Советы Феликса Эдмундовича

 

26 октября 1917г. Из речи на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов

Польский пролетариат всегда был в рядах вместе с русским. Декрет [Декрет-декларация о мире] с энтузиазмом принимает социал-демократия Польши и Литвы. Мы знаем, что единственная сила, которая может освободить этот мир, это – пролетариат, который борется за социализм. Когда восторжествует социализм, будет раздавлен капитализм и будет уничтожен национальный гнет.

1 апреля 1925 г. Из речи на открытии Всесоюзного съезда местных торгов

Ясно, что задача нашей торговли и нашей промышленности заключается не в удовлетворении того или иного завода, торга или синдиката тем, что он может полностью продать по сходным для него ценам, а наша задача развивать потребление, наша задача развивать потребности страны. А этого мы можем достигнуть единственным самым лучшим путем – путем удешевления товаров (здесь и далее выделено нами – ред.).

При удешевлении, я повторяю, основная база – уровень жизни крестьянства и рабочих – повышается, сбережения увеличиваются – а это и есть та финансовая база, которая нам нужна. Ибо, что такое капитал, что такое те средства, в которых мы нуждаемся? Это кристализованнный труд. Совершенно ясно, что когда население может частицу своего труда не съесть сразу, о откладывать, то оно создает ту финансовую базу, которая нам необходима, без которой мы не можем развиваться и существовать.

1925г. Из Доклада на XIV Московской губернской конференции РКП(б) «Промышленность СССР – основа социалистического строительства»

…для нас имеется один только путь, и другого пути нет: мы должны по возможности шире и быстрее развернуть нашу промышленность, ибо если мы промышленность не сумеем расширить в том темпе, в котором требуют всё растущие потребности как рабочих, так и крестьян, то тогда станет вопрос так, как в нашей прессе его кое-кто ставит,.. чтобы сельское хозяйство, вывозя достаточное количество своей продукции за границу, могло бы из-за границы привозить сюда готовые изделия.

...Это будет означать, что СССР должен будет превратиться в одну из колоний заграничного капитализма, с одной стороны, и, с другой стороны, доставлять дешёвую рабочую силу за границу, как это происходит сейчас в Польше… Если крестьяне тех наций, которые объединились и создали великий наш Союз Советских Социалистических Республик, не желают себе приготовить участь польских рабочих и крестьян, они должны вместе с нами, под руководством нашей партии, изыскивать пути и средства для того, чтобы крепить и расширять нашу промышленность.

…мы подходим к вопросу активного и пассивного баланса. Некоторые думают, что директива Политбюро, которая была дана в ноябре месяце относительно того, чтобы во что бы то ни стало сохранить и удержать активный баланс, слишком жестка. Эта точка зрения неправильна. Пассивный баланс обозначает, что мы покупаем за границей' больше, чем мы за границей продаём, а это значит — поставить нас и в валютном отношении, и в политическом отношении, и в экономическом отношении в зависимость от заграничных капиталистов... Польша имела пассивный баланс, закупала за границей больше, чем продавала там, и, таким образом, попала в полную кабалу к заграничному капитализму… Мы достаточно сильны, чтобы на это не идти...

Такое сырьё, которым мы богаты, для получения которого у нас в потенции величайшие возможности (как хлопок, как шерсть, как цветные металлы, как бумага; ведь даже древесину, целлюлозу привозим из-за границы, тогда как наша страна тем и отличается, что богата лесами), такое сырьё, повторяю, должно быть найдено у нас. Мы должны пойти и объяснить каждому рабочему и крестьянину, что средства нам нужны для того, чтобы двинуть наши заводы, чтобы иметь в достаточном количестве свое сырьё, чтобы нам не быть в такой зависимости от заграницы, в какую можем попасть, если мы будем строить развитие нашего хозяйства исключительно за счёт ввоза из-за границы.

Я не проповедую здесь того, что мы можем изолироваться от заграницы. Это абсурд, этого и не нужно совершенно. Но для того, чтобы не попасть в кабалу от заграничных капиталистов, которые следят за каждым нашим шагом, и когда он не верен, они его немедленно постараются использовать, для этого мы должны работать изо всех сил. Ясно, что, когда в других странах не будет наших врагов, а будут наши друзья, когда коммунистическая революция восторжествует, тогда, конечно, взаимоотношения будут совершенно другими. Но сейчас мы должны идти только этим путем…

7 июля 1926г. Из речи на I Всесоюзном съезде отделов экономики труда и ТНБ.

Основная трудность, основное противоречие заключается в том, что без переоборудования нашей промышленности мы не можем поднять в достаточной степени производительность труда… За чей счет производить нашу индустриализацию, переоборудование нашей промышленности?...

Если вы скажете, что диктатура рабочего класса — за счёт крестьян, то теряется та связь и основа, на которой рабочий класс провёл Октябрьскую революцию...

Вы помните, что в 1923 г., когда наша промышленность забыла увязку и связь с крестьянством, когда промышленность поставила вопрос о своём промышленном накоплении для восстановления износившегося оборудования за счёт высокого повышения цен,.. — вместо того, чтобы достигнуть той цели, которую промышленность себе поставила, она достигла прямо противоположного результата, т. е. стали наполняться склады, изделия рабочего класса не стали реализоваться, и налицо оказался кризис сбыта, из которого мы, правда, скоро вышли, понизив цены и восстановив ту основу, на которой зиждется наш строй.