Великий педагог Советской страны

 

В этом году 13 марта Антону Семёновичу Макаренко исполнилось бы всего 130 лет. Но он прожил только 51 год. Умер на ходу, от разрыва сердца, ещё полный идей и замыслов. Похоже на смерть Данко. Умер почти 80 лет тому назад. Умер? Нет. Дело его, его практические труды и теоретические открытия в педагогике живы и поныне, распространяясь по всей планете, приобретая новых и новых последователей и продолжателей его пути. Этот путь никогда не был лёгким. Цель движения по нему – раскрыть в каждом человеческом существе – Человека. Труды по ваянию Человека из высокоразвитого биологического создания предпринимались многими, но успехов, сопоставимых с достижениями Макаренко, мало.

Макаренко начал работать с детьми еще до революции, получив педагогические знания ещё в дореволюционных заведениях, сначала начальные, потом более глубокие. После работы с 1905 года учителем в железнодорожном училище, в 1914—1917 годах он учится в Полтавском учительском институте, повышая квалификацию. Оканчивает институт с золотой медалью. Тема диплома — «Кризис современной педагогики».

С 1920 года Макаренко на труднейшем педагогическом поприще: его пригласили работать в колонии с детьми, ставшими беспризорниками в тяжелые годы лихолетья Первой Мировой войны и последующей гражданской войны. Итог работы с такими детьми Макаренко подвел в книгах и статьях, на которых еще долго будут учиться педагоги. Книги Макаренко переведены на многие языки и изданы за рубежом. В СССР тираж книг Макаренко насчитывал миллионы экземпляров, списки их приведены на нескольких сайтах и порталах. По книгам поставлены фильмы, которые интересны и современному зрителю. Наиболее известные «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».

В 1988 году, когда исполнялось столетие со дня рождения Макаренко, ЮНЕСКО приняло постановление о праздновании этого события. В постановлении указано, что А.С. Макаренко входит в четвёрку деятелей, определивших педагогическое мышление XX века наряду с Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори. Нужно при этом помнить, что всегда с большим скрипом происходило признание заслуг русских деятелей (особенно советских) в мире, где в большинстве стран правит чувство конкурентной борьбы, а не сотрудничества, хотя, конечно, настроенных на добро людей много повсюду вопреки насаждаемому мальтузианству.

* * *

В 1920 г. Макаренко поручили организовать вблизи Полтавы в селе Ковалевка колонию для несовершеннолетних преступников. Именно здесь он создал принципиально новую систему воспитания, а само заведение стало известным всей стране. Первые идеи этой системы появились у него еще в школе, где он работал до революции.

Но когда Антон Семенович оказался лицом к лицу с малолетними бандитами, былой опыт мало чем мог помочь: «В поисках педагогических работников я дошел было до полного отчаяния… Все боялись «босяков», и никто не верил, что наша затея окончится добром. Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, – они были еще и месяцами поисков истины… Я с отвращением и злостью думал о педагогической науке: «Сколько тысяч лет она существует!.. Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то вековое шарлатанство…».

Однако наступил момент, и начерно была создана система воспитания, которая стала невероятно успешной.

Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»

Доказывать это он начал в полуразрушенных зданиях колонии под Полтавой, которой в 1921 году было присвоено имя М.Горького, а с 1927 – под Харьковом, объединившись с колонией, имевшей по всей Украине печальную славу притона самых неисправимых воров и беспризорников.

Хорошо изучив к этому времени педагогическую литературу, Макаренко, вопреки распространенному убеждению о врожденной предрасположенности человека к добру или злу, исходил из принципа правильного воспитания как главного условия для создания достойного человека.

Тогда же Горький, посетив детище Макаренко, лично познакомившись с Полтавской колонией и Харьковской коммуной, сказал в письме к Макаренко: «Огромнейшего значения и поразительно удачный педагогический эксперимент Ваш имеет мировое значение».

С 1928 Макаренко в союзе с чекистами работает над формированием нового коллектива – коммуны им. Ф.Э.Дзержинского под Харьковом, которая не только способствовала перевоспитанию «трудных» подростков в процессе коллективного труда, но даже начала выпуск сложных приборов – фотоаппаратов ФЭД и первой модели отечественных электродрелей, что выразилось в названии следующей книги Макаренко – ФД-1. Приборы были очень сложны для того времени, применительно к дню сегодняшнему – это почти то же, как если бы сейчас малолетние преступники на первоспитании в колонии организовали там производство космических спутников и робототехники или как минимум цикл производства компьютеров. Многие не верили, что подросткам, тем более трудным подросткам можно доверить такое производство.

Последовавшие вскоре просто немыслимые успехи Учителя вызывали зависть и недоверие. А были они основаны на использовании воспитательного эффекта коллектива, на сочетании школьного обучения с трудом, не из под палки, а в удовольствие, на объединении доверия и требовательности, а кроме того на самоуправлении колонии, которое осуществляли дети. Это была самая настоящая республика с собственной конституцией, где исполнялись мечты...

Через руки – нет, через сердце, ум, труд Антона Семеновича прошло около 3 тысяч воспитанников с изломанной судьбой, психикой, здоровьем; достигнут невероятный результат – все они стали достойными людьми.

Результат, не сравнимый с данными Генпрокуратуры РФ сегодняшних дней: только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством.

Жизнь ждет новых самоотверженных последователей А.С. Макаренко, которым нужно будет развивать идеи выдающегося советского педагога и применять их на практике в новых, очень тяжелых условиях. Имя его начинает чаще вспоминаться воспитателями, тем более, что продолжатели дела Макаренко всё активнее распространяют идеи выдающегося педагога. Работает международное сообщество макаренковедов. В 1991 году начала свою деятельность Международная Макаренковская Ассоциация (о ней есть материал в Википедии).

 На страницах Интернета представлен богатый материал о последователях Макаренко и о резвивающемся макаренковедении. На целом ряде Интернетовских сайтов можно скачать книги А.С. Макаренко и фильмы, созданные по его книгам, а так же фильмы о последователях Макаренко.

Читайте Макаренко, смотрите фильмы, думайте – мы должны помогать тому, чтобы растущего человека не превращали в хлам, в бездумного потребителя дешевки. Как это делать в пору агрессивной рекламы дурного образа жизни, насаждаемого современным империализмом, могут подсказать и помочь вера Макаренко в Человека, его способы взращивать строителя справедливого, бесклассового коммунистического общества.

А.И. Тропинина

г. Кострома

От редакции. Правда, прежде необходимо уже сегодня готовить (взращивать) человека, готового за это справедливое общество бороться и обязательно одержать победу.

Без сомнения, и в этом А.С. Макаренко – помощник и Учитель нынешних настоящих педагогов.

 

 

Сам А.С. Макаренко так подводит итог своих трудов в эпилоге «Педагогической поэмы»:

«Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов. И Шелапутин не ошибался, когда утверждал, что он будет лётчиком; в лётчики выходит и Шурка Жевелий, не желая подражать старшему брату, выбравшему для себя штурманский путь в Арктике.

...и Осадчий — технолог, и Мишка Овчаренко — шофёр, и мелиоратор за Каспием Олег Огнев и педагог Маруся Левченко, и вагоновожатый Сорока, и монтёр Волохов, и слесарь Корыто, и мастер МТС Федоренко, и партийные деятели — Алёшка Волков, Денис Кудлатый и Волков Жорка, и с настоящим большевистским характером, по-прежнему чуткий Марк Шейнгауз, и многие, многие другие. ...

— Мальчики? Линзы с точностью до микрона? Хе-хе!

Но уже пятьсот мальчиков и девчат бросились в мир микронов, в тончайшую паутину точнейших станков, в нежнейшую среду допусков, сферических аберраций и оптических кривых...

— Ничего, пацаны, не бойтесь, — сказали чекисты.

Развернулся в коммуне блестящий, красивый завод ФЭДов, окружённый цветами, асфальтом, фонтанами. На днях коммунары положили на стол наркома десятитысячный «ФЭД», безгрешную изящную машинку. Многое уже прошло, и многое забывается. Давно забылся и первобытный героизм, блатной язык и другие отрыжки. Каждую весну коммунарский рабфак выпускает в вузы десятки студентов, и много десятков их уже подходят к окончанию вуза».