Жизненная необходимость

 

По мнению людей не слишком грамотных, революции вызваны интригами злодеев. Великую Октябрьскую Социалистическую революцию приписывают кайзеру Вильгельму. Он якобы вручил мешок дойчмарок большевикам, и Российская империя рухнула.

Но так думают не все. Продвинутые граждане полагают, что раскошелились англичане. А кто-то убежден: виновата солнечная активность, от которой народ шалеет.

Что говорят коммунисты?

С коммунистической точки зрения, революция – жизненная необходимость. Революция – это освобождение и взлёт производительных сил. Необязательно – стрельба и рубка. Но непременно – слом устаревших производственных отношений.

Производительные силы, если кто забыл, – это люди, занятые созидательным трудом, плюс средства производства – заводы, пароходы, рудники, пашни и т.п. То есть, производительные силы – это работники, вооруженные средствами производства.

От чего надо производительные силы освобождать?

Их надо освобождать от устаревшего способа хозяйствования, который возник в прошлое время и стал тормозом. Устаревший уклад вяжет работников по рукам и ногам, не даёт рвануться к лучшей жизни, душит творчество. Устаревший уклад – это допотопные производственные отношения, – прежде всего закреплённые в законе отношения, основанные на частной собственности.

Но не  может юноша носить брючки, сшитые для детского сада. Так же и с производительными силами. С появлением электрической лампочки про лучину надо забыть. Если есть экскаватор, кирки и лопаты теряют прежнюю ценность.

Представьте Россию начала 20-го века.

Изобретены паровозы, автомобили, трехфазные электродвигатели. Открылись великолепные возможности для развития производительных сил. Пришло время индустриализации, электрификации, и т.п. Становится возможным кардинальное улучшение жизни всего народа.

Очевидно, что производство надо срочно преобразовывать. Нужны машины, передовые технологии и, конечно, грамотные люди. Развитие производительных сил становится самой что ни на есть острейшей потребностью страны. По сути, это вопрос жизни и смерти государства.

И что же мы видим?

Век деревянных сох кончился, а старый хозяйственный уклад живет. Правительство не спешит менять старые порядки. Даже крепостное право отменено не вполне. 80% работников страны – крестьяне. Как и двести лет назад они обуты в лапти и батрачат на помещиков, получая крохи (зарплата городских рабочих тоже не ахти, но всё же у рабочих зарплата в разы больше).

Из года в год из крестьян тянут выкупные платежи за землю, которую кроме крестьян никто никогда не обрабатывал. А ещё крестьяне платят помещикам аренду.

Почему крестьяне на помещиков работают? Почему не становятся машинистами, летчиками, электриками, инженерами и учёными, как требует время? Ведь крепостное право отменено.

Крестьянам не до жиру. Крестьяне неграмотны. Им негде учиться. Большинство не знает, что такое азбука.

Кроме того, в стране действует законодательство, согласно которому крестьянин не может просто так бросить деревню и уйти в город. Предварительно надо уплатить налоги. А денег взять негде, разве что в батраки к помещику податься. Так что барщина продолжается. Помещики с царём об этом позаботились. Сберегли, как сумели, крепостной уклад.

Конечно, кое-какие подвижки есть. 1905 год не прошёл даром. Отменена порка людей на конюшне. Но школ и больниц для крестьян по-прежнему не строят. Зачем сиволапым грамота? Для помещичьего государства это лишние расходы.

По большому счёту, в стране ничто не меняется. Помещики транжирят деньги в Парижах. Крестьяне – ломают хребты на физической работе, недоедают и спасаются от холеры чудотворными иконами. У одних жемчуг мелок, у других щи пусты. Об индустриализации никто не думает.

И кто же в такой ситуации создаст и запустит сотни тысяч станков, кто построит и поведёт самолеты, трактора, локомотивы и ледоколы? Кто двинет индустрию и окрылит науку? Кто изменит народную жизнь?

Крепостникам наука не нужна. Им дорога патриархальность. «Царь-пушка державная, звон колоколов».

Православие, самодержавие и народность при лучине! – вот лозунг правящего класса.

 С точки зрения дворян, попов и царя, технический прогресс подождёт. Долг патриотов – не пущать народ в образование. Людишкам второго сорта, – мужичью, – от грамоты один соблазн.

В 1887 году издан «Циркуляр о кухаркиных детях». Для «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей» гимназии закрылись.

А то ведь нашлись лапотники, кто наскреб денег на учебу. Министерство образования приструнило чернь и гимназии очистило.

У малолетнего Корнея Чуковского пращуры ни псарями, ни виночерпиями при Рюрике не служили. А потому – вон, Корней, из гимназии.

***

Производственные отношения в царской России насквозь пропитаны социальным расизмом. Расизм проявлялся ко всем трудящимся.

Между прочим, в городах бастующие рабочие боролись не только за повышение зарплаты. Они вновь и вновь выдвигали требование, чтобы администрация предприятий обращалась к ним на «вы». Но заводчикам это казалось запредельной наглостью.

Социальный расизм проистекал из экономического рабства. Рабы – рабочие и крестьяне. Баре – капиталисты и помещики. Фундамент рабства и взаимной ненависти – частная собственность на средства производства.

При таких производственных отношениях о техническом расцвете можно было не мечтать. В условиях надвигающейся войны производительные силы России обрекались на гибель либо на закабаление иностранным капиталом.

Изменить жизнь по-мирному не получалось. Мешала жадность частных собственников – помещичье-капиталистического олигархата. Потому-то ломка устаревшего уклада (революция) приняла форму вооруженной борьбы.

Суть Революции – в радикальной перемене производственных отношений. Творцам революция даёт свободу; паразитам – под зад.

Для работников революция – благо. Для тех, кто в работников впиявился – беда.

Вспомним, что дала народу Великая Октябрьская Социалистическая революция. Под народом будем разуметь людей труда – рабочих, крестьян, трудовую интеллигенцию, т.е. подавляющую часть граждан.

1.         Были предприняты решительные меры по спасению жизней работников, переодетых в солдатские шинели.

Империалистическая война была прекращена. Добиться мира без аннексий и контрибуций не удалось, но бойню всё же прекратили, заключив Брестский мир.

2.         В стране немедленно и сурово была пресечена спекуляция. В частности, спекуляция хлебом. С теми, кто наживался на голоде, расправлялись без проволочек.

3.         С первых дней Советской Власти был установлен рабочий контроль на заводах и фабриках. Были взяты под контроль банки. Использовать капиталы и средства производства в чьих бы то ни было шкурных (частных) интересах стало невозможно.

4.         На заводчиков и фабрикантов была наложена контрибуция. Об ананасах в шампанском олигархам пришлось забыть. Конфискованные средства были направлены на спасение народных жизней. В обращении с рабочими администрация повсеместно перешла на «вы».

5.         На предприятиях было введено социальное страхование рабочих на случай болезни или потери трудоспособности. Штрафы (на некоторых заводах они из месяца в месяц съедали большую часть зарплаты рабочих) были отменены.

6.         В первые же дни революции сотням тысяч рабочих поменяли жильё. Тех, кто медленно умирал в грязных и мокрых подвалах, срочно переселили в квартиры, уплотнив зажиточную публику: чиновников, домовладельцев, купцов, капиталистов, дворян и т.п. Такая мера не просто облегчила жизнь, но и отвела смерть от многих голодающих рабочих, особенно от их детей. В дальнейшем Советская власть строила жильё непрерывно, передавая его бесплатно гражданам.

7.         Работницы были уравнены в правах с мужчинами. Мужчины и женщины стали получать равную зарплату (до Революции зарплата работниц была примерно вдвое меньше). Женщин допустили к профессиям, где прежде работали только мужчины, например, к работе врача. Беременным и роженицам предоставили оплачиваемые декретные отпуска и отпуска по уходу за ребёнком.

8.         Рабочий день был сокращен до восьми часов. Советская Россия стала первой страной в мире, где был введен 8-часовой рабочий день. Большевики считали 8-ми часовой рабочий день политическим завоеванием, поскольку он давал рабочим возможность учиться, поднимать культурный и профессиональный уровень. Для ряда тяжелых профессий, например, для шахтёров, был установлен 6-часовой рабочий день.

9.         Земля была национализирована. Многомиллионные крестьянские долги банкам были отменены. Крестьяне избавились от арендной платы помещикам (брать землю в аренду вынуждало крестьян малоземелье). Сельскохозяйственный инвентарь вместе с землёй был отобран у тех, кто на земле не работал, – у помещиков, у монастырей, у царской семьи, – и передан безвозмездно крестьянам. Такие действия Советской власти резко подняли возможности крестьян и спасли многих, особенно детей, от голодной смерти.

10.       Деление граждан на сословия было отменено. Если при царе дворяне и попы, в отличие от крестьян и рабочих, не платили налогов и имели массу других привилегий, то теперь с этим было покончено.

11.       Здравоохранение с победой революции радикально улучшилось. Всех граждан охватили бесплатным медицинским обслуживанием. Многие болезни исчезли из народной жизни. Продолжительность жизни рабочих и крестьян резко возросла. В стране, начиная с 1917 года, строились больницы, профилактории, санатории, дома отдыха и пионерские лагеря.

(При царе большая часть крестьян и рабочих была лишена медицинской помощи. При эпидемиях тифа и холеры умирали сотни тысяч людей. Большинство лечилось бабушкиными заговорами да святой водой. Исключительно высока была детская смертность. Дело усугублялось тем, что каждый год где-нибудь случался голод. Периодически голод охватывал всю страну).

12.       С первых дней Советская власть озаботилась народным образованием. Всюду открывались курсы по ликвидации безграмотности. Строились средние и высшие учебные заведения. В короткие сроки стало обязательным четырёхлетнее, а затем семилетнее и десятилетнее образование. Образование стало всеобщим, бесплатным и обязательным.

На втором съезде комсомола в 1918 году (когда бушевала Гражданская война) В.И.Ленин призвал молодёжь учиться, учиться и учиться. Дать народу образование – эта цель ставилась выше, чем даже скорый разгром вражеских армий на фронтах.

В Гражданскую войну в Советской России студентов было вдвое больше, чем при царе. А после окончательной победы Советской власти уровень образования стал расти невиданными темпами. По уровню знаний Советский Союз занял первое место в мире.

Напомним, что при царе подавляющая часть населения не умела ни читать, ни писать. Никаких планов по улучшению народного образования у царя не было.

13.       Инженеры и учёные получили исключительную возможность для созидательной работы. Для них открылось сверхширочайшее поле деятельности. Интеллигенция, принявшая сторону революции, была привлечена к созданию сотен научных и учебных заведений, участвовала в грандиозных проектах, вроде ГОЭЛРО. Лучшие умы страны поддержали революцию и беззаветно работали на благо народа: К.А.Тимирязев; Н.Д. Зелинский; В.А. Обручев; В.Г.Шухов, великое множество знающих, совестливых и порядочных людей.

14.       Церковь была отделена от государства и школы. В стране утвердилась свобода совести. В документах граждан более не указывалось отношение к религии. При приеме на работу никто не интересовался к какой конфессии принадлежит гражданин. Религия объявлялась частным делом граждан. Религиозные тюрьмы, куда без суда и указания срока сажал Священный Синод, были ликвидированы.

Советская власть строила не церкви, а школы, в которых приобщала молодое поколение к научному, атеистическому мировоззрению.

***

Как отразилась революция на производительных силах народа?

Страна и люди изменились неузнаваемо.

У работников укрепилось здоровье и значительно увеличилась продолжительность жизни (за первые десять лет Советской власти – примерно на 25%;). Улучшились условия труда и быта. Неимоверно возрос уровень образования.

По всем направлениям народной жизни улучшения были грандиозны. Никогда прежде в истории страны такого успеха не наблюдалось. Жизнь среднестатистического работника преобразилась так, будто человек гнил в каторжной тюрьме и вдруг вырвался на свободу к любимым родственникам.

Производительность труда увеличилась, словно люди превратились в сказочных богатырей.

Аналогично изменились средства производства. Страна вышла на передовые мировые рубежи. Никогда прежде наша страна не занимала столь выдающегося и значимого места среди других стран. Космонавтика, энергетика, геология, образование, спорт – список того, где СССР добился лидерства, можно продолжать и продолжать.

***

К сожалению, за годы реставрации капитализма, от лидерства не осталось и следа. Теперь мы напоминаем не сказочных богатырей, а умственно отсталых инвалидов. Живём как дикари. За стеклянные бусы и зеркальца, отдаём иностранцам природные ресурсы,.

Как и сто лет назад, Россия на распутье. С одной стороны смерть и порабощение иностранным капиталом.

С другой – Революция.

В. Павлов

госква