ЗАВЕТНОЕ СЛОВО О СЕЛЕ

 

О жизни и развитии алтайского села рассказывает Василий Ильич Казанцев, ветеран партии, известный в прошлом партийный работник краевого уровня, ученый-историк, недавно отметивший свое 91-летие. В отличие от часто заостряемой ныне темы «раскулачивания» и якобы непродуманной коллективизации в стране, он приводит примеры беспримерного созидательного труда советской власти в деревне. И не мешай ей недруги и либеральные доброхоты, кинувшиеся ныне с азартом приватизировать, кулачить и «расколлективизировать» все то, что этим трудом в ней было создано, можно только представить себе, как бы она сегодня на радость труженику цвела и процветала.

«В детской моей памяти сохранились эпизоды коллективизации, «раскулачивания». Помню неурядицы и спад сельскохозяйственного производства в начале колхозной жизни, подъем производства и удовлетворенность колхозников этой жизнью с середины тридцатых годов. Видел слезы немногих обиженных судьбой, но и слышал веселое пение многих возвращавшихся с колхозного покоса женщин. Знаю, что еще в начале 20-х годов в деревнях – и в Усовой, и в Шишкиной – в приспособленных помещениях открылись школы для детей с одним учителем в каждой, а взрослые почти все были вовлечены в «ликбез» — массовую ликвидацию безграмотности. Дед мой стал выписывать газету, один из соседей приобрел радиоприемник с наушниками. Знаю также, что в 1929 г. в соседнем селе Язово построена была больница, а в нашем селе годом позже школа — невиданные доселе крытые крашеной жестью здания с широченными окнами и водосточными трубами. С весны 1938 г. колхозы нашей зоны стали обслуживаться вновь созданной МТС. Строились невиданные ранее животноводческие помещения, открылась изба-читальня, детские ясли и садик.

Дед, отец, мать, старшая дочь деда в числе немногих жителей наших деревень умели хотя бы по слогам читать, писать «печатными буквами» и даже считать. Я рано начал читать и писать, поэтому в 1933 г. еще семилетним, т.е. ранее установленного тогда возраста, был принят в 1-й класс недавно открытой во вновь построенном здании Усово-Шишкинской начальной школы. Учителями были присланные откуда-то в меру грамотные люди. Заведовал школой также присланный издалека человек с курсовой подготовкой, коммунист, строгий и умелый, по моим меркам, организатор.

Во время учебы в школе выполнял обязательные в сельском повседневном быту работы на скотном дворе, в огороде и т.п. На летних каникулах в колхозной бригаде выполнял обычные для сельского подростка конные работы — боронил пар, подвозил копны на сенокосе.

К рассказу о довоенном «раскулаченном» селе добавим его рассказ о том, как решалась в советское время в 60-е годы проблема закрепления кадров на селе. (Сравните это с сегодняшней практикой!) Василий Ильич работал на селе не только в молодости. Уже в зрелые годы ему пришлось работать в селе в Корчинской МТС, позднее – в Алтайском сельском крайкоме КПСС. Он рассказывает: «Особо запомнилась проведенная в конце 60-х-начале 70-х гг. кампания по формированию трудовых ресурсов колхозов и совхозов края. Сначала ввели в сельских школах обучение ребят специальностям механизаторов, животноводов, сделали упор на воспитание у школьников убежденности в особой важности сельскохозяйственного производства; потом велась настойчивая работа по приданию селам края должного культурного облика, созданию большей привлекательности сельской жизни. Цель была достигнута, отток сельского населения резко сократился, молодежь из вузов и техникумов охотнее пошла работать на селе».

В.И. Казанцев