Как любить Россию?
Попалась на глаза статья
Евгения Чернышёва с интернет-ресурса партии «российских
патриотов и государственников» (Партия Великое Отечество). Главный пафос статьи
в самом названии – «Полюбить Россию, а не её изменение». Материал обозначил
новую стадию казённого «патриотизма», когда не только выступления против
существующей власти и строя приравниваются к «раскачиванию лодки», но и
требование вообще каких-либо общественных перемен объявляется признаком нелюбви
к своему Отечеству. Реакционная охранительная тенденция здесь доходит до точки.
Отказывая протестным
настроениям в каких-либо объективных причинах и источниках, автор видит в них
лишь проявление принесённой извне моды («европейское влияние»). Дескать,
насадили чуждые силы в обществе такую атмосферу, когда считается: «чем больше
люди готовы протестовать, тем они более «цивилизованные». И такая ложно
понятая, по мнению автора, цивилизованность преследует Россию на протяжении
всей её истории. «Пафос протеста так сильно проник в наши головы, что и всю
нашу историю мы рассматриваем почти исключительно как что-то, что нужно преодолеть
и против чего индивидууму нужно протестовать». И в подтверждение Е. Чернышев
приводит пример: «О том, что в эпоху СССР были достигнуты успехи в
промышленности, мы выиграли Великую Отечественную войну, знают все. Но почему
мы смотрим на царскую Россию как на то, что нужно было непременно сокрушить?»
Казалось бы, очевидно, что
протестные выступления в классовом обществе есть результат не
распространившейся моды и не чьих-то происков, а достигших определённой остроты
классовых противоречий. Но для охранителей столь очевидного
не существует. Как до 1917 года бунтари у них ходили в разряде «Маркса
начитавшихся», так и сегодня участников протестов объявляют сбитыми с толку
прозападными агитаторами. Только теперь, если судить по статье Чернышёва, такой
подход применяется в масштабах всей российской истории. Мол, всегда к протестам
и изменениям толкали враги сильной России. Хотя весь вопрос в том, какой
конкретно России, при господстве какого класса России?
Приведённый в статье пример с СССР, ради которого не стоило бы, дескать,
сокрушать царскую империю, очень показателен. Интересно, каким бы другим, не
революционным, не сокрушающим систему угнетения 90%-ов трудящихся 10-ю
процентами паразитов путём, могло бы родиться на свет социалистическое
государство? Откуда взялся бы источник его успехов и побед, как не в результате
самого решительного отстранения от власти класса паразитов и самого
решительного уничтожения всех социальных и сословных перегородок?
А по поводу того,
«национально» ли и патриотично ли было сокрушать то российское государство,
скажем словами Владимира Ильича Ленина из его работы «О национальной гордости
великороссов»:
«Нам больнее всего видеть и
чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную
родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия
вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула
Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский
рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что
великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать
попа и помещика».
Но охранители потому и
охранители, что никакие социальные перемены, мягко говоря, не приветствуют.
Излюбленный их тезис – нравственное совершенствование. Мол, прежде чем что-то
требовать, взгляните на самих себя. Чернышёв сокрушается: «Никому ведь и в
голову не придет изменить что-то в себе. Нет. Измените Россию. Вот что самое
страшное!» Что ж страшного, если человек начинает требовать социальной
справедливости? Улучшения порядков в своей стране? Напротив, это говорит о том,
что он вырос и умственно, и нравственно. Перестал быть бессловесной рабочей
скотинкой, покорно принимающей всё, что ни пошлёт «начальство». А отвадить его от активной гражданской позиции требованиями
заняться самосовершенствованием – приём давний, известный. Как попы до 1917
года внушали рабочему люду, что все их беды от того, что «бога забыли», так и
теперь охранители внушают, что требование перемен идёт от эгоизма и нежелания
вникнуть в трудности «родного» государства.
Но защитников существующего
строя никакой политграмотой со взятого курса не сбить.
Чернышёв в своей статье продолжает утверждать: «Протестуя, мы отрицаем. А на
отрицании ничего построить нельзя... создание предполагает утверждение. А оно
никак не вяжется с духом протеста».
Но прогресс в области
общественной выражается в движении к строю, где отсутствует эксплуатация
человека человеком. А это движение как раз очень вяжется с духом протеста. Оно
происходит там и тогда, где и когда человек отрицает право на существование
системы, где меньшинство имеет возможность присваивать плоды труда большинства.
На таком отрицании строится общество более высокого порядка – социалистическое.
На такой основе стояла «твердь» под названием Советский Союз. На отрицании
сегодняшней капиталистической действительности России эта твердь будет вновь
завоёвываться.
Вывод первый охранителей:
«Пафос протеста по отношению к Отечеству следует погасить». Словом «Отечество»
здесь ловко заменено подразумеваемое понятие «существующий порядок», который
уже гасит всевозможными средствами «пафос протеста», в том числе такими вот
идеологическими на него нападками.
Вывод второй – «Пока он
(дух протеста) в нас, Россия всегда нас будет чем-то раздражать, а любить мы
будем не Россию, а её изменение. Задача в том, чтобы полюбить именно Россию».
А мы скажем иначе. Любя
Россию и именно в силу любви к России, наш долг добиваться перемен в ней в
пользу трудового народа.
А.
Широков