О.В. Шаповалов, Гвардии полковник Советской Армии
Патриотизм - высокое чувство или прибежище негодяев?
Возможно тем, кому сегодня 35-40 лет и менее,
неизвестно, но тем, кому 50 и более, хорошо памятно то, как изменялось
отношение к понятию «советский патриотизм» во второй половине 80-х – в годы
т.н. горбачёвской «перестройки», а реально – открытой реставрации капитализма в
СССР, и в начале 90-х – в годы, последовавшие за контрреволюционным
государственным переворотом в нашей стране.
Этот
исторический отрезок времени характеризовался поистине бешеным антисоветизмом,
антикоммунизмом и доходящими до истерии, граничащей с открытым безумием,
лживыми нападками на Советский период отечественной истории. Всё отечественное,
всё советское представлялось нашему народу в самом чёрном свете, поносилось,
уничижалось и обливалось потоками грязи и самой низкой и подлой клеветы... Всё
это сопровождалось восторженными дифирамбами в адрес буржуазной демократии –
демократии для капитала и его лакеев и жесткой диктатуры для трудящихся.
Любовь
к Советской Родине (советский патриотизм), а после Беловежья
– любовь к «матушке-России» вообще, третировались последними словами, что
считалось признаком хорошего тона и представлялось пропуском в мир «элиты» –
узурпаторов законной Советской власти, их разношёрстных холуёв
и прочего вознёсшегося и желающего вознестись космополитического отребья.
Однако
изрядная часть советских людей не пожелала бездумно
впитывать новации вдруг объявивших себя таковыми «хозяев России» и их забугорных кукловодов. Ставшие быстро
множиться ветеранские организации, лучшая часть военных и интеллигенции,
оставшиеся верными партийному долгу коммунисты и комсомольцы повели
бескомпромиссную, нередко опасную и тяжёлую борьбу с вдалбливаемыми в умы и
сердца сограждан космополитизмом и комплексами классовой, а затем и национальной
неполноценности и вины.
I. О
классовой природе и сущности патриотизма
Если
усердно покопаться в толковых и политических словарях, то можно найти немало
определений патриотизма.
(Ред.
– Далее автор приводит ряд определений патриотизма (из разных интернет-источников), суть которых
сводится к нижеследующему).
Патриотизм
– это любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре,
традициям, эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей,
отстаивать ее интересы, защищать её от врагов.
Однако
любое современное отечество обнимает не один, а несколько общественных классов и социальных слоёв со своими классовыми интересами, –
имущих, т.е. владеющих средствами производства, и неимущих, т.е. тех, кто
продаёт свою рабочую силу первым, работая по найму на первых, которые в полном
объёме присваивают производимую вторыми прибавочную стоимость, т.е. –
эксплуатируют их.
Следовательно,
интересы этих классов – эксплуататоров и эксплуатируемых, имущих и неимущих –
глубоко антагонистичны друг другу.
А
потому среди множества определений мы встречаем и такое, значительно более
точное: «Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему народу. Патриотизм
имеет различное социальное содержание в различные исторические эпохи (курсив
мой – О.Ш.)».
И
еще: «Патриотизм» национальной буржуазии является для неё средством
конкурентной борьбы с компрадорской буржуазией и защиты от революционных
действий трудящихся. Подлинный патриотизм характерен для трудящихся масс, тем
более в условиях социализма, который становится объектом национальной гордости
и подлинным отечеством трудящихся. Советский патриотизм глубоко враждебен
буржуазному национализму и шовинизму».
«В советском патриотизме глубочайшим образом
сочетаются подлинно национальные интересы социалистического государства с
интернациональными интересами трудящихся всего мира» (Исторический материализм. М. ГИПЛ. 1950, стр.
704-705).
Разница
между первой и второй группами определений патриотизма совершенно очевидна... Она
– в классовой сущности определения патриотизма.
Вот
этого-то принципиального качества – классовой сущности патриотизма, к
сожалению, не увидело и не поняло большинство тех, кто активно включился в
работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи и восстановлению высокого
статуса явления патриотизма. Зачастую даже агитировали на примерах патриотизма
Советского, а возродили его классового антагониста и политического антипода –
патриотизм буржуазный.
Впрочем
и космополитические настроения в среде власть имущих и их обслуги, мягко
говоря, имели место и поныне остаются.
В
90-е годы О. Газманов пел: «… с возрожденьем
двуглавых орлов, возрождается русский язык…». Больше не поёт – достаточно пару
минут послушать разговоры прохожих, дикторов радио и ТВ, почитать газеты и
деловые бумаги, чтобы убедиться в том, что русский язык при уродливой
двухголовой твари настолько деградировал, что по восстановлению
конституционного строя и красных звёзд в стране,
придётся принимать срочные меры по его возрождению.
Но
у населения возникло подспудное стремление выразить свой патриотизм – люди,
пресытившись космополитизмом и, памятуя тысячелетнюю героическую историю своей
страны, стали пробуждаться от безвременья. Появилась объективная общественная
потребность в восстановлении исторической памяти и исторических ценностей
народа. Эта потребность так же объективно подпитывалась
сравнением уровня и качества жизни в Советский период и в период реставрации
капитализма, – отнюдь не в пользу второго.
Кроме
того, эту потребность народа тонко почувствовали в Вашингтоне и Тель-Авиве те,
кто десятилетиями изучали русскую, российскую и Советскую историю, культуру,
традиции, национальный характер советских людей, те, кто десятилетиями сочиняли
политические анекдоты, байки и небылицы про наш народ, про его обычаи, про его
исторических и политических вождей и лидеров.
Результатом
анализа ситуации, проведённого буржуазными идеологическими работниками, стало
принятие ряда практически-политических мер, головной из которых стало
«отречение Б.Ельцина» и миропомазание на «российский трон» В.Путина.
Последовали
и иные меры. Перво-наперво «замирили» Чечню, дав,
наконец, выход обуревавшим народ национальным чувствам. Канализировав
патриотические чувства в национальное русло, свели на нет заметно вызревавшую в
тот период в стране революционную ситуацию. Все вместе дало дополнительный
кредит народного доверия обновлённой команде кремлёвских сатрапов, кредит, продолжающий действовать и по сей день. Только
теперь на ТВ на смену «дорогим рыссиянам» пришло «мочилово в сортире», а на место
Республики Ичкерия в разжигании патриотических чувств и шовинизма оболваненного
народа заступила Сирия.
В
результате названные выше общественные воспитывающие органы стали играть
объективно-реакционную роль, своим сотрудничеством с власть предержащими легитимизируя эти туземные органы мирового капитала и
придавая им видимость законности и народной поддержки.
А ведь политическая абсурдность, даже дикость
действий многих наших официализированных, прирученных
властью ветеранов и общественников-патриотов очевидна для любого мало-мальски
сведущего в марксизме и политически грамотного человека: как могут истинные
Советские патриоты, патриоты рабоче-крестьянской страны и её социалистического
государства заигрывать с теми, кто, разобщив её братские народы, загнал их в
национальные резервации и предал их там умерщвлению?
И
с теми, кто официально празднуя День Победы Советского народа в Великой
Отечественной войне, возглавленного, мобилизованного, организованного и
направленного Ленинско-Сталинской ВКП(б), драпирует
фанерой Мавзолей основателя этой партии, кто осеняет себя пёстрыми власовскими триколорами –
символами предательства и измены Родине, и
георгиевскими лентами, берущими начало из атрибутики царского времени с
его кровавым насилием над «взбунтовавшимся хамом» – над рабочим классом и
трудовым крестьянством нашей Родины – её единственным историческим хозяином?
С
теми, кто ставит памятники вурдалакам-царям и обливает помоями легендарное имя
Верховного Главнокомандующего, выдающегося полководца, литератора,
учёного-большевика и практика коммунистического строительства И.В.Сталина?
С
теми, кто увековечивает память всенародно признанного преступником людоеда и
алкаша Е.Б.Н. и переименовывает города и улицы, названные именами замечательных
советских патриотов – государственных, партийных, военных и культурных
деятелей, учёных-марксистов – на имена палачей, угнетателей, предателей,
извлечённых на свет божий из мрака различных исторических эпох?
Таким образом, патриотизм советский, патриотизм
социалистический имеет своей политической целью и своим
практически-политическим результатом сплочение трудящихся разных
национальностей по их классовому признаку – для совместного отстаивания их
общего классового интереса, в то время как патриотизм буржуазный, напротив,
направляется на противное их классовому интересу национальное размежевание, на
разжигание шовинизма и межнациональной вражды, чем обеспечивается классовый
интерес угнетающей их буржуазии.
Разделяй
и властвуй – вот подлое кредо буржуазного патриотизма.
Как
это может оставаться неясным?
Ответ
лежит на поверхности – в силу непонимания классовой сущности такого явления как
патриотизм. Что, впрочем, не относится к тем, кого приставив во главу
официальных патриотических организаций, милостиво допустили пожрать из монаршьей кормушки.
II. Что
делать?
В
первую голову – учиться, учиться и ещё раз – учиться марксизму-ленинизму. Во вторую, основываясь на научных выкладках, решительно
отмежеваться от всякого буржуазного патриотизма с его национализмом и
шовинизмом и научиться искать причины национальных разногласий не в дурных
качествах отдельных народов, а в политической деятельности эксплуататорских
классов, осуществляемой ими в защиту своих экономических интересов,
деятельности, которая, в общем и целом, сводится к разъединению трудящихся по
национальному признаку и нейтрализации, тем самым, субъективного фактора
революционной ситуации.
В третью, подвергать аргументированной
критике и беспощадному разоблачению политическую, классовую, сущность
насаждаемого буржуазией национального патриотизма, разъясняя, что одолеть
опутавший сегодня планету и её народы империализм возможно только путём
международной солидарности и объединения трудящихся планеты – вне зависимости
от их национальной принадлежности – в общей борьбе за единый для всех них
классовый интерес.
У
пролетариев нет отечества, – гласит марксов Манифест
Коммунистической партии.
В.И.Ленин разъясняет практическую сущность
этой теоретической выкладки – «это значит, что () экономическое положение его
/рабочего/ (le salariat) не
национально, а интернационально; ( ) его
классовый враг интернационален; ( ) условия его освобождения тоже; ( )
интернациональное единство рабочих важнее национального» (Ленин В.И.Инессе Арманд. Соч.Изд.4. М. ГИПЛ. 1950, т.35, стр. 196).
Сам империализм, в отличие от собственно
капитализма, глубоко интернационален – в силу международного, планетарного
масштаба хозяйственных и финансовых связей между «акулами бизнеса» –
монополистами всех наций и народов, всех оттенков кожи, форм черепов и разрезов
глаз. И в своей борьбе за максимальные и сверхприбыли, они уже с конца XIX
столетия объединяются не по национальному признаку, а по международным группам
монополистов (ТНК, ФПГ и пр.). Здесь мы видим полный интернационал.
Наёмным же рабам капитала умело вбивают в
головы и сердца национальную неприязнь, ксенофобию и расовую рознь в отношении
таких же рабов капитала, только с другим цветом кожи, языком и национальным
характером – с одной стороны, и, «толерантность», милосердие и все мыслимые и
немыслимые добродетели в отношении капиталистов и их холуёв – с другой.
Эту
особенность империалистической политики давно раскрыл В.И.Ленин, не-однократно подчёркивавший, что
в условиях капитализма/империализма за интерес нации всегда выдаётся интерес
экономически и политически господствующего в ней класса – буржуазии.
Значит,
чтобы принудить большинство нации, которое составляют эксплуатируемые
трудящиеся, бороться за политический и экономический интерес меньшей её части –
капиталистов-эксплуататоров, её надо как-то сплотить и мобилизовать на
самопожертвование. То есть, посредством раздувания буржуазного патриотизма
довести эксплуатируемую часть нации до такого шовинистического исступления,
когда её патриотический экстаз вкупе с национальной ненавистью затмят ненависть
к отечественным угнетателям, заставят её бороться не на живот, а на смерть за
укрытый под маской национального интереса и патриотизма интерес отечественных
эксплуататоров.
«Патриотизм
– последнее прибежище негодяев», – так характеризовал
эту политику империалистических кругов выдающийся русский писатель Л.Н.
Толстой.
А чтобы легче было воспламенить патриотизм и
шовинизм к очередному грядущему переделу империалистического пирога и не
допустить возникновения революционных ситуаций у себя дома, для этого частью
военной добычи делятся со «своими» патриотически
настроенными рабами капитала, тем самым делая их соучастниками
империалистического грабежа: «… во всех цивилизованных, передовых странах
буржуазия грабит – путём ли колониального угнетения или путём финансового
извлечения «выгод» с формально
независимых слабых народов – грабит население, во много раз превышающее
население «своей» страны. Отсюда – экономическая возможность
«сверхприбылей» для империалистической буржуазии и употребления доли из этой
сверхприбыли на поддержку известного верхушечного слоя пролетариата, на
превращение его в реформистскую, оппортунистическую, боящуюся революции мелкую
буржуазию» (Ленин В.И. Письмо к рабочим Европы и Америки. Соч. Изд.4. М. ГИПЛ. 1950, т.28, стр. 411).
А тех, кто понимает, в чём, собственно,
состоит дело, и что такое, собственно, «национальные интересы» и «патриотизм» с
классовой точки зрения и в условиях капитализма, – тех объявляют иностранными
шпионами, изменниками отечества, подонками нации и бросают в тюрьму (не путать
с так называемой либеральной оппозицией, являющейся оборотной стороной той же
буржуазной «медали» – ред.).
Классический
пример тому, как это делается и чем это неизменно-исторически
заканчивается – Германия времен Третьего рейха.
Сам
собою напрашивается вывод, что главным направлением всей работы по
патриотическому воспитанию должно стать воспитание понимания, что для истинной
защиты интересов трудящихся и страны, необходим патриотизм интернациональный,
направленный на мобилизацию трудящихся на восстановление советского
конституционного строя в нашей многонациональной стране – Союзе Советских
Социалистических Республик и на продолжение прерванного коммунистического строительства как в его пределах, так и во всём мире.
О
перспективности этой работы свидетельствуют, в частности, результаты
социологического опроса, опубликованные на сайте «Одноклассники» в мае 2017г.
Приведём их.
Вопрос: «Какой государственный строй России
вам наиболее близок»?
Ответы:
– царская Россия – 109 чел.;
– современная Россия – 79 чел.;
– СССР – 4 тыс. 423 чел!;
– не знаю – 35чел.
Комментарии представляются излишними.
По материалу ст. О.В. Шаповалова,
приведено в значительном сокращении
От редакции. Советский патриотизм вовсе не исключает
любовь к родной земле, ее людям, природе, обычаям. Но тем определеннее он
предполагает участие в борьбе за лучшее, прогрессивное, социалистическое
будущее для своей страны и ее народа. И участие в солидарной борьбе с братьями
по классу-трудящимися других
стран за социализм на всей Планете.