Обыватели – «творцы истории»?

 

Творцами Истории принято называть народные массы. Действительно, это они своим трудом развивали производство, двигавшее человечество вперед от орудий труда из камня до космических кораблей. Это народные массы классовой борьбой, революциями  опрокидывали устаревший общественный строй и утверждали новый. Народ создавал и развивал национальные языки, вдохновлял деятелей культуры. В советское время существовал культ «народных масс», как творца истории. И, конечно, в первую очередь, прославлялся «советский народ – строитель коммунизма». Но я хочу обратить внимание на другую сторону. Народ выступает в двух ипостасях: как прогрессивная сила Истории – с одной стороны, и как реакционная – с другой! Дело в том, что народ включает в себя различные, подчас противоположные, слои – он неоднороден! Творцами Истории являются передовые борцы, которые самоотверженно сражаются в первых рядах, прокладывая путь вперед всему Человечеству. Слава им, слава!

Часть народных масс следует за передовыми силами, поддерживая их. А другая часть является опорой реакционных сил, преграждая путь прогрессу общества. Что поражает – силы Зла опираются на поддержку людей, которые выступают на стороне своих же злейших врагов, против собственных классовых интересов!

Известно, что пролетариат – самый передовой класс – главная движущая сила пролетарских революций. Но чем объяснить, что на выборах в буржуазных странах большинство рабочих голосуют за кандидатов из буржуазных партий? Почему в Германии немцы так массово поддерживали Гитлера? Посмотрите на современную Украину: большинство народа одурачено русофобией, голосует за антинародные националистические партии. В России большинство на выборах получает «Единая Россия» – откровенно буржуазная партия. В чем причина? Думаю, в том, что многие из тех, кого называют «народные массы», хоть и состоят из трудящихся, являются обывателями, не сознающие своих классовых интересов!

Кто же такие эти «обыватели», какое воздействие они оказывают на ход Истории, почему зачастую оказываются опорой реакционных сил?

Обыватель, мещанин – человек не сознающий своих классовых интересов, лишенный понимания интересов общественных, общественного долга, живущий в узком кругу личной выгоды. Вместо высоких идей и принципов им руководит инстинкт самосохранения: выжить в любых условиях, сберечь себя любой ценой! У него один кумир: он сам! Главная его черта – эгоизм. Его принципы «Я», «Мне», «Мое»! Он не осознает себя частью передового класса и руководствуется соображением: что я с этого буду иметь? Обыватель – приспособленец, он приспосабливается к любому общественному строю, к любой власти – для него безразлично: капитализм, социализм – лучше там, где ему больше платят! Как хамелеон, он легко меняет цвет: вчера был «коммунист», сменилась власть – и он уже «демократ», а то и фашист. Обыватель – потребитель. Вся его жизнь сводится к поиску способов удовлетворения своих потребностей (зачастую не ограниченных культурой потребления – ред.), в этом весь смысл его жизни. Обыватель продажен, готов прислуживать за любую подачку. На этом и держится «буржуазная демократия». Накануне выборов скупаются миллионы голосов – за деньги или пачку гречки, сахара и т.п. Он готов бегать по городу, выведывая: «Что дают?». Обыватель не способен мыслить самостоятельно. Он усваивает готовые шаблоны, штампы. Он часто злобен и завистлив. Обыватели легко впадают в национализм и видят главную причину своих несчастий в людях иных национальностей. Он склонен присоединиться к толпе, воспринимая ее страсти. Его увлекает варварство, участие в разрушении, а не созидании. Он признает труд лишь для собственной выгоды, а не для общего блага. Выдающийся революционер – демократ 60-х годов XIX века Д.И. Писарев так жестко характеризовал обывателей: „Масса, составленная из сотен тысяч, которая никогда в жизни не пользовалась головным мозгом как орудием самостоятельного мышления, живет себе со дня на день, обделывая свои делишки, получает местечки, играет в картишки, кое-что почитывает, следует за модою в идеях и платье, идет черепашьим шагом вперед по силе инерции и никогда не задавая себе крупных, многообъемлющих вопросов... за нее думают и страдают, ищут и находят, борются и ошибаются другие люди, вечно для нее чужие... и в то же время вечно работающие для того, чтобы увеличить удобства ее жизни. Эта масса, желудок человечества, живет на всем готовом, не спрашивая, откуда оно берется, и не внося ни одной полушки в общую сокровищницу человеческой мысли…“ Буржуазия умело держит обывательские массы в плену их предрассудков, воздействуя на их сознание со школьной скамьи насаждением своей культуры, идеологии, культом денег.

Обыватели составляют значительную часть народных масс, охватывая представителей и пролетариев, и крестьян, и интеллигенции. Оказывает ли эта инертная обывательская масса воздействие на ход исторического процесса? Безусловно! На обывателях держалась власть всех реакционных сил общества. Обыватели, не сознававшие своих классовых интересов, способствовали поражению всех восстаний, революций, гибели народных героев. Обыватели вовлекались в антикоммунистические демонстрации в годы гибели СССР, являются участниками АТО, русофобской эпидемии в современной Украине, поддерживают господство Капитала.

И все-таки, вопреки сопротивлению обывателей, тормозящих общественный прогресс, человечество идет вперед. При этом в определенные периоды сознание части обывателей проясняется, и они переходят на сторону передовых сил, на сторону своего класса, начинают понимать (или чувствовать) свой классовый интерес. Такой перелом наступает в момент созревания «революционной ситуации», когда нужда и бедствия народных масс становятся больше обычного и революционные идеи получают распространение в массах. Так в 1917г. массы поднялись на борьбу «за землю, за волю, за лучшую долю»! И поддержали большевиков (которые со своей стороны помогали народу многое понять), поднявшись на революцию. Народные массы, в основном, учатся на собственном опыте. Жизнь – лучший Учитель! И под воздействием Жизни и знаний у части обывателей рассеивается туман, застилающий их разум.

Тогда они уже не обыватели, а, действительно, творцы истории.

Феликс Горелик