Черт с письмом
О городе Яровом
О городе Яровом, ранее пригороде Славгорода, в самом углу
Алтайского края, на границе с Казахстаном, наслышан был, но быть не
приходилось. А тут, случилось побывать по делам.
Ночь в пути на «пятьсот веселом», что
останавливается на каждом полустанке, с иголочки железнодорожный вокзал
Славгорода с упоминанием того что тут был «великий реформатор» Столыпин. В крае
с некоторых пор имя его произносят не иначе, как только с придыханием...
И вот передо мной в солончаковой степи встал
заброшенными корпусами огромный комбинат. Поражая величием и размахом.
Когда-то, трубя во все дудки, либеральная
братва уверяла нас, что страну надо ополовинить, осуверенететить,
оптимизировать до Сингапура, до этой островной лилипутии,
и тогда райские чудеса рынка накроют нас с головой девятым валом ко всеобщему счастью.
Ныне нам, сыто улыбаясь и похохатывая, около
этих руин, украшенных бижутерией торговых точек в лесу циклопических рекламных
сооружений с эмблемой партии власти, предлагают праздники.
И выборы в день копки картошки.
Советская власть демонстрировала поразительную
эффективность, которая нынешнему «эффективному собственнику» не снилась.
В глухомани, на солончаках, вдали от водных
артерий, отгрохать такой комбинат союзного значения! А
рядом — так любовно и город.
Город берет свои истоки от военных лет, когда
здесь в степи у озера воздвигли трудом и упорством советского человека завод,
на базе эвакуированного Перекопского химического
завода, продукция которого была востребована Родиной для победы над врагом.
Мне город понравился. Уютный, симпатичный.
Строили его основательно, любящие его люди.
А лето — прямо как в
Средней Азией. Полгорода людей — ходят в плавках. Догадываюсь — курортники,
туристы и отдыхающие. Оказавшись у разбитого в буквальном смысле корыта, город
стараниями инициативных людей ищет теперь спасение в развитии туризма. На
каждом углу – торговые точки. Вот бывший внушительных размеров книжный магазин
— теперь торговый центр.
Сегодня сидит город на приморском бульваре,
носящем имя прославленного первопроходца космоса Юрия Гагарина, и развлекает и
ублажает туристов и отдыхающих, зарабатывая, таким образом, себе на хлеб.
Другой работы в городе нет.
И складывается порой впечатление, что заводы
грохнули, чтобы грохнуть рабочий класс. Чтобы в корне и окончательно поменять
менталитет народа-труженика. Его героическую суть.
Труженика и созидателя превращают в курортную
прислугу. Сельский туризм — заглавная тема воздыханий
экономических форумов развития экономики и сельского хозяйства.
И приехали в город заморские советники
Беседую с Владимиром Петровичем Томиловым, долгие
годы работавшим на производстве, а в девяностые лихие, в самый разгар — бывшим
мэром этого города.
Биография у Владимира Петровича типичная для
советского производственника. Работал на предприятии машинистом холодильной
установки. Молодого человека завод направил на учебу в политехнический институт
Омска, на факультет холодильных машин. Завод платил своему студенту повышенную
стипендию. Тогда была распространенная форма подготовки кадров, когда
предприятия или хозяйства учили за свой счет в вузах студентов. После окончания
института — работал на родном предприятии мастером, начальником цеха,
начальником отделения готовой продукции.
И
первый у меня к нему вопрос:
— Почему комбинат грохнули? Это же было
мощное предприятие, буквально несущее золотые яйца. Почему — бац!
— и разом все пошло прахом? Его продукция стала в стране невостребованной?
— Да ни в коем случае, — отвечает тот, —
Напротив, 65 % производства фреона в СССР приходилось на наш комбинат. А что
такое фреон? — И загибает пальцы:— Это холодильники. Это кондиционеры. Это
установки для пожаротушения. На базе производства фреона выпускалась
внушительная гамма товаров бытовой химии. Кроме нашего предприятия, только в
меньшем количестве, фреон выпускали еще Волгоградский и Запорожский химические
заводы. Оборонка — само собой тоже занимала немалое место в ассортименте нашей
продукции.
Тем более что предприятие наше в середине
80-х годов было самым решительным образом модернизировано, на нем введены были
в производство новые технологические линии.
То есть, решительно ничто не предвещало
такого финала, — говорит он с нажимом.— Но пришли в страну реформы.
На предприятие приехали заморские специалисты
по приватизации. И, увидев в таком захолустье, по их меркам, такое мощное и
современное производство, не уступающее лучшим зарубежным предприятиям, —
схватились за голову. Перерыли, к ужасу и смятению нашему всю документацию. И
сделав надлежащие выводы, укатили в Москву.
Оттуда, в скорости, приходит указание, со
ссылкой на Киотские соглашения и Монреальский
протокол, — производство фреона немедленно остановить. Таким образом, рубя
под корень разом все производство.
А тут еще начали усиленно армию сокращать.
Летит следом под откос и оборонный заказ.
Вот откуда весь этот — бац!
— и появился.
На предприятии работало 5,5 тысяч человек.
Цифра более чем внушительная для небольшого города.
Комбинат держал на своих плечах всю социалку. Два шикарных Дворца культуры. Великолепная
поликлиника и больница, построеная на деньги завода.
Плавательный бассейн – украшение города. В нем проводились и соревнования на
кубок Сибири и России, и международные турниры по плаванию.
В городе было 7 школ и 6 детских садов.
От предприятия, находящегося сегодня уже под
другой вывеской и в другом главке, остались крохи.
«Сегодня вся Россия нерентабельная», — слушая
своего собеседника, с горькой иронией думаю я.
Рассказывают мне и о директоре Глебе
Сергеевиче Верещагине, имя которого носил комбинат, человеке героической
судьбы, усилиям и организаторской воле которого обязан своим рождением город,
воздвигнутый в солончаковой степи в тяжелейших 1941-42 годах. Слушаю об этом и
думаю: порой рассуждают о предприимчивости. Создать промгигант,
город — да сегодня и близко ни один менеджер эффективный не стоял.
И еще одна примета нового лихолетья: в городе
— погранотряд. В 18 километрах от города ныне проходит граница. От города,
стоявшего некогда в самой глубинке территории страны и ставшего в одночасье
приграничным!
Черт с письмом
Производства нет. Молодежь уезжает. Город пытается
выплыть в половодье реформ и оптимизаций, накрывших страну, туризмом, той
соломинкой, за которую хватается всякий населенный пункт, желающий как-то из
этого половодья выплыть.
Что ж — ставка на туризм и курортное лечение
имеют тут под собой определенное основание. Теплое лето. Озеро — с бромом. А
раз так, то и в этой невеселой ситуации изобретательность человеческая может
что-то придумать. Что? Насыпать песку на берегу этого озера и сделать для
отдыхающих пляж. Рядом построить нетрудозатратные
развлекательные балаганы. Пригласить на лето цирк из белокаменной,
оттуда же заезжего хохмача. И попытаться, выражаясь словами народного
просторечия, срубить копейку за два-три месяца летнего сезона.
А дальше что?
Ставка на туризм не решает, да и не может
решить кардинально проблемы ни работы, ни содержания довольно внушительной
инфраструктуры города. Даже если декретом президента и указами местных властей
установить на все 12 месяцев в нем летний климат. Хребтом экономики были и будут
индустрия.
На судьбе Ярового лежит тяжелая печать
города, внесенного в федеральный список моногородов с наиболее обостренной
социально-экономической ситуацией.
Таких ему подобных городов сегодня во внушительном
правительственном списке ни много ни мало (вдумайтесь только в эту цифру — в
ином европейском государстве столь городов порой не сыщешь!)
— аж 319. Правда в рамках приоритетной программы «Комплексное развитие
моногородов» до конца 2018 года российское либеральное правительство имеет
намерение сократить их число — ни много ни мало,— аж
на 18 пунктов. Зацените размах!
Идем по бульвару с пестрой ярмарочной
канителью.
В начале его — безукоризненного исполнения
внушительный монумент воинам, не вернувшимся со сражений Великой
Отечественной.. Честное слово, достойный не только небольшого города, но,
пожалуй, даже всякого областного и краевого центра.
А далее, на всю протяженность этого бульвара,
носящего имя прославленного покорителя космоса, — уродливые карлы из бронзы,
напоминающие творения Михаила Шемякина. Призванные развеселить то ли гостей
города, ставшего в одночасье и приграничным и тут же курортным, то ли его
жителей. Веселуха, так сказать в бронзе, которой
заменили всюду теперь пафос сердец и созидания. Как впечатляющий знак нашей
устремленности в «будущее».
Вчера в бронзе отливали то, что действительно
достойно было этого: воинскую и трудовую славу народа…
Сегодня же, наряду с циклопическими
рекламными щитами, другие персонажи в бронзе, к труду и созиданию не имеющие
решительно никакого отношения, шастают по улицам и
площадям наших городов.
Что явилось основой для творчества
художников? Трудно сказать.
Я долго рассматривал заглавную фигуру в этой
веренице персонажей — черта с письмом — так я его себе назвал — при всей моей
литературной эрудиции мне опознать литературного героя в нем не удалось.
Присмотревшись, я вдруг делаю себе
язвительный и одновременно веселящий душу вывод — а если вдуматься, ведь он,
этот художник очень точно, передал в этом мчащемся персонаже суть нашего
времени!
При всей разнице исполнения, в чем-то эта
скульптура, перекликается, как мне кажется, и с монументом в краевом центре,
изображающим мужика в онучах и с лукошком.
По улицам города, да и всех городов
необъятной страны, так непросто ныне живущих, мчится на всех парах овеваемый
сумерками времени-триллера черт с письмом, как точная и броская цитата всего
того, что творится ныне вокруг нас. Как удивительный и точный символ
переживаемого страной времени.
В. Бровкин
г. Барнаул