Что бы выбрал Пол Винтертон

 

...Плохое жилье было нормой для большинства рабочих Англии в первой половине 20-го века. Перенаселенность в домах были обычны для большинства городов. В бедных районах многие семьи ютились в темных и антисанитарных условиях грязных домишек, часто без самых основных удобств и солнечного света.

Большая часть домов, построенных до 1919 года была делом частных строителей. Хотя муниципалитеты имели власть строить дома, большая часть не имела отношения к предоставлению жилья. В Лондоне, Ливерпуле и Глазго предоставляли некоторое количество муниципального жилья – но для тех, кого нужно было переселить в результате перепланировки улиц.

Во время первой мировой войны строительство жилья практически прекратилась, что еще больше усугубило его нехватку. Это привело к повышению квартплаты даже для самых убогих жилищ.

Известный историк того времени пишет: «Худшие дома были сырыми нездоровыми трущобами. Стены были дырявыми, крыша протекала, штукатурка обвалилась, потолки провисали. Испорченный туалет был во дворе, как и единственный водопроводный кран…»

Города на Севере имели еще большие проблемы. В Лидсе были десятки домов «спина-к-спине» – построенные по 70-80 на 4000 кветров, сырые, разрушающиеся, с плохой вентиляцией, темные, с одним туалетом во дворе на каждые 3-4 дома. В Бирмингеме было 40000 таких домов. (Noreen Branson and Margot Heinemann, Britain in the 1930s, Panther, 1973, p203)

В СССР подобное безумие не собирались терпеть, хотя там пришлось начинать с куда худших условий. Октябрьская Революция национализировала большие дома и пустующие помещения, разделив их между жителями; квартплата была меньше 4% доходов рабочих, и упор делался на пристойный уровень жизни для всех.

Советский Союз стремительно атаковал жестокий жилищный кризис, унаследованный от царизма, усугубленный разрушениями гражданской войны, интервенции. А позднее – годами Великой Отечественной войны против фашизма. Советское правительство поставило жилье для населения по всей территории СССР в число главнейших задач, для чего требовалось внимание, инвестиции и планирование.

Второй декрет, изданный Советским правительством на следующий день после революции, отменил частную собственность на землю. В городах с населением свыше 10 000 человек государство отменило частную собственность на жилые дома стоимостью выше определенной суммы, установленной местными властями. Это значит, что до конца 1917 года большие жилые дома были национализированы, и сотни тысяч рабочих были переселены из трущоб в эти дома.

Спустя всего несколько дней после революции наркомат внутренних дел выпустил приказ, дающий право конфисковать пустующие здания, годные под жилье, и использовать их для расселения семей, живущих в перенаселенных или антисанитарных условиях. Он также дал права рабочим организовать жилищные инспекции, советы жильцов и суды для решения вопросов жилищного найма.

Программа восьмого съезда партии в марте 1919 года провозгласила: «Советская власть для решения жилищной проблемы полностью экспроприировала все жилье, принадлежащее капиталистам, и передала ее городским советам, она организовала массовое переселение с окраин в дома буржуазии, она отдала лучшие из этих домов рабочим организациям».

Коммунистическая партия затем заявила, что необходимо во всех отношениях «стремиться к улучшению жилищного положения трудящихся масс, покончить с перенаселенностью и антисанитарными условиям в старых зданиях,.. отремонтировать старые здания и построить новые дома, отзываясь на новые условия жизни трудящихся, и рационально переселить трудящихся».

Наркомздрав в 1919 году установил минимальную площадь 8,25 квадратных метров на человека реальной жилой площади и 30 кубометров воздуха на каждого взрослого (и 20 – на детей до 14 лет).

Сравнение средней площади на каждого рабочего до 1917 года и в начале 1938 показывает резкую перемену. В Ленинграде, например, средняя жилая площадь на человека удвоилась, в Москве выросла на 94%, в городах Донбасса – на 176%, а на Урале – на 195% (по переписи 1939 года).

Невозможно представить себе, чтобы правительство в Англии издало указ, реквизирующий 1 миллион пустующих домов, чтобы поселить туда бездомных с улиц и тысячи живущих в так называемых «пансионах», потому что нет доступного социального жилья, не говоря уж о растущем числе живущих в перенаселенном съемном жилье по всей Англии.

Пол Винтертон – английский экономист и лейборист, который прожил год в России в 1928 году и возвращался в 1933 и в 1937г.г., так пишет в статье в News Chronicle после возвращения в 1937г.: «Советский Союз поднялся потрясающим образом…».

Он замечает: «Электричество, вода и газ были… очень дешевы. Я встретил одного человека, который зарабатывал 225 рублей в месяц и платил только 70 копеек за электрическое освещение.

Самый низкооплачиваемый советский рабочий – совершенно неквалифицированный – получает около 125 рублей в месяц. Квартплата в месяц – ничтожная часть бюджета, а остальное достаточно для базовых нужд в еде и одежде.

Я сравниваю семью низкооплачиваемого советского рабочего с семьей безработного в Англии. В отношении еды и одежды их ожидания приблизительно одинаковы. Однако следует учесть некоторые оговорки, которые разрушают это сравнение.

Во-первых, жена в такой русской семье почти наверняка тоже работает, зарабатывая не меньше 125 рублей. Ее дети, пока маленькие, весь день в детсаду, где за ними присматривают и хорошо кормят за очень небольшую плату. Россия не позволяет детям недоедать.

Во-вторых, и муж, и жена, возможно, принадлежат к какому-то клубу, где им доступны все виды развлечения практически бесплатно. На работе они могут получать дешевое питание.

Вся семья имеет хорошие шансы провести неделю или больше в каком-то месте отдыха в стране летом – бесплатно. Муж и жена на работе имеют полное страхование. Любое учреждение для образования, лучшее лечение бесплатно и скромная пенсия на старость – их право.

Так что посмотрим в целом. Я уж точно бы предпочел быть советским рабочим с женой и детьми, живущим на 125 рублей в месяц, со всей дополнительной помощью, возможностью и уверенностью, которые дает советское государство, чем безработным с такой же семьей в Англии, без надежды на будущее, и ничем, кроме пособия, в настоящем.

Я бы выбрал это даже без учета жилищных условий, в которых сейчас живет такой советский рабочий.

Намеренно я начал сравнение с низкооплачиваемым (в России нет безработных) рабочим. Но средняя зарплата советского рабочего и работников в целом – около 270 рублей в месяц. Если жена работает, эта сумма удваивается. Жизнь на таком уровне – совсем другое дело. Можно накопить на хорошую одежду. Такая семья может есть и пить и иметь достаточно денег для удовольствий на отдыхе. ((Paul Winterton, RussiaWith Open Eyes, Lawrence & Wishart, London, 1937)

Мы видим, как капитализм, под властью и лейбористов, и консерваторов не удовлетворяет нужды рабочего класса: богачи все богатеют, а бедные только беднеют.

Давайте последуем примеру Советского Союза и возьмем наше будущее в свои руки, чтобы мы могли построить достойное жилье и обеспечить всех рабочих тем, на что они имеют право.

По материалам Ин-т газеты Communist Party of Great Britain Proletarian online

Прислала Ирина Маленко