ЗАВЕТНОЕ СЛОВО О СЕЛЕ
О жизни и развитии алтайского села
рассказывает Василий Ильич Казанцев, ветеран партии, известный в прошлом
партийный работник краевого уровня, ученый-историк, недавно отметивший свое 91-летие.
В отличие от часто заостряемой ныне темы «раскулачивания» и якобы непродуманной
коллективизации в стране, он приводит примеры беспримерного созидательного
труда советской власти в деревне. И не мешай ей недруги и либеральные
доброхоты, кинувшиеся ныне с азартом приватизировать, кулачить
и «расколлективизировать» все то, что этим трудом в
ней было создано, можно только представить себе, как бы она сегодня на радость
труженику цвела и процветала.
«В детской моей памяти сохранились эпизоды
коллективизации, «раскулачивания». Помню неурядицы и спад сельскохозяйственного
производства в начале колхозной жизни, подъем производства и удовлетворенность
колхозников этой жизнью с середины тридцатых годов. Видел слезы немногих
обиженных судьбой, но и слышал веселое пение многих возвращавшихся с колхозного
покоса женщин. Знаю, что еще в начале 20-х годов в деревнях – и в Усовой, и в
Шишкиной – в приспособленных помещениях открылись школы для детей с одним
учителем в каждой, а взрослые почти все были вовлечены в «ликбез» — массовую
ликвидацию безграмотности. Дед мой стал выписывать газету, один из соседей
приобрел радиоприемник с наушниками. Знаю также, что в 1929 г. в соседнем селе Язово построена была больница, а в нашем селе годом позже
школа — невиданные доселе крытые крашеной жестью здания с широченными окнами и
водосточными трубами. С весны 1938 г. колхозы нашей зоны стали обслуживаться
вновь созданной МТС. Строились невиданные ранее животноводческие помещения,
открылась изба-читальня, детские ясли и садик.
Дед, отец, мать, старшая дочь деда в числе
немногих жителей наших деревень умели хотя бы по слогам читать, писать
«печатными буквами» и даже считать. Я рано начал читать и писать, поэтому в
1933 г. еще семилетним, т.е. ранее установленного тогда возраста, был принят в
1-й класс недавно открытой во вновь построенном здании Усово-Шишкинской начальной школы. Учителями были
присланные откуда-то в меру грамотные люди. Заведовал школой также присланный
издалека человек с курсовой подготовкой, коммунист, строгий и умелый, по моим
меркам, организатор.
Во время учебы в школе выполнял обязательные
в сельском повседневном быту работы на скотном дворе, в огороде и т.п. На
летних каникулах в колхозной бригаде выполнял обычные для сельского подростка
конные работы — боронил пар, подвозил копны на сенокосе.
К рассказу о довоенном «раскулаченном» селе
добавим его рассказ о том, как решалась в советское время в 60-е годы проблема
закрепления кадров на селе. (Сравните это с сегодняшней практикой!) Василий
Ильич работал на селе не только в молодости. Уже в зрелые годы ему пришлось
работать в селе в Корчинской МТС, позднее – в
Алтайском сельском крайкоме КПСС. Он рассказывает: «Особо запомнилась
проведенная в конце 60-х-начале 70-х гг. кампания по формированию трудовых
ресурсов колхозов и совхозов края. Сначала ввели в сельских школах обучение
ребят специальностям механизаторов, животноводов, сделали упор на воспитание у
школьников убежденности в особой важности сельскохозяйственного производства;
потом велась настойчивая работа по приданию селам края должного культурного
облика, созданию большей привлекательности сельской жизни. Цель была
достигнута, отток сельского населения резко сократился, молодежь из вузов и
техникумов охотнее пошла работать на селе».
В.И.
Казанцев