100 лет назад в марте...

Уже в ходе восстания 27 февраля 1917 г. был создан Петроградский Совет. Эти новые органы власти стихийно возникли во многих городах России: в марте по всей стране было создано более 600 Советов. Там, где было сильно влияние большевиков-ленинцев (т.е. партии, выражавшей интересы прежде всего революционного пролетариата) – например, в Иваново-Вознесенске, Екатеринбурге, Кронштадте, Краматорске, Красноярске – Советы решительно ликвидировали органы старой власти, создавали рабочую милицию, явочным порядком вводили 8-часовой рабочий день, требовали передачи помещичьей земли крестьянам и прекращения империалистической войны. Но судьба революции решалась прежде всего в столице, а в Петроградском Совете, как и в большинстве Советов на местах, большевики оказались в меньшинстве. Ленинская партия перед февралём 1917 г. находилась в глубоком подполье, была обескровлена арестами наиболее активных революционеров, её самые известные деятели находились далеко от центра событий: Ленин – в вынужденной эмиграции, Сталин, Свердлов с товарищами – в сибирской ссылке, Дзержинский – в Московской тюрьме, Фрунзе по заданию партии вёл агитацию на западном фронте. Меньшевики и эсеры, в своём большинстве занявшие ура-патриотическую позицию, имели возможность в течение всей войны действовать легально, широко распространять свои газеты; они были выразителями интересов пришедших в феврале в движение широких мелкобуржуазных масс и пользовались их поддержкой.

Вечером 27 февраля открылось первое заседание Петроградского Совета, делегатов от рабочих было около 50; председателем Исполкома Совета был избран лидер меньшевистской фракции Госдумы, «товарищами председателя» (заместителями) – трудовик Керенский (позднее перешедший к эсерам) и меньшевик Скобелев; от большевиков в Исполкоме были только 2 представителя (П. Залуцкий и А. Шляпников), чуть позднее туда были введены ещё 3 ленинца – В. Молотов, К. Шутко, П. Стучка. Несмотря на засилье меньшевиков и эсеров, занявших руководящие посты, Петросовет под напором революционных масс начал действовать как орган революционной власти. Тогда он был, по характеристике В.И. Ленина, «действительно народным представительством», реальная сила была в его руках, и представители большевиков на заседании 28 февраля настаивали на том, чтобы из состава самого Совета избрать Временное правительство, которое должно было прекратить войну и осуществить требования социалистических партий. Однако соглашательское большинство Совета, имея соглашение с ведущими империалистическими державами и, конечно, боясь размаха выступлений трудящихся, стремилось ввести процесс в «нормальное» русло буржуазной революции. 1-го марта Петросовет постановил предоставить формирование правительства Временному комитету Госдумы.

Условия передачи власти этому комитету сводились к следующему: немедленное провозглашение демократической республики и амнистия по политическим и религиозным делам; свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек; устройство армии на началах самоуправления; организация народной милиции; отмена всех сословных, национальных и религиозных ограничений; созыв учредительного собрания на основе всеобщего избирательного права. Мелкобуржуазные лидеры Петросовета, боясь «отпугнуть» буржуазию, не включили в проект соглашения коренные вопросы революции: о войне и мире, о земле и 8-часовом рабочем дне. Меньшевики и эсеры убеждали рабочих и солдат, что уступки либералам необходимы, что без помощи буржуазии пролетариат не сможет одержать окончательную победу над царизмом и закрепить завоевания революции. В результате в стране возникло двоевластие: наряду с Советами рабочих и солдатских депутатов возникли органы буржуазной власти. Буржуазия за последние 10 лет значительно укрепила свои позиции, в то время как рабочему движению в годы войны был нанесён большой урон в связи с мобилизацией в армию рабочих, а также арестами и отправкой в тюрьмы и на каторгу прежде всего сторонников большевиков. Начавшаяся революция подняла к активному, самостоятельному творчеству многомиллионные массы разных слоев народа. При этом, как писал В.И. Ленин, «Гигантская мелкобуржуазная волна захлестнула всё, подавила сознательный пролетариат не только своей численностью, но и идейно, т заразила, захватила очень широкие круги рабочих мелкобуржуазными взглядами на политику». Влияние мелкобуржуазных элементов закрепила сама система выборов в Советы, поставившая рабочих в невыгодное положение по сравнению с другими слоями населения.

Итак, 2 марта было создано Временное правительство во главе с князем Львовым; одновременно же избран «первый легальный» Петросовет. 4 марта стало известно об отречении Николая II от престола в пользу младшего брата бывшего царя Михаила (который также отрёкся – до того момента, когда Учредительное собрание решит вопрос о том, станет ли Россия республикой или конституционной монархией). К власти в России фактически пришла либеральная буржуазия во главе с партией кадетов («конституционных демократов»); эта партия, являвшаяся ведущей силой контрреволюционного лагеря, фактически руководила работой Временного правительства; она взяла на себя мобилизацию сил буржуазно-либеральной контрреволюции. Конечно, в начале революции практически возможны были только верхушечные передвижки власти от царя и придворных к руководству Госдумы и тузам буржуазного «закулисья». В то же время происходил рост мелкобуржуазных партий – меньшевиков и эсеров («социалистов-революционеров»). Большевики, выйдя, наконец, из подполья, тоже быстро наращивали свои ряды: например, если в конце февраля численность Петроградской организации РСДРП(б) составляла 2 тысячи членов партии, то к середине апреля она возросла до 16 тысяч, то есть за полтора месяца увеличилась в 8 раз! 5 марта после трёхлетнего перерыва вышел Центральный орган большевистской партии – газета «Правда» (её первый номер вышел 22 апреля 1912 г., царское правительство закрывало её 8 раз, но она продолжала выходить под несколько изменёнными названиями; с началом империалистической войны её закрыли уже наглухо). Всего в марте начали выходить ещё 12 большевистских газет в разных городах страны.

Ленин, внимательно следивший за развитием событий, вырабатывал политику партии на ближайшее время.

9 марта он отправил уезжавшим из Стокгольма в Россию большевикам телеграмму, в которой сформулировал тактические установки партии в революции; чрезвычайно быстро, всего за 6 дней (7-12 марта), он написал знаменитые «Письма из далека» в которых содержался анализ новой политической обстановки в России и намечалась новая политическая линия большевистской партии. Теперь Владимиру Ильичу и другим отрезанным от революционной России войной большевикам-политэмигрантам предстояло решить сложнейший вопрос: как скорее добраться до Родины. 27 марта он и Н.К. Крупская с группой товарищей выехали из Цюриха единственно возможным способом, в пресловутом «пломбированном» вагоне, через Скандинавию в Россию. В марте в Петроград из ссылки вернулись Сталин, Свердлов и некоторые другие товарищи.

Март – месяц накопления сил: и революционеры, и враги революции готовились к будущим схваткам.

                      В. Басистова,

Г. Алехин