Хочешь жить — умей...!

«А что, разве плохо живём»? — скажут одни, а другие подумают: «Хорошо, что хоть так живём — и то хлеб».

Да, если сравнивать с «лихими девяностыми», когда капитализм бил своими реформами по отечественной промышленности, по науке, по образованию и по судьбам миллионов людей не хуже настоящей войны, то многим может казаться и так, хотя на самом деле это далеко не так.

К концу прошлого года в некоторых отраслях был заметен микроскопический рост номинальных зарплат, а укрепление рубля привело к снижению цен на некоторые импортные товары. Однако если принять во внимание инфляцию и ужасающее падение качества многих отечественных продуктов питания, то становится ясно, что даже если зарплаты немного и выросли к концу года, то того, что можно было на них купить ещё в 2015-м году, уже не купишь. А если припомнить отказ Правительства от индексации пенсий, сокращение льгот (например, отмену бесплатного проезда по Москве для пенсионеров Подмосковья), значительный рост фактической безработицы, особенно среди молодёжи, то тогда и получим, что прибыли олигархов в прошлом году действительно сильно выросли, причём не только номинально, но и реально, тогда как жизнь рабочего человека, т.е. нового российского пролетария в широком смысле этого слова, стала ещё хуже.

Дело становится ещё печальнее, если сравнить уровень жизни трудящихся России с уровнем жизни трудящихся промышленно развитых стран. Получится, что доходы таких пролетариев нашего времени, как рабочие средних и крупных предприятий, водители и машинисты, школьные учителя, врачи и персонал крупных торговых сетей, намного меньше, чем доходы их братьев по классу в США, Канаде, в Великобритании, Франции, Германии и некоторых других промышленно развитых странах.

Причин тому несколько.

Во-первых, все эти страны являются верхушкой мирового империализма, а потому трудящимся этих стран перепадает и часть доходов от неоколониальной империалистической эксплуатации того большинства людей, которые живут в развивающихся и слаборазвитых странах.

Во-вторых, в этих странах уровень производительности труда существенно выше, чем в России, не говоря уже о большинстве других бывших советских республик (причиной этому никак не неспособность наших людей Труда трудиться, а общее состояние экономики современной России, организация труда – вернее, ее отсутствие, торможение внедрению наиболее эффективных ее форм и технологий и т.п. – ред.)

Однако было бы большой ошибкой за этими причинами, как за деревьями, не видеть леса, т.е. очень важной причины, которая заключается в том, что пролетариат в этих странах умеет и хочет бороться за свои права и интересы, а в России — пока нет.

Но что же всё-таки нужно делать, если хочешь жить?

Единого ответа на этот вопрос нет и быть не может.

Самый известный: «Хочешь жить — умей вертеться». Это ответ деклассированных люмпенов, которые под словом «вертеться» имеют в виду всякое жульничество, мелкое воровство, спекуляцию и элементарное рвачество при любом общественном строе. Понятно, что весь трудовой народ этим путём пойти никогда не сможет.

По-своему отвечает на этот вопрос буржуазия: «Хочешь жить — умей работать!» – говорят нам буржуи. Их советы просты: если вы не довольны зарплатой — ищите себе другое место работы (по принципу: «дорого — не покупай, мало платят — не работай») (даже премьер-министр (!) умудрился посоветовать малополучающим учителям, коли недовольны, – забыть, очевидно, про детей и свое призвание и найти другую, более высокоплачиваемую работу – ред.), а если не можете найти — то тогда впрягайтесь во вторую и третью работу. Если же другой работы, где вам больше заплатят, нет, то стало быть вы столько и стоите, сколько вам платят на рынке труда. Работайте лучше, и тогда вам, может, и заплатят больше, а главное — не думайте о классовой борьбе, а лучше заботьтесь о семье, смотрите по ТВ первый или вон второй канал и не суйтесь в политику.

Можно подумать, что если в одночасье рабочие, водители, врачи, учителя и другие пролетарии повысят свой разряд и квалификацию, то на следующий день у нас сразу вырастут новые заводы, государственный бюджет будет ломиться от денег, а магазины многократно увеличат свой товарооборот. Понятно, что ничего этого не будет, а если кто и начнёт работать за двоих, то ему в лучшем случае заплатят за полтора, что только приведёт к росту безработицы. Напротив, если появятся люди, готовые работать даже хуже, но за совсем маленькую зарплату, буржуи выбросят за ворота дорогих квалифицированных работников и возьмут на их место дешёвых неквалифицированных, как это часто происходит с приезжими рабочими.

Наш ответ на этот вопрос принципиально иной. Но прежде, чем его сформулировать, давайте назовём ту главную причину, по которой пролетарии развитых стран получают много больше наших. Причина эта в том, что и в США с Канадой, и в странах Западной Европы пролетарии умеют бороться за свои права и интересы и имеют для этой борьбы хорошие инструменты в виде профсоюзов.

«Но у нас тоже есть профсоюзы», – скажете вы. Да, есть, но только наши профсоюзы ФНПР (Независимая федерация профсоюзов России), если от кого и независимы, то только от  своих членов. Под бдительным руководством Шмакова, они дружно поддерживают «Единую Россию» и «Президента Путина» и занимаются, в основном, так называемым «социальным партнёрством», т.е. подписывают с представителями работодателей и с властью соглашения, в которых, действительно, содержится намерение работодателей повысить зарплату. Реализуется ли это намерение или нет, но только профсоюзы ФНПР всегда строго выполняют свою часть таких соглашений, воздерживаясь от забастовок и других решительных действий, способных напугать работодателей. Любой, даже самый реакционный, западный профсоюз при такой политике немедленно развалился бы, но наша ФНПР живёт и здравствует, потому что большинству членов глубоко наплевать, а доходы можно получить и от аренды многочисленной собственности, оставшейся с советских времён.

Таким образом, пролетарий на Западе живёт лучше именно и главным образом потому, что он является членом настоящего профсоюза, т.е. такого, который использует все средства классовой борьбы вплоть до забастовок. Если вы дадите себе труд набрать в Интернете в любом поисковике слово «забастовка» или просто внимательно почитать ленту новостей, то без труда заметите, что каждый день в самых богатых странах мира происходят сотни и тысячи забастовок, что почти каждый пролетарий бастует в среднем один-два раза в год, после чего работодатель действительно вынужден платить ему ту часть своей прибыли, которую он иначе был бы рад прикарманить себе. Если посмотреть на статистику забастовок в России и в этих странах, то можно подумать, что пролетарий больше получает здесь, а не там, однако если действительно подумать, то тогда становится понятно, что там он получает больше именно потому, что чаще бастует или грозит забастовкой, а здесь — меньше именно потому, что разучился бороться и не умеет бастовать.

Да, западным буржуям есть, что дать своим пролетариям, но они дают вовсе не потому, что они такие добрые, а потому что сами пролетарии умеют отвоевать общими организованными действиями то, что им положено.

Есть такие деньги и у наших буржуев. Иначе не было бы ни роскошных яхт и других предметов роскоши, ни огромной коррупции, ни вопиющего расслоения граждан России на два разных народа: богатых и бедных.

И если бы российские пролетарии организовались и отвоевали у буржуев хотя бы часть их сверхдоходов, то они сделали бы большое дело не только для себя, но и для всех.

Ведь кроме повышения уровня зарплат работающих, возможны и другие положительные последствия результатов такой борьбы.

Во-первых, чем выше цена человеческого труда, тем больше интерес буржуя к науке и технике (т.е. к тому, чтобы сделать труд более производительным, более кратким по времени, снизить общие затраты на его оплату, а то и вовсе отказаться от от некоторых видов работ и их оплаты – ред.). Сегодня многие учёные признают, что во всём мире робототехника могла бы продвинуться далеко вперёд, если бы не поток гастарбайтеров, которые хлынули в Западную Европу из Турции и других стран, а в США — из стран Латинской Америки и Азии. Таким образом, дешёвый труд сдерживает прогресс вообще и технический прогресс, в частности. И чем меньше все мы будем получать за наш труд, тем более отсталой будет наша страна.

Во-вторых, сегодня идёт много разговоров насчёт коррупции. Власть не жалеет сил, чтобы доказать всем и каждому, будто она с этой коррупцией не на шутку борется. Однако на деле борется власть не с коррупцией, а всего лишь с отдельными коррупционерами. Но сколько бы не арестовывали полковников МВД, министров и губернаторов, коррупция была, есть и будет, пока у одних есть, что дать, а у других — за что взять. А ведь те деньги, которые буржуи тратят на подкуп чиновников, – это деньги их пролетариев, которые из-за неорганизованности и несознательности этих пролетариев достаются не им, а самым наглым, вороватым и ушлым чиновникам.

В-третьих, чем больше будут получать наши пролетарии (в широком смысле этого слова), тем больше будет совокупный платёжеспособный спрос на продукты и товары, что само по себе является одним из основных условий устойчивого роста отечественной экономики.

Таким образом, наш классовый ответ на поставленный вопрос: «Хочешь жить — умей бороться».

Новые (боевые, свободные, независимые от администраций – ред.) профсоюзы в России возникли давно, но крупный бизнес и буржуазное государство, с одной стороны, а, с другой, — пассивность и непонимание своих классовых интересов большинством пролетариев не ведут к должной степени развития этих профсоюзов. Однако в последнее время несмотря на все это новые профсоюзы значительно увеличили количество членов, хотя они всё ещё сильно уступают ФНПР. А между тем такие профсоюзы сегодня нужны России как воздух, и нужны они не только тем, кто получит от них прямую и непосредственную пользу (по подсчётам некоторых учёных зарплаты могли бы вырасти в два-три раза!), но и всей нашей огромной стране. Они нужны для того, чтобы, как было показано выше, возникла реальная потребность в развитии образования и науки, чтобы действительно победить коррупцию и поднять экономику, которая может развиваться лишь в том случае, если будет производить много больше того, что сегодня может купить российский пролетарий и полупролетарий.

С. А. Новиков

От редакции. Мы и наши авторы неоднократно говорили о целесообразности и необходимости создавать боевые профсоюзы. (В том числе, помогать в создании профсоюзов приезжим из других республик рабочим и проявлять свою солидарность с ними в общей борьбе). Говорили и говорим, но понимаем, что это непростой процесс, зачастую грозящий его создателям немалыми неприятностями, прессингом начальства вплоть до увольнения. И тут уже многое зависит не только от сознания и смелости самих организаторов профсоюза, но и от той самой солидарности трудящихся, от того, насколько организаторы профсоюза будут поддержаны остальными работниками предприятия. Именно массовость начинания только и может стать защитой для организующихся товарищей перед так называемыми работодателями, то есть паразитами, живущими за счет вашей работы. У самого профсоюза немало способов «разговора» с властью – местной ли или более высокой: и профсоюзное собрание, и коллективный договор, и забастока и др. Имеет значение и выход людей на улицы, на митинги, демонстрации, чтобы показать, что вы недовольны, возмущены, не собираетесь покорно переносить произвол.

Как писал ранее С.А. Новиков (приводим отрывок из раннее опубликованной статьи автора), «если бы в буржуазной России вообще не было никаких демонстраций и протестов, то сейчас всем нам было бы еще хуже. Как только демонстранты выходят на улицы, компетентные органы их тщательно считают и потом кладут сводки на стол высшего начальства. Собираясь поднять цены, ввести новый налог, ликвидировать прежние льготы и поменять трудовое законодательство, президент и его команда, правительство и госдума смотрят эти сводки. Если граждане послушно сидят дома, пьют в праздник водку и едят салаты, поют песни или просто смотрят, что им показывают по ТВ, – значит можно и дальше повышать, отбирать, ликвидировать и пролетаризировать. Если же массы начинают не только болтать по кухням, но выходят на улицы, перекрывают дороги, митингуют и устраивают марши протеста, – то лучше не спешить, переждать, а то и вообще отказаться от очередного повышения, а то выйдет себе дороже (именно так случилось в 2005 году, когда шли массовые акции протеста вплоть до перекрытия дорог против закона ФЗ №122 – ред.). Если же они, массы, «потеряют всякое приличие и по-хамски будут требовать, чтобы жизнь улучшалась не только у хозяев, но и у всех остальных», то тогда, может быть, вообще придется кое-чем поделиться, как приходилось это бедным буржуям в Америке и Европе.

Вот и выходит, что тот, кто 1 мая или 7 ноября остается сидеть дома или едет на дачу, и как бы говорит тем самым президенту и правительству, а заодно и всей российской и мировой буржуазии: «Ничего, ребята, спите спокойно, воруйте себе на здоровье и обдирайте нас как липку – мы все равно никуда не пойдем, бунтовать не будем, а поедем лучше сажать картошку или тоже украдем что-нибудь, кто может. Смелее задирайте цены, повышайте налоги, делайте платное образование и лечение, повышайте пенсионный возраст и отбирайте у нас последние юридические права, – мы лучше все это вынесем, поматеримся и наймемся на вторую, третью или четвертую работу, но только не на улицы, не на забастовки, боже упаси!»

Думаю, однако, что время для таких разговоров постепенно уходит.

Во-первых, «остатков социализма» в нашей жизни остается все меньше, что рано или поздно вынудит широкие массы людей подняться на реальную борьбу за свои права. В результате нового витка капитализации от нашей зарплаты будет зависеть не только наш желудок и одежда, но и квартира, образование, лечение и отдых. (Сегодня уже зависят – ред.). И даже того, что получают сегодня относительно высокооплачиваемые слои трудящихся, скоро будет недостаточно.

Во-вторых, если раньше рабочие были не нужны буржуям, их сотнями увольняли с убыточных предприятий, а кто помоложе – тысячами уходили сами, то теперь квалифицированные рабочие в большой цене, они нужны, их ищут и приглашают, как в давние времена. Другими словами, сегодня забастовка представляет собой куда более грозное оружие, чем несколько лет назад.

И, в-третьих, много лет проводящиеся выборы в буржуазные органы власти убеждают все больше и больше людей, что им нечего ждать спасения от буржуазных выборов. Концентрация денег и власти, концентрация средств массовой информации в руках банды новых (уже новейших – ред.) русских вместе с их президентом, правительством, губернаторами, мэрами и пр. государственным аппаратом фактически превращает святое право избирать и быть избранным в полную фикцию, не оставляя людям труда иных возможностей для защиты своих интересов кроме прямых политических выступлений.

Итак, не сидите дома! Не забывайте, что, как говорил великий Данте, самые жаркие уголки в аду предназначены для тех, кто в периоды великих переломов держал нейтралитет. И еще, вспомните те великие слова, которые вложил в уста Фауста гениальный Гёте:

Лишь тот достоин счастья и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой!

 

И еще от редакции. Ни в США, ни в Западной Европе, где, как говорит автор трудящиеся материально живут лучше, потому что умеют сопротивляться, никогда еще трудящиеся не проявляли такого умения выходить на борьбу и такой самоотверженности в этой борьбе, как российский пролетариат, руководимый партией большевиков, когда он не только заставил буржуев струсить и поделиться, но, главное, разрушил саму губительную для трудящихся буржуазную систему и основал свое государство трудящихся вместе с присоединившимися трудящимися на всей одной шестой части Планеты.

Так что трудящимся России и других республик Советского Союза сам несуществующий бог велел следовать примеру даже не западных пролетариев, которые смелы в том числе и потому, что помнят, чего смог добиться своей борьбой российский рабочий класс 100 лет назад. А следовать примеру своих собственных дедов и прадедов, не постоявших за ценой, чтобы добиться достойной жизни не так для себя, как для следующих поколений советских людей.

Не случайно же весь мир отмечает ныне 100-летнюю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции!