Голос друга из испанских застенков

 

Дорогая Глаголева и товарищи из РКРП-КПСС и ВДЗП!

Сегодня я получил ваши поздравления с месяцем задержки, что в моём положении «нормально». И несколько дней назад получил также телеграмму, которую вы мне послали, чтобы поздравить меня с днём рождения и 100-летием Октябрьской революции.

Уже далека эта дата, хотя для нас, коммунистов, она по-прежнему является обязывающим историческим событием, полным значения и надежд. Фактически, самые важные события, которые случились с тех пор и, те, что неизбежно должны произойти в будущем (как в России, так и в других странах мира), были и будут в немалой степени обусловлены могучим импульсом, который придала истории Октябрьская революция. Я в этом глубоко убеждён.

Дорогие товарищи, думаю, не надо говорить, как я благодарен за эти знаки признания моего труда и революционной работы. Но в действительности я (без ложной скромности) не очень уверен, что заслуживаю эти похвалы, потому что я всегда считал себя простым последователем Маркса и Ленина и поступал в жизни так, как мне подсказывало классовое сознание. Какая же в этом заслуга?

Что касается моего «душевного состояния», скажу вам, что не имею привычки при любых обстоятельствах впадать в экзальтацию или подавленность. Знаю, что я осуждён умереть в тюрьме. Но это не причиняет мне страданий, потому, что я убеждён – это за благое дело. Это поддерживает меня и позволяет чувствовать себя вполне удовлетворительно.

Конечно, бывают моменты, когда меня охватывает одно из самых больших моих желаний – находиться вместе с моей семьёй, товарищами и друзьями; особенно, когда бывают дни, памятные для нас, как недавнее празднование Великой Октябрьской социалистической революции. К сожалению, здесь, в тюрьме, нет никого, с кем отпраздновать это. Это одно из последствий того, что политических заключённых рассеяли. Об обычных заключённых, что могу сказать? У нас очень мало общего… это грустно, особенно если учесть то состояние нищеты и моральной подавленности, в которой находятся большинство из них.

О моих знаменитых глазах (мы писали о прогрессирующей потере зрения и неудачной глазной операции, а также о борьбе, которую ведут все поддерживающие Аренаса товарищи за оказание ему квалифицированной медпомощи и за его освобождение – ред.) должен сообщить, что лучше не стало. Этот факт признала врач, которая последний раз обследовала меня в больнице после операции на правом глазу. Так что сейчас я вижу с трудом и большими неудобствами. Мои адвокаты подали «жалобу» судье по надзору за исполнением наказаний, но тот отклонил её… Конечно, мне ничего не светит с моей «жалобой» на халтуру (неудачная операция и послеоперационный периодях в условиях тюрьмы – ред.), которую сделали моим бедным глазам.

Отсюда я не могу послать вам фото моих рисунков, как вы просите, но я скажу товарищам, которые вскоре вышлют их.

Крепко обнимаю всех-всех!

Мануэль Мартинес (Аренас)

Испания, тюрьма Альбокассер, 26.11.17