Это «лучшее» – явный враг
хорошего
С
2008 года бюджетные учреждения
Российской Федерации, в том числе и образовательные организации, были
переведены на новую систему оплаты труда (далее - НСОТ).
До
введения НСОТ труд работников образовательных учреждений (ОУ) оплачивался в
соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС). Размер оклада или ставки
заработной платы каждого работника определялся в зависимости от должности
(профессии), квалификационной категории.
Введение
НСОТ было обусловлено якобы тем, что считалось, что при использовании ЕТС
отсутствует связь между размером оплаты труда
работника и качеством, результативностью и эффективностью его работы и что
использование ЕТС не мотивирует работника к достижению высоких результатов
труда.
Однако, практика применения НСОТа
показала иное.
Размер
заработных плат работников образования, которые выполняют одни и те же
должностные обязанности и поставленные перед ними государством задачи, сильно
различается в зависимости от возможностей регионов.
Кроме
того, поскольку НСОТ привязана к подушевому
финансированию, заработные платы работников, показывающие одинаковое качество и
равные результаты в работе, существенно различаются даже внутри одного
муниципального образования. Помимо этого, стимулирующая часть зарпалаты зачастую зависит от самоуправства руководства
школы и не отражает реального качества работы учителя.
На
практике введение НСОТ привело к
значительному увеличению нагрузки на педагогов, так как в условиях
недостаточности финансирования, заработные платы повышались только за счет
увеличения учебной нагрузки. При этом повышение зарплаты зачастую происходит за
счет сокращения вовсе не лишних кадров, что в свою очередь ведет к повышению
нагрузки и снижению качества работы оставшихся педагогов. Также, чтобы повысить
зарплаты педагогам, в ОУ сокращались ставки педагогов-психологов, социальных
педагогов, воспитателей групп продленного дня, дефектологов, логопедов и т.п.,
что качеству образовательного и воспитательного процесса явно не способствовало.
Ситуация
усугубилась еще больше после введения в
действие «майских» указов о доведении заработной платы до средней заработной
платы по региону, поскольку сама схема установления зарплат, разнящихся по
регионам, выглядит несправедливой.
Таким
образом, цели введения НСОТ, в том числе в части повышения качества результатов
труда, остались фактически недостигнутыми.
Все
прошедшие после 2008-го годы в бюджетных отраслях, в том числе и в образовании,
ведется неутихающая борьба против, мягко говоря, неудачного нововведения –
НСОТ. Множество петиций собирает тысячи подписей в Интернете, пишутся письма в
инстанции, горячо выстпают на конференциях и круглых
столах. Но эта, одна из многих, проблема школы, учительства, качества
образования не находит своего решения.
По материалам Интернета