Капитализм — убивает
По следам Кемеровских событий
Всем больно и всем горько.
Но навязываемая нам модель поведения: 1) слезы и соболезнования, 2) смена аватарок и свечки в соцсетях, 3)
компенсации родственникам, 4) всё сначала, — такая модель не будет, не может
работать бесконечно.
Обвалится крыша
развлекательного центра. Сгорит супермаркет. Взорвется угольная шахта. Рухнет
самолет. Утонет прогулочный катер, рыболовецкий траулер или лодка с детьми. Свалится
в пропасть автобус с рабочими. В большинстве эпизодов при ближайшем
рассмотрении ответственность должна падать на собственника. Но не падает. Хотя
именно собственник “хотел сэкономить”, точнее, хотел заработать. Ведь
«заработать» и означает сэкономить, то есть украсть у кого-то:
— рабочее время,
— время для предполетного
отдыха,
— социальный пакет,
— деньги на монтаж пожарной
сигнализации или шахтного газоанализатора,
— антиобледенительную
жидкость или сертифицированные запчасти.
Но конечной ценой такой
экономии (а ведь она составляет смысл рыночной экономики, её суть) всегда и
везде является человеческая жизнь.
Поэтому капитал каждый раз
хочет вывернуться, откупиться. Хочет, допустив очередную массовую гибель людей,
вкачать в сознание живых по-настоящему мощную анестезию, чтобы предотвратить
болезненную ломку, продлить мгновение. Чудовищное для людей,
но прекрасное для себя.
Капитал универсален. Его
инстинкты не связаны с географией, культурой и вероисповеданием. Пожар на
фабрике Трайэнгл в Нью-Йорке в 1911-м не отличается
от пожара на текстильной фабрике в Бангладеш в 2012 году.
Это можно делать долго. Но
это нельзя делать бесконечно. Рано или поздно причинно-следственные связи,
объединяющие все трагедии, станут мучительно очевидными.
Да, капитализм убивает. И
буквально, и фигурально. И в этом убийстве, в расчеловечивании
человека, в его овеществлении в равной степени участвуют и собственник
торгового центра, и собственник охранного предприятия, и собственник
кинотеатра, и собственник прокатной конторы, которая поставила кинотеатру похабный детский мультфильм.
Капитализм убивает.
Визжание охранительской своры, требующей карать коммунистов и “не пиариться на чужом горе”, выглядит, в действительности,
самым бесстыдным глумлением.
Потому что приводящиеся
сегодня в пример катастрофы советского времени ни на миллиметр не похожи на
трагический марафон, в котором мы участвуем с 1991-го года. Потому что:
— катастрофы советского
времени не были вызваны жадностью,
— они не происходили с
такой чудовищной, монотонной регулярностью.
По численности населения
Россия сегодня — это примерно половина СССР. А соотношение техногенных аварий и
рукотворных катастроф такое, будто всё ровно наоборот. Сжалось, скукожилось всё
— авиаперевозки, речное судоходство, пассажиропоток по железной дороге. Но
только не катастрофы. С катастрофами — обратная пропорция.
Когда произошла трагедия в
Чернобыле, со всей страны туда поехали добровольцы. Они спасали жизни, но не
репутацию или имущество барыги. Когда произошло
землетрясение в Спитаке, туда бросились добровольцы со всей страны, но не для
того, чтобы ассистировать частному застройщику.
Бывали в СССР аварии, никто
не спорит. И авиакатастрофы случались (хотя и в десятки раз реже), но эти
трагедии переживались обществом, не разделенным на холопов и дворян. Они не бывали вызваны чьей-то жаждой наживы. Понимаете разницу?
Без осознания массами этой
разницы чертово колесо будет вращаться по-прежнему, наматывая на себя новые и
новые судьбы.
Именно поэтому — о
различиях между СССР и Россией необходимо говорить. Именно поэтому такого
разговора до визга боятся «сердобольные» сетевые соболезнователи
(и их внесетевые сообщники – ред.).
Своими «соболезнованиями»,
своими неуместными сравнениями они просто защищают российский капитализм.
Дескать, есть у капитализма проблемы, но в целом он ничем не хуже «совка».
Хуже. В тысячу раз хуже.
Потому что капитализм —
убивает.
Константин Семин