело и начало нас прессовать. Запретили собираться на работе, заявив нам, что собираться можете только за пределами гостиницы. Мы на профкоме решили пожаловаться в прокуратуру и в Министерство труда. Написали письма в обе инстанции. Через неделю генеральному директору позвонили из министерства труда, назначив на вечер встречу с обеими сторонами. Нас, двух руководителей, вызвали к генеральному на ковер. Чего только мы не услышали от генерального (мы не знаем, с кем связались, вас закатают в асфальт, ну и тому подобное). Мы это выдержали, спокойно объяснив нашу позицию. Приехал инспектор из Министерства труда. Полтора часа он говорил с генеральным, а потом пригласил нас и выслушал наши претензии. Через день генерального и меня вызвали в прокуратуру. Там тоже состоялся серьезный разговор. Итогом всего этого стал нормальный договор на наших условиях: заработную плату мы стали получать официально, а значит и налоги платили, как положено (что в дальнейшем сказалось на нашей пенсии – засчитали в стаж). Нам выделили для профкома помещение.

Мы не дрогнули, отстаивая свои права, не испугались и победили.

Мы звали в профсоюз и другие службы, но там рабочие не захотели бороться вместе с нами. В итоге стали получать заработную плату «в черную» и в два раза меньше нас.

Сейчас, конечно, работа в профсоюзном движении усложнилась. Принят новый Трудовой Кодекс и различные дополнения к нему, резко ухудшающие наши трудовые права. Вывод может быть лишь  один: только в борьбе можно вырвать у треклятых капиталистов достойную зарплату, нормальные условия труда и жизни.

Никто не даст нам избавленья

Не бог не царь и не герой.

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой.