100 лет назад в феврале...

Наступивший год – юбилейный: это год 100-летия величайшего прогрессивного события в истории человечества – Великой Октябрьской Социалистической революции. Последнюю четверть века идейные слуги временно вернувшейся буржуазии – историки, журналисты, радиокомментаторы, телеведущие и т.д. – изощряются в клевете на Великий Октябрь. Но всемирно-историческое значение этого явления так велико, что даже буржуазные власти вынуждены принять кое-какие меры по празднованию этого юбилея. Напомним же некоторые события того знаменательного года.

100 лет назад в феврале в России началась вторая, буржуазная, революция. Но сначала – немного предыстории. Первую, революцию 1905-1907 годов, царское правительство потопило в крови. (Когда слышите хвалы в адрес пресловутого Столыпина, кроме «столыпинских реформ» вспоминайте также «столыпинские галстуки» – виселицы, на которых были повешены тысячи рабочих и крестьян.) За следующие 10 лет романовская монархия сгнила окончательно. Русский народ уже третий год истекал кровью в 1-й мировой империалистической войне, в которую Россия вынуждена была вступить, так как была по уши в долгах у ведущих стран Антанты – Англии и Франции. За долги власть имущих сотнями тысяч жизней расплачивался простой народ. Конечно, царское правительство и буржуазия имели в этой войне и свои интересы – хотелось прибрать к рукам Босфор и Дарданеллы, да и не только… А у рабочих и крестьян – матросов и солдат – своих интересов в войне не было. Война была для них гибелью, для их семей – голодом, разорением. Но их мнения не спросили.

На политической сцене России три политических лагеря: правительственный, либеральный и широкие массы трудящихся во главе с российским пролетариатом, верным вождём которого была ленинская РСДРП(б). Обескровленная жестокими репрессиями, загнанная глубоко в подполье, партия продолжала бороться – активно и самоотверженно. Необходимо отметить, что только большевики были тогда последовательными противниками империалистической войны, все прочие политические силы выступали с ура-патриотических, шовинистических позиций.

К 1917-му году в России возникла революционная ситуация, когда, по определению В. И. Ленина, «верхи не могут» управлять страной по-старому. Царизм находился в состоянии глубочайшего кризиса и разложения. Несмотря на временный политический и экономический союз с крупной буржуазией, ему так и не удалось укрепить социальную базу своего господства после ударов первой русской революции. Царская монархия была органически не способна к серьёзным реформам, к эволюции в сторону буржуазной монархии – это предопределило её последующий крах. Российская же буржуазия, напуганная революцией 1905 года, ненавидела пролетариат и весь трудовой народ ещё больше, чем тормозившую экономическое развитие страны монархию.

 Буржуазные либералы, тесно связанные с английским и французским капиталом, в интересах продолжения империалистической войны предпочли бы сменить Николая II на другого монарха, более твёрдого в этом вопросе (лидеры Антанты опасались прогерманских настроений царской семьи, недаром и в убийстве Распутина, да и в событиях Февраля заметен английский след).

А революционно-демократический лагерь в 1917 году был гораздо более мощным и сплочённым, чем в 1905 г.; основными революционными силами были пролетариат и крестьянство.

К этому времени и «низы не хотят» уже жить по-старому. С начала 1917 года в России нарастало стачечное движение; в январе в стачках участвовало более 270 тыс. человек. Эпицентром событий был Петроград. 9 января 1917 года Бюро ЦК и Петербургский комитет РСДРП(б) призвали рабочих отметить традиционный день памяти жертв 9 Января 1905 года забастовками, митингами и уличными демонстрациями. 9 января в Питере бастовало свыше 144 тыс. рабочих – это была самая мощная забастовка с начала войны. Стачки и демонстрации прокатились по многим городам страны.

Война обострила нужду и бедствия масс выше обычного: голодающие кварталы городской бедноты, деревни без погибших на фронте мужчин-кормильцев…

Тучи революционной бури продолжали сгущаться. 14 февраля, в день открытия Думы, 90 тысяч рабочих 58 предприятий Петрограда бросили работу и вышли на Невский проспект. В последующие дни революционное движение в Петрограде продолжало развёртываться с необоримой силой. 17 февраля забастовали рабочие Путиловского завода, требуя повысить расценки и вернуть несправедливо уволенных товарищей. Администрация ответила локаутом: на улицу выбросили 30 тысяч человек. По инициативе большевиков путиловцы создали стачечный комитет, который, действуя под руководством Нарвского комитета партии, призвал рабочих других предприятий поддержать стачку. Это оказалось искрой, вызвавшей назревавший взрыв. Движение в поддержку путиловских рабочих слилось с вспыхнувшими на ряде предприятий стачками против нехватки продовольствия и роста цен на продукты первой необходимости. Работницы, доведённые до отчаяния полуголодной беспросветной жизнью, стали громить булочные и продовольственные лавки. 23-е февраля на предприятиях столицы большевики провели собрания в ознаменование Международного женского дня (23 февраля по старому стилю, действовавшему в России, соответствовало 8-му марта по новому, принятому в то время в остальном мире и у нас введённому вскоре после революции.) Работницы с возгласами «Хлеба!», «Долой войну!», «Верните наших мужей!» вышли на улицу. Из пролетарских предместий огромные толпы народа хлынули на Невский проспект. Полицейские преградила путь демонстрантам, заняв мосты; начались первые схватки с полицией. Этот день – 23 февраля – считается началом февральской буржуазной революции.

24 февраля стачки приобрели ещё больший размах, число бастующих в Петрограде достигло 200 тысяч человек; после митингов на заводах и фабриках рабочие заполняли улицы, продолжались митинги и демонстрации. 25 февраля Николай II распорядился срочно прекратить «беспорядки», солдаты и полиция получили приказ стрелять в демонстрантов. Большевики в это время принимали все меры, чтобы обеспечить питерским рабочим поддержку всей страны и предотвратить кровопролитие: была напечатана листовка к «Братьям-солдатам» с призывом присоединиться к рабочим для совместной борьбы с самодержавием, революционеры-подпольщики, рискуя жизнью, шли с ней в казармы, беседовали с солдатами, призывая их не стрелять в народ, присоединиться к рабочим. И солдаты откликнулись на этот призыв…

26 февраля всеобщая политическая стачка начала перерастать в вооружённое восстание. К 27 февраля большевики распространили в виде листовки Манифест ЦК РСДРП(б) «Ко всем гражданам России», в котором перед рабочим классом и революционной армией ставилась задача создания Временного революционного республиканского правительства, которое должно было решить основные задачи буржуазно-демократической революции: конфисковать монастырские и помещичьи земли, установить 8-часовой рабочий день, защитить демократические завоевания народа и обеспечить созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании. (Идея создания Временного революционного правительства была тогда вполне логична – по такому сценарию развивалось большинство европейских революций. Но уже в ходе вооружённого восстания революционный пролетариат Петрограда, вспомнив опыт революции 1905 г., приступил к созданию Советов рабочих депутатов. Это был замечательный акт революционного творчества масс.) Манифест указывал также на необходимость «войти в сношение с пролетариатом воюющих стран для революционной борьбы народов всех стран против своих угнетателей и поработителей…» с целью немедленного прекращения империалистической войны.

К вечеру 27 февраля рабочие и солдаты почти целиком овладели Петроградом. В их руки перешли все ключевые позиции: мосты, вокзалы, Главный арсенал, телеграф, Главный почтамт, важнейшие учреждения. Министры царского правительства были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. Революция в Петрограде – а затем в Москве и на всей территории страны – победила!

Но пока пролетариат отважно боролся с царским режимом, буржуазия успела пробраться к власти. В феврале Россия стала буржуазно-демократической республикой.

Подводя итоги февральско-мартовской революции, В.И.Ленин в «Письмах из далека» писал, что её первый этап «показал нам… совместный удар царизму, нанесённый двумя силами: всей буржуазной и помещичьей Россией со всеми её бессознательными прихвостнями и со всеми её сознательными руководителями в лице англо-французских послов и капиталистов, с одной стороны, и Советов рабочих депутатов, начавших привлекать к себе солдатских и крестьянских депутатов, с другой».

          В. Басистова,

Г. Алехин