Великий педагог Советской
страны
В
этом году 13 марта Антону Семёновичу Макаренко исполнилось бы всего 130
лет. Но он прожил только 51 год. Умер на ходу, от разрыва сердца, ещё полный идей и замыслов. Похоже на смерть Данко.
Умер почти 80 лет тому назад. Умер? Нет. Дело его, его практические труды и
теоретические открытия в педагогике живы и поныне, распространяясь по всей
планете, приобретая новых и новых последователей и продолжателей его пути. Этот
путь никогда не был лёгким. Цель движения по нему – раскрыть в каждом
человеческом существе – Человека. Труды по ваянию Человека из высокоразвитого
биологического создания предпринимались многими, но успехов, сопоставимых с
достижениями Макаренко, мало.
Макаренко
начал работать с детьми еще до революции, получив педагогические знания ещё в
дореволюционных заведениях, сначала начальные, потом более глубокие. После
работы с 1905 года учителем в железнодорожном училище, в 1914—1917 годах он
учится в Полтавском учительском институте, повышая квалификацию. Оканчивает
институт с золотой медалью. Тема диплома — «Кризис современной педагогики».
С
1920 года Макаренко на труднейшем педагогическом поприще: его пригласили
работать в колонии с детьми, ставшими беспризорниками в тяжелые годы лихолетья Первой Мировой войны и последующей гражданской войны. Итог
работы с такими детьми Макаренко подвел в книгах и статьях, на которых еще
долго будут учиться педагоги. Книги Макаренко переведены на многие языки и
изданы за рубежом. В СССР тираж книг Макаренко насчитывал миллионы экземпляров,
списки их приведены на нескольких сайтах и порталах. По книгам поставлены
фильмы, которые интересны и современному зрителю. Наиболее известные
«Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».
В
1988 году, когда исполнялось столетие со дня рождения Макаренко, ЮНЕСКО приняло
постановление о праздновании этого события. В постановлении указано, что А.С.
Макаренко входит в четвёрку деятелей, определивших педагогическое мышление XX
века наряду с Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнером
и М. Монтессори. Нужно при этом помнить, что всегда с
большим скрипом происходило признание заслуг русских деятелей (особенно
советских) в мире, где в большинстве стран правит чувство конкурентной борьбы,
а не сотрудничества, хотя, конечно, настроенных на добро людей много повсюду
вопреки насаждаемому мальтузианству.
* * *
В
1920 г. Макаренко поручили организовать вблизи Полтавы в селе Ковалевка колонию для несовершеннолетних преступников.
Именно здесь он создал принципиально новую систему воспитания, а само заведение
стало известным всей стране. Первые идеи этой системы появились у него еще в
школе, где он работал до революции.
Но
когда Антон Семенович оказался лицом к лицу с малолетними бандитами, былой опыт
мало чем мог помочь: «В поисках педагогических работников я дошел было до
полного отчаяния… Все боялись «босяков», и никто не
верил, что наша затея окончится добром. Первые месяцы нашей колонии для меня и
моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, – они
были еще и месяцами поисков истины… Я с отвращением и злостью думал о
педагогической науке: «Сколько тысяч лет она существует!.. Сколько книг,
сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с
одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики,
просто ничего нет. Какое-то вековое шарлатанство…».
Однако
наступил момент, и начерно была создана система воспитания, которая стала
невероятно успешной.
Когда
под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и
категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»
Доказывать
это он начал в полуразрушенных зданиях колонии под Полтавой, которой в 1921
году было присвоено имя М.Горького, а с 1927 – под Харьковом, объединившись с
колонией, имевшей по всей Украине печальную славу притона самых неисправимых
воров и беспризорников.
Хорошо
изучив к этому времени педагогическую литературу, Макаренко, вопреки распространенному
убеждению о врожденной предрасположенности человека к добру или злу, исходил из
принципа правильного воспитания как главного условия для создания достойного
человека.
Тогда
же Горький, посетив детище Макаренко, лично познакомившись с Полтавской
колонией и Харьковской коммуной, сказал в письме к Макаренко: «Огромнейшего
значения и поразительно удачный педагогический эксперимент Ваш имеет мировое
значение».
С 1928 Макаренко в союзе с чекистами работает
над формированием нового коллектива – коммуны им. Ф.Э.Дзержинского под
Харьковом, которая не только способствовала перевоспитанию «трудных» подростков
в процессе коллективного труда, но даже начала выпуск сложных приборов –
фотоаппаратов ФЭД и первой модели отечественных электродрелей, что выразилось в
названии следующей книги Макаренко – ФД-1.
Приборы были очень сложны для того времени, применительно к
дню сегодняшнему – это почти то же, как если бы сейчас малолетние преступники
на первоспитании в колонии организовали там
производство космических спутников и робототехники или как минимум цикл
производства компьютеров. Многие не верили, что подросткам, тем более трудным
подросткам можно доверить такое производство.
Последовавшие
вскоре просто немыслимые успехи Учителя вызывали зависть и недоверие. А были
они основаны на использовании воспитательного эффекта коллектива, на сочетании
школьного обучения с трудом, не из под
палки, а в удовольствие, на объединении доверия и требовательности, а кроме
того на самоуправлении колонии, которое осуществляли дети. Это была самая
настоящая республика с собственной конституцией, где исполнялись мечты...
Через
руки – нет, через сердце, ум, труд Антона Семеновича прошло около 3 тысяч
воспитанников с изломанной судьбой, психикой, здоровьем;
достигнут невероятный результат – все они стали достойными людьми.
Результат,
не сравнимый с данными Генпрокуратуры РФ сегодняшних
дней: только 10 % выпускников российских государственных детских домов и
интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников
становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством.
Жизнь
ждет новых самоотверженных последователей А.С. Макаренко, которым нужно будет
развивать идеи выдающегося советского педагога и применять их на практике в
новых, очень тяжелых условиях. Имя его начинает чаще вспоминаться
воспитателями, тем более, что продолжатели дела
Макаренко всё активнее распространяют идеи выдающегося педагога. Работает
международное сообщество макаренковедов. В 1991 году
начала свою деятельность Международная Макаренковская
Ассоциация (о ней есть материал в Википедии).
На страницах Интернета представлен богатый
материал о последователях Макаренко и о резвивающемся
макаренковедении. На целом ряде Интернетовских сайтов
можно скачать книги А.С. Макаренко и фильмы, созданные по его книгам, а так же
фильмы о последователях Макаренко.
Читайте
Макаренко, смотрите фильмы, думайте – мы должны помогать тому, чтобы растущего
человека не превращали в хлам, в бездумного потребителя дешевки. Как это делать
в пору агрессивной рекламы дурного образа жизни, насаждаемого современным
империализмом, могут подсказать и помочь вера Макаренко в Человека, его способы
взращивать строителя справедливого, бесклассового коммунистического общества.
А.И. Тропинина
г. Кострома
От редакции. Правда, прежде необходимо уже сегодня
готовить (взращивать) человека, готового за это справедливое общество бороться
и обязательно одержать победу.
Без
сомнения, и в этом А.С. Макаренко – помощник и Учитель нынешних настоящих
педагогов.
Сам А.С. Макаренко так подводит итог своих
трудов в эпилоге «Педагогической поэмы»:
«Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по
всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении.
Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в
одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой
Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле
Буруна. Даже Нисинов и Зорень,
на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща
крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей
педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов. И Шелапутин не ошибался, когда утверждал, что он будет
лётчиком; в лётчики выходит и Шурка Жевелий, не желая
подражать старшему брату, выбравшему для себя штурманский путь в Арктике.
...и Осадчий — технолог, и Мишка Овчаренко —
шофёр, и мелиоратор за Каспием Олег Огнев и педагог
Маруся Левченко, и вагоновожатый Сорока, и монтёр Волохов, и слесарь Корыто, и
мастер МТС Федоренко, и партийные деятели — Алёшка Волков, Денис Кудлатый и
Волков Жорка, и с настоящим большевистским характером, по-прежнему чуткий Марк Шейнгауз, и многие, многие другие. ...
—
Мальчики? Линзы с точностью до микрона? Хе-хе!
Но
уже пятьсот мальчиков и девчат бросились в мир микронов, в тончайшую паутину
точнейших станков, в нежнейшую среду допусков, сферических аберраций и
оптических кривых...
—
Ничего, пацаны, не бойтесь, — сказали чекисты.
Развернулся
в коммуне блестящий, красивый завод ФЭДов, окружённый
цветами, асфальтом, фонтанами. На днях коммунары положили на стол наркома
десятитысячный «ФЭД», безгрешную изящную машинку. Многое уже прошло, и многое
забывается. Давно забылся и первобытный героизм, блатной язык и другие отрыжки.
Каждую весну коммунарский рабфак выпускает в вузы десятки студентов, и много
десятков их уже подходят к окончанию вуза».