«КРАСНЫЕ САМОЛЕТЫ ДОЛЖНЫ ЛЕТАТЬ ЛУЧШЕ ЧЕРНЫХ…»

14 мая 2017 года исполняется 120 лет со дня рождения Роберто Ороса ди Бартини (1897-1974), – выдающегося советского физика, авиаконструктора и философа.

По своему этническому происхождению Р.О. Бартини итальянец. В начале первой мировой войны он окончил офицерскую школу в Австро-Венгрии, а затем сражался на фронте и попал в русский плен. В плену он познакомился с большевиками и связал свою дальнейшую жизнь с коммунистическим движением.

Еще в ранней юности Р. Бартини увлекся авиацией. После возвращения из плена он сдает экстерном экзамены по курсу Политехнического института в Милане и становится авиационным инженером.

В 1921 году Бартини вступает в ряды Итальянской коммунистической партии, которой передает отцовское наследство (около 10 млн. долларов). А после прихода к власти Муссолини эмигрирует в Советский Союз, где начинает работать в конструкторских бюро, занимающихся проектированием самолетов.

Покидая Италию, он произнес свою знаменитую фразу: «Красные самолёты должны летать быстрее чёрных». Он имел в виду, что красный – цвет коммунизма (СССР), чёрный – цвет фашизма. А под «быстрее» прежде всего подразумевалось: преодолевать большее расстояние за меньше время. То есть быстрее идти по пути прогресса в светлое, коммунистическое будущее человечества.

Многие годы Бартини работал в авиации, разрабатывая и гражданские, и военные самолеты. Его проекты всегда несли элементы доселе неизвестных достижений: невиданная для того времени скорость, многофункциональность и др.

В судьбе его были и горькие страницы. Но именно тогда, в конце 30-х годов, он оказался в ЦКБ-29, где работали заключенные конструктора. Тут Бартини работал вместе с А.Н. Туполевым над бомбардировщиком ТУ-2, а затем был переключен на создание других самолетов. В 1946 году Бартини был освобожден, а в 1956 – реабилитирован.

Среди конструкций, разработанных Бартини в годы пребывания в заключении, следует особо отметить две.

Первая – реактивный сверхзвуковой истребитель-перехватчик Р-114 с четырьмя жидкостными реактивными двигателями конструкции В.П. Глушко. По расчетам он мог развивать скорость, в два раза превышающую скорость звука. В реальность реализации такого проекта никто не поверил. Только в самом конце Второй мировой войны на фронте появится первый серийный реактивный истребитель Мессершмидт-262, намного уступающий конструкции Бартини.

Вторая – транспортный самолет Т-117 – первый самолет, на котором можно было перевозить танки. В серию он не пошел, поскольку для него требовался мощный мотор, которых в стране тогда выпускалось мало.

Самолеты, которые конструирует Р.О. Бартини, в крупные серии, как правило, не идут. Но практически каждая конструкция содержит какую-то новую идею, опережающую свое время. По существу, Бартини – не конструктор, создающий новую технику. Он – теоретик, открывающий новые пути для конструкторской мысли.

Уже в 1930-х годах он начал работать над созданием Общей теории конструирования летающих устройств (и общей теории конструирования вообще).

Ему принадлежит и использование и воплощение идеи создания судна, летающего вблизи поверхности земли (воды), что резко увеличивает подъемную силу крыла.

В 1955 году Бартини разрабатывает проект летающей лодки А-55, которая может лететь над водой со сверхзвуковой скоростью и перевозить большие грузы.

Форма лодки была совершенно необычной. Мы привыкли к тому, что самолет должен иметь фюзеляж, крылья и хвост. У А-55 и следующей конструкции А-57 были только крылья. При взгляде сверху конструкция имела форму равнобедренного треугольника (правда, его боковые стороны были не прямые, а вогнутые) с острым углом при вершине. А отсеки, несущие полезный груз, были встроены в продольную медиану треугольника. Лодка могла нести большой груз и использоваться в качестве стратегического бомбардировщика. Конструкция А-57 позволяла установить на ней ядерный двигатель, которых тогда не было.

Руководство Министерства авиационной промышленности сочло проект нереальным. И даже поддержка С.П. Королева не смогла убедить начальство.

Разработка сходных конструкций проводилась и в системе другого министерства – Министерства судостроительной промышленности в конструкторском бюро, которым руководит Ростислав Евгеньевич Алексеев. Результатом его работы становятся первые в мире суда на подводных крыльях.

В конце 1950-х годов между Бартини и Алексеевым завязываются деловые контакты. И вскоре в СКБ Алексеева начинается разработка первого экраноплана. 22 июля 1961 года советский экраноплан совершает свой первый полет.

В 1968 году Главный Конструктор СКБ в Таганроге Георгий Михайлович Бериев, многие годы сотрудничавший с Бартини, предложил ему переехать в Таганрог для конструирования самолетов, взлетающих с поверхности воды. В Таганроге Бартини работает над проектом самолета ВВА-14, способного летать и в режиме экраноплана, и в режиме обычного самолета. На этот самолет можно было ставить торпеды для уничтожения подводных лодок противника.

Ряд замечательных проектов Бартини остался нереализованным: монорельсовый поезд на магнитной подушке, десантный экранолет большой грузоподъемности, летающий авианосец, орбитальный космоплан.

Одним из увлечений Р.О. Бартини была теоретическая физика, в которой он пытался разрабатывать наиболее глубокие вопросы.

Бартини очень любил искусство, был прекрасным пианистом и художником.

В 1947 году Бартини нарисовал картину, изображающую старт космической ракеты. Картина была очень похожа на то, что видели на космодроме Байконур в 1961 году.

Заполняя анкеты, в графе «национальность» Р.О. Бартини всегда писал «русский».

Бартини ушел из жизни в декабре 1974 года и был похоронен на Введенском кладбище. На его памятнике высечена надпись: «В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолеты летали быстрее черных».

Неявное влияние идей Бартини на развитие отечественной авиации было огромным. Он был неистощимым генератором идей, многие из которых опередили свое, а некоторые – и наше время. Генеральный Конструктор Сергей Павлович Королев называл Р. Бартини своим учителем.

В 1997 году последний сохранившийся самолет ВВА-14, сконструированный Бартини, был разрезан на металлолом.

К.б.н. С.В. Багоцкий

(приведено в сокращении)