100 лет назад в июне...

 

Важнейшие события июня 1917 года – I Съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и мощнейшая мирная демонстрация рабочих и солдат Петрограда 18 июня.

I Съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов открылся в Петрограде 3 июня (по ст. стилю) и продемонстрировал в полной мере соглашательскую сущность мелкобуржуазных партий меньшевиков и эсеров, настаивавших на продолжении империалистической войны. Большевиков на съезде было меньшинство – 105 делегатов из 1090, но их ораторы в своих выступлениях отстаивали интересы широких трудящихся масс, требовавших скорейшего заключения мира. Меньшевик Церетели усердно доказывал необходимость союза буржуазных и мелкобуржуазных партий, уверяя делегатов съезда, что в России нет политической партии, которая взяла бы на себя ответственность за дальнейшую судьбу страны. Именно тогда прозвучал уверенный и решительный голос: «Есть такая партия!» То был голос Ленина. Очевидцы вспоминали, что он прозвучал как удар грома. Владимир Ильич сделал своё знаменитое заявление от имени ЦК, что есть такая партия: «он [Церетели] говорил, что нет в России политической партии, которая выразила бы готовность взять власть целиком на себя. Я отвечаю: есть! Ни одна партия от этого отказаться не может, и наша партия от этого не отказывается: каждую минуту она готова взять власть целиком». Владимир Ильич обратился к делегатам съезда с призывом покончить с двоевластием и сосредоточить власть в руках Советов во главе с большевистской партией. В своей большой речи он дал резкую критику оппортунистической тактики меньшевиков и эсеров, которые поддерживали буржуазное Временное правительство.

Выступление Ленина произвело сильнейшее впечатление на делегатов съезда: по воспоминаниям А.А.Осинкина, «когда его время истекло, почти весь съезд потребовал продления регламента. Крики «Продолжить!» неслись не только с мест, где сидели большевики, но буквально из всех мест зала: беспартийные делегаты, рабочие и солдаты, считавшие себя эсерами и меньшевиками, все дружно требовали продолжить речь Владимира Ильича». Президиум съезда вынужден был подчиниться, Ленин продолжал говорить, и уже никто не осмеливался его прервать. Как вспоминает делегатка С. Шульга, впечатление от речи Ленина «было настолько велико, что от грома аплодисментов многих делегатов съезда, от полного оцепенения и замешательства всех ярых противников большевизма как-то сразу потерялась мера времени». Выступившие вслед за Лениным Керенский, Чернов, Скобелев, Дан не смогли переломить настроение зала. Пробуржуазные лидеры вынуждены были срочно сделать перерыв в работе съезда, чтобы провести обработку делегатов своих фракций. Они добились принятия резолюций, отклонявших необходимость перехода власти к Советам, одобрявших участие социалистов в буржуазном правительстве, ратовавших за «оборону отечества» и поддержку наступления на фронте. За эти резолюции проголосовало, однако, только 543 человека (фактически ровно 50% от числа избранных делегатов). Несмотря на все интриги соглашателей во главе с Керенским, за большевистскую резолюцию о взятии власти Советами проголосовала и часть беспартийных и делегатов из других фракций.

Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (ЦИК), в котором из 256 членов было только 35 большевиков. В то же время в условиях поступательного хода революции 8 июня большевики во главе с В. Молотовым одержали победу на выборах в районную думу пролетарской Выборгской стороны.

Между тем в стране зрело недовольство политикой Временного правительства, оно грозило вылиться в открытую демонстрацию протеста. 6 июня на заседании ЦК большевиков с представителями «Военки» и Петроградского комитета (ПК) Ленин поддержал идею о проведении мирной демонстрации.

8 июня ЦК партии большевиков совместно с ПК, Военной организацией и представителями всех районов Петрограда принял решение о проведении 10 июня мирной демонстрации под лозунгами «Вся власть Советам!», «Хлеба, мира, свободы!». Меньшевики и эсеры, боявшиеся выступления народных масс, 9 июня провели на съезде Советов резолюцию о запрещении всяких демонстраций на 3 дня под предлогом, что этим хотят воспользоваться контрреволюционеры. В такой обстановке ЦК РСДРП(б) решил отменить демонстрацию 10 июня.

Однако мелкобуржуазные соглашатели, боясь утратить влияние на народные массы, решили пойти на известный манёвр и приняли постановление о проведении демонстрации 18 июня под лозунгами доверия Временному правительству и одобрения назначенного на этот день наступления русских войск на фронте. Партия большевиков повела энергичную подготовку к выступлению под своими лозунгами. Трудовой Петроград пошёл за большевиками. 18 июня состоялась грандиозная – 500-тысячная! – демонстрация рабочих и солдат Петрограда, которые вышли на улицы с большевистскими требованиями «Мир без аннексий!», «Вся власть Советам!». Демонстрация прошла у могилы жертв революции на Марсовом поле. Как писал И.В. Сталин, «Шествие идёт к Марсову полю с утра до вечера (…) В отличие от манифестации в день похорон [жертв революции], когда рабочие терялись в море обывателей и мелких буржуа, демонстрация 18 июня была демонстрацией чисто пролетарской, ибо главными её участниками были рабочие и солдаты». Массовые демонстрации и митинги протеста против политики Временного правительства под лозунгами большевиков прошли также в Москве, Минске, Твери, Калуге, Иваново-Вознесенске, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. По поводу петербургских событий Ленин писал: «Демонстрация развеяла в несколько часов, как горстку пыли, пустые речи о большевиках-заговорщиках и показала с непререкаемой наглядностью, что авангард трудящихся масс России, промышленный пролетариат столицы и её войска в подавляющем большинстве стоят за лозунги, всегда защищавшиеся нашей партией». Июньская демонстрация также показала, что,как писал Ленин в статье «Восемнадцатое июня», «кризис неслыханных размеров надвинулся на Россию…». «Июньский кризис не вылился в кризис буржуазной власти, но он выявил крепнущее единство требований и действий рабочих и солдат (…) Причины его возникновения не были устранены. Следствием этого явились июльские дни 1917 г.», – пишет Большая Советская энциклопедия.

Июньская демонстрация наглядно показала, что в столице России, Петрограде, большевики становятся партией масс. Их успех был тем более значителен, что он был добыт в обстановке оголтелой травли большевистской партии, особенно Ленина. Не только буржуазия, но и мелкобуржуазные оппортунисты, меньшевики и эсеры, развернули в печати кампанию чудовищной клеветы, обвиняя Владимира Ильича и других вернувшихся из эмиграции большевистских лидеров в том, что они, якобы, работают… «на Вильгельма II»! Это была заведомая ложь, и она вызвала огромное возмущение и протест сознательных рабочих и солдат. Большевистские ораторы дали ей достойный отпор. На многотысячных митингах принимались резолюции, в которых высказывалось полное доверие Ленину и другим оклеветанным товарищам, в в редакцию «Правды», к Ленину шли многочисленные письма поддержки. Пролетариат 1917 года оказался на высоте. Грустно, что сейчас, сто лет спустя, некоторые обыватели верят – или делают вид, что верят, – этой гнусной фальшивке, которую вновь пустила в ход буржуазная контрреволюция… Впрочем, если лживую байку о Ленине-«немецком шпионе» вытащили из нафталина и с таким упорством вбивают в мозги не знающих историю людей, – это красноречиво свидетельствует о том, как страшен буржуазии Ленин и теперь, в XXI веке!

Политический кризис не привёл к отставке Временного правительства из-за того, что в этот же день, 18 июня, русская армия начала наступление на Юго-Западном фронте, что усилило ура-патриотические настроения. Вскоре, однако, выяснилось, что это наступление провалилось: за 18 дней российские войска потеряли 60 тыс. человек. Экономическое положение страны продолжало катастрофически ухудшаться. Буржуазия, стремясь (по выражению Рябушинского) костлявой рукой голода задушить нараставшую революцию, приступила к приостановке производства. Рабочий класс всё больше убеждался, что спасти страну от хозяйственной разрухи, а рабочих от голода и безработицы, может только переход власти в руки Советов, установление рабочего контроля над производством и распределением. Количество забастовок росло, они принимали всё более острый политический характер. Всё чаще коллективы рабочих выносили резолюции с требованием передачи власти Советам. На ряде предприятий явочным порядком вводился рабочий контроль. Дело явно шло к взрыву.

Ленин продолжал работать с нечеловеческим напряжением. В «Правде» постоянно печатались его статьи, не считая бесчисленных выступлений на митингах, заседаниях и т.д. Это привело к тяжёлому переутомлению, потере сна.

16-23 июня в Петрограде проходила созванная ЦК партии Всероссийская конференция фронтовых и тыловых военных организаций РСДРП(б), всего было избрано 167 делегатов от 43 фронтовых и 17 тыловых военных организаций, представлявших 26 тысяч членов партии в армии. Ленин выступил на ней с докладом о текущем моменте. Он призвал большевистские военные организации всесторонне готовить силы пролетариата и армии к новому этапу революции, с величайшей бдительностью следить за попытками контрреволюционных сил разоружить революционных рабочих и расформировать революционно настроенные полки, особенно в столице. В то же время Владимир Ильич предостерегал против скоропалительных решений и преждевременных выступлений. Ленин выступил также на этой конференции с докладом по аграрному вопросу. В связи с докладами Ленина Всероссийская конференция военных организаций партии одобрила резолюцию Апрельской конференции РСДРП(б). Было избрано Всероссийское бюро военных организаций, председателем которого стал Н.И.Подвойский, членами бюро – В.А. Антонов-Овсеенко, Н.В. Крыленко и др.

Поскольку июньский кризис не решил назревших проблем, крайнее обострение ситуации в июле станет неизбежным: пролетариат готовится к новым боям, буржуазия хочет поставить его партию вне закона.

 В. Басистова,

 Г.Алехин