Прощай, КОБМ!
В середине ноября конструкторов Калужского опытного
бюро моторостроения (КОБМ), в основном, пенсионеров, уведомили о сокращении
должностей. Каждый подписал бумаги об увольнении через два месяца. Но уже более
двух месяцев работникам не выдавали зарплату – на счету нет денег. А около
месяца назад другая половина конструкторов во главе с руководителями
подразделений и, в основном, молодые специалисты, перешла на серийный завод
КАДВИ. Тихо стало в полупустом зале, электронные замки на дверях не
способствуют общению.
Так фактически перестал существовать
конструкторский отдел в КОБМ, ставший в далёкие шестидесятые годы основным
разработчиком электростанций с газотурбинным приводом (ГТД) для знаменитых
подвижных зенитных ракетных комплексов. Процесс завершился.
А начиналось с того, что НАМИ (Научный автомоторный
институт) разработал и передал на турбинный завод техническую документацию
первых электростанций. Одновременно для сопровождения и новых разработок здесь
были созданы филиал НАМИ и конструкторский отдел.
Новые изделия потребовали новых технических подходов.
И тогда решением правительства производство ГТД и конструкторские подразделения
были объединены под названием Калужский опытный моторостроительный завод (КОМЗ)
и переведены в министерство авиационной промышленности (МАП). Кстати, сегодня
именно к этой дате приурочил КАДВИ празднование своего пятидесятилетия.
Постепенно на новое предприятие вливались
специалисты из конструкторских бюро и заводов министерства. КОМЗ технически
вырос, и ему была поручена новая ответственная задача – наладить серийное производство
более сложного маршевого газотурбинного двигателя. И тогда производство
разделили на серийное и опытное, т.к. они требуют
различного технико-экономического подхода. Появился серийный завод – КАДВИ и
опытное бюро – КОБМ. Оно-то и продолжило разработку и доводку газотурбинной
техники нового поколения.
Но вот пришли другие времена, все стали
независимыми, а отношения только денежные. Сменились хозяева, но денег на счету
нет, зарплату платить нечем. Обычное дело. Вот и ТНИТИ в Туле, разработчик станков
для снарядного производства, почти умер, как и тысячи других уже исчезнувших
заводов и КБ. Идёт «оптимизация».
Остаётся пожелать оставшемуся коллективу на
новом месте в трудных условиях серийного производства справиться с доводкой
новых изделий. А остальным добиться выплаты причитающейся зарплаты.
Куда ж ты, Россия, плывёшь? Видимо, только в
17 год.
Е.В. Зонов,
г. Калуга