О.В. Шаповалов, Гвардии полковник Советской Армии

 

Патриотизм - высокое чувство  или прибежище негодяев?

 

Возможно тем, кому сегодня 35-40 лет и менее, неизвестно, но тем, кому 50 и более, хорошо памятно то, как изменялось отношение к понятию «советский патриотизм» во второй половине 80-х – в годы т.н. горбачёвской «перестройки», а реально – открытой реставрации капитализма в СССР, и в начале 90-х – в годы, последовавшие за контрреволюционным государственным переворотом в нашей стране.

Этот исторический отрезок времени характеризовался поистине бешеным антисоветизмом, антикоммунизмом и доходящими до истерии, граничащей с открытым безумием, лживыми нападками на Советский период отечественной истории. Всё отечественное, всё советское представлялось нашему народу в самом чёрном свете, поносилось, уничижалось и обливалось потоками грязи и самой низкой и подлой клеветы... Всё это сопровождалось восторженными дифирамбами в адрес буржуазной демократии – демократии для капитала и его лакеев и жесткой диктатуры для трудящихся.

Любовь к Советской Родине (советский патриотизм), а после Беловежья – любовь к «матушке-России» вообще, третировались последними словами, что считалось признаком хорошего тона и представлялось пропуском в мир «элиты» – узурпаторов законной Советской власти, их разношёрстных холуёв и прочего вознёсшегося и желающего вознестись космополитического отребья.

Однако изрядная часть советских людей не пожелала бездумно впитывать новации вдруг объявивших себя таковыми «хозяев России» и их забугорных кукловодов. Ставшие быстро множиться ветеранские организации, лучшая часть военных и интеллигенции, оставшиеся верными партийному долгу коммунисты и комсомольцы повели бескомпромиссную, нередко опасную и тяжёлую борьбу с вдалбливаемыми в умы и сердца сограждан космополитизмом и комплексами классовой, а затем и национальной неполноценности и вины.

I.     О классовой природе и сущности патриотизма

Если усердно покопаться в толковых и политических словарях, то можно найти немало определений патриотизма.

(Ред. – Далее автор приводит ряд определений патриотизма (из разных интернет-источников), суть которых сводится к нижеследующему).

Патриотизм – это любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям, эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей, отстаивать ее интересы, защищать её от врагов.

Однако любое современное отечество обнимает не один, а несколько общественных классов и социальных слоёв со своими классовыми интересами, – имущих, т.е. владеющих средствами производства, и неимущих, т.е. тех, кто продаёт свою рабочую силу первым, работая по найму на первых, которые в полном объёме присваивают производимую вторыми прибавочную стоимость, т.е. – эксплуатируют их.

Следовательно, интересы этих классов – эксплуататоров и эксплуатируемых, имущих и неимущих – глубоко антагонистичны друг другу.

А потому среди множества определений мы встречаем и такое, значительно более точное: «Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему народу. Патриотизм имеет различное социальное содержание в различные исторические эпохи (курсив мой – О.Ш.)».

И еще: «Патриотизм» национальной буржуазии является для неё средством конкурентной борьбы с компрадорской буржуазией и защиты от революционных действий трудящихся. Подлинный патриотизм характерен для трудящихся масс, тем более в условиях социализма, который становится объектом национальной гордости и подлинным отечеством трудящихся. Советский патриотизм глубоко враждебен буржуазному национализму и шовинизму».

«В советском патриотизме глубочайшим образом сочетаются подлинно национальные интересы социалистического государства с интернациональными интересами трудящихся всего мира» (Исторический материализм. М. ГИПЛ. 1950, стр. 704-705).

Разница между первой и второй группами определений патриотизма совершенно очевидна... Она – в классовой сущности определения патриотизма.

Вот этого-то принципиального качества – классовой сущности патриотизма, к сожалению, не увидело и не поняло большинство тех, кто активно включился в работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи и восстановлению высокого статуса явления патриотизма. Зачастую даже агитировали на примерах патриотизма Советского, а возродили его классового антагониста и политического антипода – патриотизм буржуазный.

Впрочем и космополитические настроения в среде власть имущих и их обслуги, мягко говоря, имели место и поныне остаются.

В 90-е годы О. Газманов пел: «… с возрожденьем двуглавых орлов, возрождается русский язык…». Больше не поёт – достаточно пару минут послушать разговоры прохожих, дикторов радио и ТВ, почитать газеты и деловые бумаги, чтобы убедиться в том, что русский язык при уродливой двухголовой твари настолько деградировал, что по восстановлению конституционного строя и красных звёзд в стране, придётся принимать срочные меры по его возрождению.

Но у населения возникло подспудное стремление выразить свой патриотизм – люди, пресытившись космополитизмом и, памятуя тысячелетнюю героическую историю своей страны, стали пробуждаться от безвременья. Появилась объективная общественная потребность в восстановлении исторической памяти и исторических ценностей народа. Эта потребность так же объективно подпитывалась сравнением уровня и качества жизни в Советский период и в период реставрации капитализма, – отнюдь не в пользу второго.

Кроме того, эту потребность народа тонко почувствовали в Вашингтоне и Тель-Авиве те, кто десятилетиями изучали русскую, российскую и Советскую историю, культуру, традиции, национальный характер советских людей, те, кто десятилетиями сочиняли политические анекдоты, байки и небылицы про наш народ, про его обычаи, про его исторических и политических вождей и лидеров.

Результатом анализа ситуации, проведённого буржуазными идеологическими работниками, стало принятие ряда практически-политических мер, головной из которых стало «отречение Б.Ельцина» и миропомазание на «российский трон» В.Путина.

Последовали и иные меры. Перво-наперво «замирили» Чечню, дав, наконец, выход обуревавшим народ национальным чувствам. Канализировав патриотические чувства в национальное русло, свели на нет заметно вызревавшую в тот период в стране революционную ситуацию. Все вместе дало дополнительный кредит народного доверия обновлённой команде кремлёвских сатрапов, кредит, продолжающий действовать и по сей день. Только теперь на ТВ на смену «дорогим рыссиянам» пришло «мочилово в сортире», а на место Республики Ичкерия в разжигании патриотических чувств и шовинизма оболваненного народа заступила Сирия.

В результате названные выше общественные воспитывающие органы стали играть объективно-реакционную роль, своим сотрудничеством с власть предержащими легитимизируя эти туземные органы мирового капитала и придавая им видимость законности и народной поддержки.

А ведь политическая абсурдность, даже дикость действий многих наших официализированных, прирученных властью ветеранов и общественников-патриотов очевидна для любого мало-мальски сведущего в марксизме и политически грамотного человека: как могут истинные Советские патриоты, патриоты рабоче-крестьянской страны и её социалистического государства заигрывать с теми, кто, разобщив её братские народы, загнал их в национальные резервации и предал их там умерщвлению?

И с теми, кто официально празднуя День Победы Советского народа в Великой Отечественной войне, возглавленного, мобилизованного, организованного и направленного Ленинско-Сталинской ВКП(б), драпирует фанерой Мавзолей основателя этой партии, кто осеняет себя пёстрыми власовскими триколорами – символами предательства и измены Родине, и  георгиевскими лентами, берущими начало из атрибутики царского времени с его кровавым насилием над «взбунтовавшимся хамом» – над рабочим классом и трудовым крестьянством нашей Родины – её единственным историческим хозяином?

С теми, кто ставит памятники вурдалакам-царям и обливает помоями легендарное имя Верховного Главнокомандующего, выдающегося полководца, литератора, учёного-большевика и практика коммунистического строительства И.В.Сталина?

С теми, кто увековечивает память всенародно признанного преступником людоеда и алкаша Е.Б.Н. и переименовывает города и улицы, названные именами замечательных советских патриотов – государственных, партийных, военных и культурных деятелей, учёных-марксистов – на имена палачей, угнетателей, предателей, извлечённых на свет божий из мрака различных исторических эпох?

Таким образом, патриотизм советский, патриотизм социалистический имеет своей политической целью и своим практически-политическим результатом сплочение трудящихся разных национальностей по их классовому признаку – для совместного отстаивания их общего классового интереса, в то время как патриотизм буржуазный, напротив, направляется на противное их классовому интересу национальное размежевание, на разжигание шовинизма и межнациональной вражды, чем обеспечивается классовый интерес угнетающей их буржуазии.

Разделяй и властвуй – вот подлое кредо буржуазного патриотизма.

Как это может оставаться неясным?

Ответ лежит на поверхности – в силу непонимания классовой сущности такого явления как патриотизм. Что, впрочем, не относится к тем, кого приставив во главу официальных патриотических организаций, милостиво допустили пожрать из монаршьей кормушки.

II.   Что делать?

В первую голову – учиться, учиться и ещё раз – учиться марксизму-ленинизму. Во вторую, основываясь на научных выкладках, решительно отмежеваться от всякого буржуазного патриотизма с его национализмом и шовинизмом и научиться искать причины национальных разногласий не в дурных качествах отдельных народов, а в политической деятельности эксплуататорских классов, осуществляемой ими в защиту своих экономических интересов, деятельности, которая, в общем и целом, сводится к разъединению трудящихся по национальному признаку и нейтрализации, тем самым, субъективного фактора революционной ситуации.

В третью, подвергать аргументированной критике и беспощадному разоблачению политическую, классовую, сущность насаждаемого буржуазией национального патриотизма, разъясняя, что одолеть опутавший сегодня планету и её народы империализм возможно только путём международной солидарности и объединения трудящихся планеты – вне зависимости от их национальной принадлежности – в общей борьбе за единый для всех них классовый интерес.

У пролетариев нет отечества, – гласит марксов Манифест Коммунистической партии.

В.И.Ленин разъясняет практическую сущность этой теоретической выкладки – «это значит, что () экономическое положение его /рабочего/ (le salariat) не национально, а интернационально; (  ) его классовый враг интернационален; ( ) условия его освобождения тоже; ( ) интернациональное единство рабочих важнее национального» (Ленин В.И.Инессе Арманд. Сочзд.4. М. ГИПЛ. 1950, т.35, стр. 196).

 Сам империализм, в отличие от собственно капитализма, глубоко интернационален – в силу международного, планетарного масштаба хозяйственных и финансовых связей между «акулами бизнеса» – монополистами всех наций и народов, всех оттенков кожи, форм черепов и разрезов глаз. И в своей борьбе за максимальные и сверхприбыли, они уже с конца XIX столетия объединяются не по национальному признаку, а по международным группам монополистов (ТНК, ФПГ и пр.). Здесь мы видим полный интернационал.

Наёмным же рабам капитала умело вбивают в головы и сердца национальную неприязнь, ксенофобию и расовую рознь в отношении таких же рабов капитала, только с другим цветом кожи, языком и национальным характером – с одной стороны, и, «толерантность», милосердие и все мыслимые и немыслимые добродетели в отношении капиталистов и их холуёв – с другой.

Эту особенность империалистической политики давно раскрыл В.И.Ленин, не-однократно подчёркивавший, что в условиях капитализма/империализма за интерес нации всегда выдаётся интерес экономически и политически господствующего в ней класса – буржуазии.

Значит, чтобы принудить большинство нации, которое составляют эксплуатируемые трудящиеся, бороться за политический и экономический интерес меньшей её части – капиталистов-эксплуататоров, её надо как-то сплотить и мобилизовать на самопожертвование. То есть, посредством раздувания буржуазного патриотизма довести эксплуатируемую часть нации до такого шовинистического исступления, когда её патриотический экстаз вкупе с национальной ненавистью затмят ненависть к отечественным угнетателям, заставят её бороться не на живот, а на смерть за укрытый под маской национального интереса и патриотизма интерес отечественных эксплуататоров.

«Патриотизм – последнее прибежище негодяев», – так характеризовал эту политику империалистических кругов выдающийся русский писатель Л.Н. Толстой.

А чтобы легче было воспламенить патриотизм и шовинизм к очередному грядущему переделу империалистического пирога и не допустить возникновения революционных ситуаций у себя дома, для этого частью военной добычи делятся со «своими» патриотически настроенными рабами капитала, тем самым делая их соучастниками империалистического грабежа: «… во всех цивилизованных, передовых странах буржуазия грабит – путём ли колониального угнетения или путём финансового извлечения «выгод» с формально независимых слабых народов – грабит население, во много раз превышающее население «своей» страны. Отсюда – экономическая возможность «сверхприбылей» для империалистической буржуазии и употребления доли из этой сверхприбыли на поддержку известного верхушечного слоя пролетариата, на превращение его в реформистскую, оппортунистическую, боящуюся революции мелкую буржуазию» (Ленин В.И. Письмо к рабочим Европы и Америки. Соч. Изд.4. М. ГИПЛ. 1950, т.28, стр. 411).

А тех, кто понимает, в чём, собственно, состоит дело, и что такое, собственно, «национальные интересы» и «патриотизм» с классовой точки зрения и в условиях капитализма, – тех объявляют иностранными шпионами, изменниками отечества, подонками нации и бросают в тюрьму (не путать с так называемой либеральной оппозицией, являющейся оборотной стороной той же буржуазной «медали» – ред.).

Классический пример тому, как это делается и чем это неизменно-исторически заканчивается – Германия времен Третьего рейха.

Сам собою напрашивается вывод, что главным направлением всей работы по патриотическому воспитанию должно стать воспитание понимания, что для истинной защиты интересов трудящихся и страны, необходим патриотизм интернациональный, направленный на мобилизацию трудящихся на восстановление советского конституционного строя в нашей многонациональной стране – Союзе Советских Социалистических Республик и на продолжение прерванного коммунистического строительства как в его пределах, так и во всём мире.

О перспективности этой работы свидетельствуют, в частности, результаты социологического опроса, опубликованные на сайте «Одноклассники» в мае 2017г. Приведём их.

Вопрос: «Какой государственный строй России вам наиболее близок»?

Ответы:

– царская Россия – 109 чел.;

– современная Россия – 79 чел.;

– СССР – 4 тыс. 423 чел!;

– не знаю – 35чел.

Комментарии представляются излишними.

По материалу ст. О.В. Шаповалова, приведено в значительном сокращении

От редакции. Советский патриотизм вовсе не исключает любовь к родной земле, ее людям, природе, обычаям. Но тем определеннее он предполагает участие в борьбе за лучшее, прогрессивное, социалистическое будущее для своей страны и ее народа. И участие в солидарной борьбе с братьями по классу-трудящимися других стран за социализм на всей Планете.