Сыграй нам тревогу, трубач!..

В искусстве есть сочинения приятные, бывают проходные, случаются запоминающиеся и оставляющие глубокий след. Но через всю историю проходят работы, которые я называю эпохальными. Потому что в них отражена суть переломных периодов в жизни людей и стран, отражены события, имевшие глобальное значение для судеб мира. Именно потому фильмом всех времен и народов назван знаменитейший «Броненосец Потемкин». И к такого рода эпохальным фильмам отношу я замечательный советский фильм «Оптимистическая трагедия».

В высокохудожественном освещении событий, воспроизведенных кистью Всеволода Вишневского и раскрашенных мастерством творческого коллектива режиссера С.И.Самосонова до зрителя доводится один из основных марксистских тезисов: «…коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Именно в разговоре с героем Вячеслава Тихонова матросом Алексеем высвечивается это основное и разительное отличие коммунистической идеологии от буржуазной.

Напомню этот разговор:

Алексей: «Повторяю как попка за другими: “Ах, не будет собственности, ах, все будет чудно”. Будет! Опять будет! Все лжем. А сами только ищем, где бы чего бы – разжиться, приволочь, отхватить. И во сне держимся за свое барахло. Моя гармонь, мои портянки, моя жена, моя вобла. Человека за кошелек казнили! Мало – двоих! Кого обманываем? Из-за крошечного цыпленка и то бой будет. Будет бой. У каждого хозяина-собственника. Она будет плевать в рожу каждого из нас – эта идея моего. Мое! Вот на этой штучке не споткнуться бы!»

И ответ комиссара: «Ты что же думаешь? Мы не видим, слепые? Мы верим в людей». На вопрос: «В кого?», она, комиссар, отвечает: «В тебя. Да, сегодня ты струсил, сбежал. А завтра первый пойдешь в бой, возьмешь врага за горло. За что умирать будешь – за воблу, барахло, цыпленка? Молчишь? А ты за что умирать пойдешь?» – спрашивает комиссар подошедших матросов. «За свободу, за революцию», – раздаются голоса. «Что же ты думаешь, и я тоже буду бороться за твое барахло? А он? Спроси его, – задает она вопрос, обращаясь к раненному матросу. Спроси его, зачем он под пули лез. Мое!.. Нет!! За наше общее святое дело, за человека, за тебя. За всех нас, за детей наших, за жизнь лучшую идем мы на смерть, в бой».

И с невероятной художественной пронзительностью доказывают авторы фильма честность произнесенных комиссаром слов самой гибелью своей героини. Чтобы поверить коммунисту, его идее, его убежденности надо было видеть, как спокойно и мужественно пошла она умирать за “наше”. И надо было видеть, какое озарение, какое возвышение человеческих чувств, какое понимание сути несла эта смерть за жизнь, какое влияние оказала она на героя фильма, матроса Алексея. Это – высокохудожественнейшее выражение всего значения и всей силы убеждения, которой обладали и должны обладать настоящие коммунисты, действительно готовые не постоять за ценой ради будущего каждого человека и его детей.

“Оптимистическая трагедия” – пьеса и фильм, имеющие непреходящее значение для всего периода нашей борьбы за социализм. Пьеса, созданная в августе 1932г., была нужна тогда, так как высвечивала суть и героику революционной борьбы. Фильм был нужен вчера (вышел в 1963г., занял 1-е место в прокате, в год выхода на экран его посмотрело 46 млн. зрителей), так как силой своего художественного совершенства и глубиной содержания спасал, отвращал значительную часть нашего народа от разлагающего влияния уже набиравшей силу мелкобуржуазной идеологии, поднимал советского человека до этого высокого звания… Он необходим нам сегодня, потому что именно сегодня наше общество поразила та болезнь, о которой предупреждал герой Тихонова. И именно сегодня на нас, коммунистах, лежит задача – подобно комиссару (актриса Маргарита Володина) убедить сегодняшних Алексеев – трудовой народ страны и ее армию – что мы, коммунисты, вышли бороться не за чье-то барахло, а за общее святое дело, что мы без колебаний готовы положить на эту борьбу все свои силы и саму жизнь, что мы верим в этих людей, трудящихся нашей страны. И если кто-то из них сегодня «струсил, сбежал» или просто не захотел ввязаться в борьбу с угнетателем, то завтра он непременно «возьмет врага за горло». Вера в человека способна творить чудеса. Именно эта вера коммунистов в свой народ поднимала миллионы трудящихся освобожденной от векового рабства России на бой и через невероятные трудности вела к неизбежной победе. В этой борьбе впереди были коммунисты, а за ними, очарованные их убежденностью, преданностью, знанием, спокойной уверенностью в победе обязательно поднимались замечательные люди нашей земли, миллионы Алексеев. Невероятным по силе своего эмоционального воздействия напутствием звучат произносимые в конце фильма слова: «Не надо, не надо. Как много живых нас, живых и сильных. Кровью горячей бьется сердце Великой страны. Не плакать, не плакать. Сухими нужны глаза. Нет смерти для нас. Нет смерти для революции».

И провожая всех нас, сегодняшних, в дорогу на борьбу за счастье страны и ее трудового народа, в революцию, для которой нет смерти, несутся с экрана слова той Песни (М.Матусовский), что вела Алексея-Тихонова и его товарищей в бой за нашу социалистическую Родину, за счастье тех из нас, кому довелось пожить в стране, строящей социализм и прочувствовать его несравненные преимущества.

Не вейся, ты, чайка над нами

И голосом тонким не плачь,

Мы вышли на битву с врагами,

Сыграй нам тревогу, трубач.

Сыграй, чтобы люди вставали

Трубу твою слыша вдали.

Чтоб мертвые вместе с живыми

В атаку последнюю шли.

Н. Глаголева