Образование: развивать человека
Олег Николаевич Смолин – Первый заместитель
председателя Комитета Госдумы по образованию, председатель общероссийского движения
«Образование — для всех». Он много лет ведет постоянную и самоотверженную
борьбу за качественное образование в стране. В Думе VI созыва он будет снова
отстаивать разработанный под его руководством Закон «Образование для всех». Публикуемая ниже статья (приведено с
небольшими сокращениями), касающаяся практически всех сторон образовательной
политики, написана почти год назад, но ее актуальность не стала меньше, о чем
свидетельствовали и многочисленные критические выступления на прошедшем 26-27
ноября Конгрессе работников образования и науки.
Два с половиной года действует в стране закон «Об
образовании в РФ», принятый с подачи правительства «единороссовским»
большинством Госдумы, которому, кстати, здорово подсобила
в этом деле и фракция ЛДПР. И закон этот уже успел принести немало бед.
Принимая его, депутаты от «партии власти»
одновременно отклонили предложенный коммунистами альтернативный проект закона
«О народном образовании», в котором были отражены требования профсоюзных,
родительских, студенческих, ветеранских организаций, ректоров, профессоров, —
то есть всего образовательного сообщества, а также рядовых граждан. В
официальном же законе, по нашим расчётам, на каждый шаг вперёд приходится по меньшей мере три шага назад. Стремясь как-то
исправить эти его пороки, мы внесли в Госдуму 23 законопроекта, из которых
только 3 приняты, 12 — отклонены, а 8 вообще не рассмотрены.
Убеждён, что пора вновь противопоставить правительственному новый курс образовательной политики. Вот
лишь некоторые отличия нашего закона «Образование для всех» от действующего
закона и правительственных реформаций в этой сфере.
Финансирование. В 2016 году власти сократили бюджетные расходы на
образование до менее 4-х % от
внутреннего валового продукта (ВВП). Это отодвигает Россию по данному
показателю на предпоследнее место среди развитых стран. Мы же требуем в течение
трёх лет поднять расходы на образование до 7% от ВВП. И не потому, что так
хочется. Просто никому в мире ещё не удалось провести модернизацию страны при
меньших затратах на образование. А лучше бы, чтобы на него тратилось, как,
например, в 1950-х годах в СССР или как намечено в
Бразилии к 2020-му, не менее 10%.
Информационная среда. Современное российское телевидение в большинстве случаев
напоминает, говоря словами В. Высоцкого, «ящик для идиота».
Мы требуем на уровне страны и регионов воссоздать государственные
образовательные каналы и поддерживать деньгами и налоговыми льготами те из них,
которые будут создавать просветительские программы. Телевидение вновь должно
стать, вспоминая того же Высоцкого, «окном в мир». Кстати, о просветительстве в
действующем законе нет ни слова.
Статус педагогов. За последние годы их зарплата немного выросла, однако главным образом за счёт увеличения нагрузки. В
среднем учитель проводит в неделю 28 уроков — это более полутора ставок. Такая
же ситуация в вузах и колледжах. Педагоги грустно шутят: работаем на полторы
ставки, потому что на одну есть нечего, а на две — некогда.
Мы требуем, чтобы за одну ставку (18 часов в
неделю, или 720 часов в год) педагог:
— в детском саду, школе или системе
дополнительного образования получал заработную плату не ниже средней по региону
и стране;
— в колледже (техникуме) — не менее полутора
средних зарплат по региону и стране;
— в вузе — не менее двух средних заработных
плат по стране и региону.
По пенсионному обеспечению и другим
социальным гарантиям педагогические работники должны быть приравнены к
государственным служащим. Работа педагогов не менее важна, чем работа
чиновников.
Статус студента. В этой части правительственный закон построен по
известному принципу: вот тебе три рубля — и ни в чём себе не отказывай!
Расчётная студенческая стипендия в вузе сейчас составляет около 13% от
прожиточного минимума, тогда как в советское время была 80%, в техникуме — около
4% против прежних 50%. И та в реальных деньгах
продолжает сокращаться.
Наши требования:
— социальная стипендия малообеспеченного
студента должна быть не ниже прожиточного минимума работающего человека;
— академическая стипендия в вузе — не ниже 80%
от прожиточного минимума;
— академическая стипендия в колледже
(техникуме) — не менее 40% от прожиточного минимума.
В советское время студенты учились, а
некоторые ещё и подрабатывали. Если ситуация не изменится, то студенты нынешние
будут работать и лишь «подучиваться»!
Дошкольное образование. Официальный закон отменил льготы по оплате детских
садов. Родительские расходы поднялись в среднем на 40—50%, а где-то — и в разы.
Мы требуем вернуть льготы: за детский сад обычные семьи должны платить не выше
20% от реальных затрат, а многодетные — не более 10%.
Школа. Назову
лишь две ключевые идеи, которые, на наш взгляд, нужно реализовать. Первая.
Действующий закон не отвечает на главный вопрос: чему учить наших детей? Мы
требуем вернуть в школьные стандарты содержание образования и прямо в законе
указать набор обязательных учебных предметов. Без этого единое образовательное
пространство страны рассыпается как карточный домик. Ведь, например, при
переезде в другой регион или даже в другую часть города ребёнок попадает в
другую школу, где всё оказывается не так.
Вторая идея касается экзаменов. ЕГЭ сейчас
критикуют даже его «отцы-основатели». Рособрнадзор,
правда, проводит некоторые положительные преобразования, но очень медленно.
Вновь предлагаем дать выпускнику право выбора: сдавать экзамен традиционно либо
в форме ЕГЭ.
Сельские школы. Правительственный закон не остановил их ликвидацию. К
примеру, к 25 тысячам закрытых ещё до его принятия сельских школ за последние
три года прибавилось ещё примерно 3 тысячи, на которые в российской глубинке
повесили вечный замок.
Наши требования:
— финансирование сельской школы должно
производиться независимо от числа детей;
— её ликвидация или реорганизация возможна
лишь в исключительных случаях и только с согласия сельского схода;
— должно быть в
полном объёме восстановлено право сельского учителя на бесплатное жильё с
бесплатными отоплением и освещением.
Профессиональное образование. Новый закон совершил «благодеяние», объявив начальное
профессиональное образование частью среднего. При этом под шумок ликвидированы
льготы и гарантии, которые были у учащихся ПТУ.
Мы требуем восстановить для студентов
среднего профобразования все социальные гарантии и льготы, которые существовали
для учащихся ПТУ, включая льготное питание.
Высшее образование. Правительство утвердило невиданную Федеральную целевую
программу развития образования, которую правильнее было бы назвать программой
разгрома. Она предполагает в ближайшие пять лет закрыть 40% российских вузов и
80% их филиалов. Часть студентов неизбежно окажется на
улице. И это в период кризиса!
Мы знаем: в стране ещё осталось небольшое
количество вузов, которые лишь торгуют дипломами и которые, разумеется, нужно
закрывать. Но система высшего образования должна быть сохранена. Если в СССР в
1930-е годы не открыли бы несколько сот вузов, мы бы проиграли Великую
Отечественную войну.
Дополнительное образование. Наш подход прост: в рамках только школьной программы
многостороннее развитие личности ребёнка невозможно. Поэтому дополнительное
образование столь же важно, как и основное. А потому предлагаем:
— учреждениям дополнительного образования
предоставить равный статус со школами, колледжами и вузами;
— педагогам дополнительного образования —
равный статус со школьными учителями и вузовскими преподавателями.
(Приводятся еще предлолжения
по обучению инвалидов и электронному образованию – ред.)
Новая образовательная политика нужна нам как
воздух. А обеспечить её может только новый закон.
Вспоминая восточный календарь, берусь
утверждать, что действующая образовательная политика с её тестовой системой и
философией мёртвого бюрократического образования способна запросто превратить
человека в обезьяну, а вот философия живого образования и основанный на ней
закон позволят каждому ребёнку и студенту даже в год Обезьяны развивать в себе
человека.
От редакции. Статья была написана в начале года Обезьяны. Но и в
преддверии года Петуха надеемся: Закон «ОДВ» (и борьба за него) поспособствует
тому, чтобы у молодых не сформировались куриные мозги.