И тут 25 лет разрушают...

Последние четверть века принесли много бед во все области нашей жизни. Не «обделена» новыми веяниями осталась и такая специфическая область культуры, как создание мультипликационных фильмов. В прошедшем году главной студии «мультиков» «Союзмультфильму» исполнилось 80 лет. И если первые 50 лет его шли по восходящей, то ныне все не так.

Как пишет специалист по аннимационному кино Мария Терещенко, с именем студии «связаны часы счастливого детства нескольких поколений советских людей… В те времена в СССР не было ни голливудских блокбастеров, ни американских сериалов, ни Интернета с его всякой всячиной, ни десятков кабельных и спутниковых ТВ-каналов, на которых анимация крутится день напролет, ни даже DVD-плейеров, так что короткометражки и мини-сериалы «Союзмультфильма» царствовали в детских душах почти безраздельно...

Ситуация изменилась в 1990-х, когда на зрителя обрушилась в своем изобилии мировая мультипликация, а сам «Союзмультфильм» в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции под руководством недобросовестных директоров стал разрушаться. Так что имя студии долгое время звучало исключительно в рубрике «скандалы» в связи с судами вокруг его наследия».

К сожалению, и поныне ситуация мало в чем изменилась. И главная беда, как всегда коммерциализация или стремление к ней. По словам создателя «Ежика в тумане», замечательного мультипликатора Ю. Норштейна: «Количество качественных мультфильмов продюсеры оценивают с точки зрения финансов... Когда «Союзмультфильм» существовал в свои лучшие годы, он занимался искусством, хотя коммерчески он был очень успешен».

В 2011 г. во время празднования предыдущего юбилея (75-летия) известные деятели аннимационного кино во главе с Юрием Норштейном обратились к руководству страны с просьбой принять участие в судьбе студии. Руководство вроде бы откликнулось. И хотя за минувшие 5 лет происходило множество нехудожественных процессов (и очередные споры вокруг золотой коллекции, и смены директоров, и т.п.), все же в последнее время, казалось, была надежда, что «Союзмультфильм» воспрянет.

Главная в том заслуга принадлежит замечательному режиссеру Михаилу Алдашину, занимавшему в течение 3-х лет должность художественного руководителя студии. Он много сделал для привлечения к работе молодых, их обучению в духе традиций советского мультфильма с его искренностью, задушевностью, добротой. Но это так плохо вписывается в задачи «эффективного» использования всего и вся для получения максимальной прибыли с каждого кв. см. площади, а также в задачу воспитания «квалифицированного потребителя»!

И вот весь 2016 год «Союзмультфильм» снова «трясло». Весной в очередной раз сняли директора и назначили очередного «исполняющего обязанности». Возглавляющий временно студию Глеб Давыдов пообещал вместе с «Ингосстрахом» сделать Москву «столицей мультфильмов», подписал соглашение о стратегическом партнерстве со студией Disney, обещал сделать «Союзмультфильм» анимационным Сколоково. За амбициозным пиаром стоят согласованные с министром Медынским и его финансово-ориентированной командой разрушителей амбициозные же планы: сериалы, полные метры, большой коммерческий успех… В ажитации вокруг былого величия и предполагаемой грядущей славы студии ее скромное, но столь важное настоящее отходит на задний план.

На престижном фестивале взрослых мультипликационных фильмов «Аннеси» спецприз жюри получила короткометражка болгарского режиссера Теодора Ушева «Слепая Вайша». Речь в ней о девушке, которая одним глазом смотрела в прошлое, другим – в будущее, однако вовсе не видела настоящего. Пожалуй, лучше притчи про нынешнюю ситуацию с «Союзмультфильмом» придумать невозможно: ностальгия по великому прошлому студии,  построение Нью Васюков и планов ее великого будущего (реалистичность которых – тема для отдельной статьи). Что до с трудом отвоеванного обнадежившего было настоящего, сегдняшнего дня «Союзмультфильма», оно все больше попадает в известную категорию «что имеем – не храним».

Во всяком случае со студии уже ушел поднявший было ее Михаил Алдашин, ни с кем остались «ученики» его школы, его курсов, и вовсе иное направление, направление на коммерциализацию, снова стало определяющим в существовании студии.

Видимо, сеять разумное, доброе, вечное не получается или просто не с кем. Мастера ушли из жизни, как Эдуард Назаров, не молоды, как Юрий Норштейн, или уволены, как Михаил Алдашин. «Союзмультфильм» переезжает в новое помещение с чистой, а точнее, почти пустой душой. Реализовывать сомнительные амбиции и.о. директора будет практически некому.

Наши любимые старые герои захвачены в рабство. Их симпатичные образы будут обслуживать то, что считает своевременным и полезным нынешняя национальная гвардия от культуры.

По материалам Ин-та