Великий бородач
Хотелось бы сказать пару слов собственно о самом Марксе,
как об исторической фигуре.
Великий бородач, чьи слова как потрясали, так и потрясают
мир капитализма, на удивление живуч — где есть социальное неравенство и эксплуатация,
там с завидным постоянством всплывают его идеи.
Сколько говорили, что Карл Маркс устарел, не нужен, не
актуален и его время ушло еще в XIX веке, а, мол, все произошедшее в веке XX —
к творчеству Маркса отношения не имеет. Но вновь и вновь, в самых разных
уголках Земли, поднимаются плакаты с его каноническим портретом, и все новые
поколения молодых людей смотрят на жизнь и окружающий мир его глазами.
Совершенно очевидно, что Маркс пережил свое время, и его
идеи оказались вневременными, они не привязаны к какой-то конкретной эпохе. Они
всемирно-универсальны. Шутка ли — родившись еще при
жизни Наполеона Бонапарта, на заре индустриальной революции, он остался
актуальным даже в наш постиндустриальный век.
Обычно такое случается с философам, но куда
как реже — с экономистами. Маркс крайне удачно сочетает в себе обе эти ипостаси, ибо с
одной стороны его труды – о сущности капиталистической экономики, но с другой —
они переплетены философией Маркса. Маркс разработал собственную актуальную
поныне экономическую теорию и создал собственную школу философии.
Диалектический материализм определял не только жизнь отдельных людей, но и
жизнь целых государств, где он был возведен в ранг господствующей идеологии.
Маркс не дожил до подобного торжества своих идей, которые на практике воплощали
то, о чем он только мечтал и то, о чем он писал только в теории. (От редfкции. Маркс
открыл научный Закон общественного развития, и Закон этот, естественно, не
имеет срока давности).
Ценность Маркса для людей, не утруждавших себя глубоким
изучением его творческого наследия, состояла в том, что он сформулировал
определенный набор идеалов, идеалов подчеркнуто материалистичных, которых в
рамках марксистской философии можно достичь при жизни человека в этом мире, а
не в загробном или каком-то ином. Лучший мир на этой земле, достижение
фактической, а не формальной справедливости и, наконец, как венец процесса, —
создание коммунистического общества. Не для какой-то группы, а для всех. Это
были (и есть – ред.) светлые идеалы, притягательные для эксплуатируемых масс. В
них отсутствовала мрачная эгоистическая агрессивность нацизма или циничная
расчетливость различных капиталистических установок. При этом Маркс очень точно
подметил, что достижение этого лучшего будущего для всех – дело рук самих
людей, а не абстрактных высших сил. Маркс — и в этом его историческое величие —
окончательно сформулировал не религиозную концепцию счастья для всех...
Между тем, история XX века показала, что когда марксизм и
Маркса начинают превращать в догму и культ, то он сразу начинает страдать всеми
теми же проблемами, что и старые культы и религии.
Хотел ли Маркс таких последователей? Явно нет... Маркс
как материалист, скорее воспринимается как живой пример известной проблемы
учителя и учеников, которые далеко не всегда ему следовали. Нынешняя генерация
учеников, ставших учителями, со всей очевидностью серьезно уступают как первому
учителю, так и его главным последователям, воплощавших идеи Маркса в XX веке.
Мало знать Маркса и его идеи, мало попыток воплощения их на практике. Без
умения учить, эти идеи в их част-ном
измерении судьбы отдельного человека и отдельной страны — заканчиваются с
жизнью даже самых лучших учеников...
На мой взгляд, Марксу очень сильно повезло, что он
встретил Энгельса, с которым они создали уникальный творческий тандем, в то
время как в истории человечества великие учителя часто шествуют в гордом
одиночестве. Энгельс в теоретическом отношении может быть и несколько уступал
Марксу, но был крайне близок к нему по пониманию природы вещей и, что важно, он
тоже был великим учителем... Базовый набор знаний, дававшихся Марксом и
Энгельсом, помноженный на набор материалистических идеалов, обеспечил
по сути бесконечное воспроизводство последователей этих идей в масштабах целых
исторических эпох.
Так уж сложилось, что люди, создающие идеалы для
последующих поколений, каленым железом своих слов впечатываются в историю и
массовое сознание. Их могут любить, их могут ненавидеть, на них могут взирать
равнодушно, но таких людей, которых человечество родило не так уж и много,
знают практически все, что лучше прочего говорит об их значении. Эта всемирная
известность легко преодолевает барьеры поколений, культур и языков, и что
главное — времени. Многие кумиры своих поколений стираются временем в порошок
безвестности у последующих, но того, кто своей широкой поступью идей и
свершений перешагивает этот временной порог, не забывают даже спустя столетия и
тысячелетия.
Тут есть забавный момент, так как многочисленные борцы с
Марксом, доказывающие что Маркс устарел, делают это в
начале XXI, самой постановкой вопроса доказывая нестареющее значение Маркса. Какое будущие их ждет? Весьма вероятно, что такое же, как и
у целых поколений критиков и неумелых эпигонов марксизма, сгинувших в
безвестности так и не сумев низвергнуть Маркса с его горделивой высоты. Уровень
спора, на котором Маркс, как и Сталин в известном афоризме, не ушел в прошлое,
а растворился в нашем будущем. И поэтому никого особо не
удивляет, когда лицо человека в старомодном костюме, родившегося при жизни
Наполеона, и в начале XXI века молчаливо глядит на нас своими мудрыми глазами с
плакатов, памятников, картин, телеэкранов и мониторов, грозя великими
потрясениями окружающему нас капиталистическому миру, для которого он как был,
так и остался самым мудрым и опасным противником.
Борис Рожин