Это «лучшее» – явный враг хорошего

 

С 2008 года  бюджетные учреждения Российской Федерации, в том числе и образовательные организации, были переведены на новую систему оплаты труда (далее - НСОТ).

До введения НСОТ труд работников образовательных учреждений (ОУ) оплачивался в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС). Размер оклада или ставки заработной платы каждого работника определялся в зависимости от должности (профессии), квалификационной категории.

Введение НСОТ было обусловлено якобы тем, что считалось, что при использовании ЕТС отсутствует связь между размером оплаты труда работника и качеством, результативностью и эффективностью его работы и что использование ЕТС не мотивирует работника к достижению высоких результатов труда.

Однако, практика применения НСОТа показала иное.

Размер заработных плат работников образования, которые выполняют одни и те же должностные обязанности и поставленные перед ними государством задачи, сильно различается в зависимости от возможностей регионов.

Кроме того, поскольку НСОТ привязана к подушевому финансированию, заработные платы работников, показывающие одинаковое качество и равные результаты в работе, существенно различаются даже внутри одного муниципального образования. Помимо этого, стимулирующая часть зарпалаты зачастую зависит от самоуправства руководства школы и не отражает реального качества работы учителя. 

На практике введение НСОТ привело  к значительному увеличению нагрузки на педагогов, так как в условиях недостаточности финансирования, заработные платы повышались только за счет увеличения учебной нагрузки. При этом повышение зарплаты зачастую происходит за счет сокращения вовсе не лишних кадров, что в свою очередь ведет к повышению нагрузки и снижению качества работы оставшихся педагогов. Также, чтобы повысить зарплаты педагогам, в ОУ сокращались ставки педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей групп продленного дня, дефектологов, логопедов и т.п., что качеству образовательного и воспитательного процесса явно  не способствовало.

Ситуация усугубилась еще больше  после введения в действие «майских» указов о доведении заработной платы до средней заработной платы по региону, поскольку сама схема установления зарплат, разнящихся по регионам, выглядит несправедливой.

Таким образом, цели введения НСОТ, в том числе в части повышения качества результатов труда, остались фактически недостигнутыми.

Все прошедшие после 2008-го годы в бюджетных отраслях, в том числе и в образовании, ведется неутихающая борьба против, мягко говоря, неудачного нововведения – НСОТ. Множество петиций собирает тысячи подписей в Интернете, пишутся письма в инстанции, горячо выстпают на конференциях и круглых столах. Но эта, одна из многих, проблема школы, учительства, качества образования не находит своего решения.

По материалам Интернета