Великий бородач

 

Хотелось бы сказать пару слов собственно о самом Марксе, как об исторической фигуре.

Великий бородач, чьи слова как потрясали, так и потрясают мир капитализма, на удивление живуч — где есть социальное неравенство и эксплуатация, там с завидным постоянством всплывают его идеи.

Сколько говорили, что Карл Маркс устарел, не нужен, не актуален и его время ушло еще в XIX веке, а, мол, все произошедшее в веке XX — к творчеству Маркса отношения не имеет. Но вновь и вновь, в самых разных уголках Земли, поднимаются плакаты с его каноническим портретом, и все новые поколения молодых людей смотрят на жизнь и окружающий мир его глазами.

Совершенно очевидно, что Маркс пережил свое время, и его идеи оказались вневременными, они не привязаны к какой-то конкретной эпохе. Они всемирно-универсальны. Шутка ли — родившись еще при жизни Наполеона Бонапарта, на заре индустриальной революции, он остался актуальным даже в наш постиндустриальный век.

Обычно такое случается с философам, но куда как реже — с экономистами. Маркс крайне удачно сочетает в себе обе эти ипостаси, ибо с одной стороны его труды – о сущности капиталистической экономики, но с другой — они переплетены философией Маркса. Маркс разработал собственную актуальную поныне экономическую теорию и создал собственную школу философии. Диалектический материализм определял не только жизнь отдельных людей, но и жизнь целых государств, где он был возведен в ранг господствующей идеологии. Маркс не дожил до подобного торжества своих идей, которые на практике воплощали то, о чем он только мечтал и то, о чем он писал только в теории. (От редfкции. Маркс открыл научный Закон общественного развития, и Закон этот, естественно, не имеет срока давности).

Ценность Маркса для людей, не утруждавших себя глубоким изучением его творческого наследия, состояла в том, что он сформулировал определенный набор идеалов, идеалов подчеркнуто материалистичных, которых в рамках марксистской философии можно достичь при жизни человека в этом мире, а не в загробном или каком-то ином. Лучший мир на этой земле, достижение фактической, а не формальной справедливости и, наконец, как венец процесса, — создание коммунистического общества. Не для какой-то группы, а для всех. Это были (и есть – ред.) светлые идеалы, притягательные для эксплуатируемых масс. В них отсутствовала мрачная эгоистическая агрессивность нацизма или циничная расчетливость различных капиталистических установок. При этом Маркс очень точно подметил, что достижение этого лучшего будущего для всех – дело рук самих людей, а не абстрактных высших сил. Маркс — и в этом его историческое величие — окончательно сформулировал не религиозную концепцию счастья для всех...

Между тем, история XX века показала, что когда марксизм и Маркса начинают превращать в догму и культ, то он сразу начинает страдать всеми теми же проблемами, что и старые культы и религии.

Хотел ли Маркс таких последователей? Явно нет... Маркс как материалист, скорее воспринимается как живой пример известной проблемы учителя и учеников, которые далеко не всегда ему следовали. Нынешняя генерация учеников, ставших учителями, со всей очевидностью серьезно уступают как первому учителю, так и его главным последователям, воплощавших идеи Маркса в XX веке. Мало знать Маркса и его идеи, мало попыток воплощения их на практике. Без умения учить, эти идеи в их част-ном измерении судьбы отдельного человека и отдельной страны — заканчиваются с жизнью даже самых лучших учеников...

На мой взгляд, Марксу очень сильно повезло, что он встретил Энгельса, с которым они создали уникальный творческий тандем, в то время как в истории человечества великие учителя часто шествуют в гордом одиночестве. Энгельс в теоретическом отношении может быть и несколько уступал Марксу, но был крайне близок к нему по пониманию природы вещей и, что важно, он тоже был великим учителем... Базовый набор знаний, дававшихся Марксом и Энгельсом, помноженный на набор материалистических идеалов, обеспечил по сути бесконечное воспроизводство последователей этих идей в масштабах целых исторических эпох.

Так уж сложилось, что люди, создающие идеалы для последующих поколений, каленым железом своих слов впечатываются в историю и массовое сознание. Их могут любить, их могут ненавидеть, на них могут взирать равнодушно, но таких людей, которых человечество родило не так уж и много, знают практически все, что лучше прочего говорит об их значении. Эта всемирная известность легко преодолевает барьеры поколений, культур и языков, и что главное — времени. Многие кумиры своих поколений стираются временем в порошок безвестности у последующих, но того, кто своей широкой поступью идей и свершений перешагивает этот временной порог, не забывают даже спустя столетия и тысячелетия.

Тут есть забавный момент, так как многочисленные борцы с Марксом, доказывающие что Маркс устарел, делают это в начале XXI, самой постановкой вопроса доказывая нестареющее значение Маркса. Какое будущие их ждет? Весьма вероятно, что такое же, как и у целых поколений критиков и неумелых эпигонов марксизма, сгинувших в безвестности так и не сумев низвергнуть Маркса с его горделивой высоты. Уровень спора, на котором Маркс, как и Сталин в известном афоризме, не ушел в прошлое, а растворился в нашем будущем. И поэтому никого особо не удивляет, когда лицо человека в старомодном костюме, родившегося при жизни Наполеона, и в начале XXI века молчаливо глядит на нас своими мудрыми глазами с плакатов, памятников, картин, телеэкранов и мониторов, грозя великими потрясениями окружающему нас капиталистическому миру, для которого он как был, так и остался самым мудрым и опасным противником.

Борис Рожин