Прощай, КОБМ!

 

В середине ноября конструкторов Калужского опытного бюро моторостроения (КОБМ), в основном, пенсионеров, уведомили о сокращении должностей. Каждый подписал бумаги об увольнении через два месяца. Но уже более двух месяцев работникам не выдавали зарплату – на счету нет денег. А около месяца назад другая половина конструкторов во главе с руководителями подразделений и, в основном, молодые специалисты, перешла на серийный завод КАДВИ. Тихо стало в полупустом зале, электронные замки на дверях не способствуют общению.

Так фактически перестал существовать конструкторский отдел в КОБМ, ставший в далёкие шестидесятые годы основным разработчиком электростанций с газотурбинным приводом (ГТД) для знаменитых подвижных зенитных ракетных комплексов. Процесс завершился.

А начиналось с того, что НАМИ (Научный автомоторный институт) разработал и передал на турбинный завод техническую документацию первых электростанций. Одновременно для сопровождения и новых разработок здесь были созданы филиал НАМИ и конструкторский отдел.

Новые изделия потребовали новых технических подходов. И тогда решением правительства производство ГТД и конструкторские подразделения были объединены под названием Калужский опытный моторостроительный завод (КОМЗ) и переведены в министерство авиационной промышленности (МАП). Кстати, сегодня именно к этой дате приурочил КАДВИ празднование своего пятидесятилетия.

Постепенно на новое предприятие вливались специалисты из конструкторских бюро и заводов министерства. КОМЗ технически вырос, и ему была поручена новая ответственная задача – наладить серийное производство более сложного маршевого газотурбинного двигателя. И тогда производство разделили на серийное и опытное, т.к. они требуют различного технико-экономического подхода. Появился серийный завод – КАДВИ и опытное бюро – КОБМ. Оно-то и продолжило разработку и доводку газотурбинной техники нового поколения.

Но вот пришли другие времена, все стали независимыми, а отношения только денежные. Сменились хозяева, но денег на счету нет, зарплату платить нечем. Обычное дело. Вот и ТНИТИ в Туле, разработчик станков для снарядного производства, почти умер, как и тысячи других уже исчезнувших заводов и КБ. Идёт «оптимизация».

 Остаётся пожелать оставшемуся коллективу на новом месте в трудных условиях серийного производства справиться с доводкой новых изделий. А остальным добиться выплаты причитающейся зарплаты.

Куда ж ты, Россия, плывёшь? Видимо, только в 17 год.

Е.В. Зонов,

г. Калуга