Самое страшное предательство

Из интервью Константина Семина Интернет потрталу «Невские Новости»

 

Как Вы считаете, возможно ли примирение красных и белых сейчас? Нужно ли оно? И как бороться с искажениями истории?

...Эти идеи непримиримы, они противоположны. Компромиссного между ними, чего-то среднего, промежуточного, что позволило бы исключить эти противоречия, не существует. Либо частное, либо общественное. Что такое белая идея? Это даже не монархическая идея, это идея Февраля, идея буржуазной революции, идея России конституционной монархии, в которой хозяином положения становится класс капиталистов. Он и так был хозяином при Николае II, а теперь избавлялся от последней преграды, которую и выкинули руками Родзянко и разных заговорщиков в феврале 1917 года. Это означает вовсе не то, о чём пел в своих песнях Александр Малинин. Не пришествие добродетельных есаулов и поручиков голицыных. Это означает жесточайшую эксплуатацию с участием международных партнёров, тех самых, которые владели нефтяными разработками в Баку или золотыми приисками на Лене.

Японская интервенция для защиты коммерческих интересов японских компаний, Кайзер, пришедший на Украину и под Ростов вместе с атаманом Красновым - сливались с белым движением, поддерживали его.

По сути - белая идея означат один подход, красная – другой. И как бы друг к другу лично люди ни относились, эти идеи непримиримы.

Какая-то из идей должна восторжествовать. Это не означает, что мы должны плёткой гнать любого человека, который стонет по корнету Оболенскому. Это означает, что мы должны полемически перетягивать его на свою сторону: садиться с ним и разбирать аргументы. «Хорошо, бог с ним, с православием, самодержавием… Давай поговорим о конкретных вещах. Кем и где ты работаешь? Сколько ты зарабатываешь? Какое будущее ждёт твоих детей?» Меня больше всего поражает: люди, защищающие сусальную великодержавную Русь, как правило, к аристократии, к буржуазии, к нынешнему правящему классу отношения не имеют. Это люди, которых в любой момент могут выгнать с работы, они живут на жалкие копейки, по классовому статусу полностью являются пролетариями, но при этом они видят выход в том, что «придёт Государь, и всё наладится». Понятное дело, монархии, прыжка в средние века не будет, как бы мы близко к нему ни оказывались сейчас. Но наивные пролетарии в разгар кризиса капитализма всегда представляют лёгкую добычу для фашистов, превращаются в объект вербовки, их пытаются сделать солдатами Урфина Джюса, которых можно убедить и отправить в окопы за веру, царя и Отечество. Надо помнить: есть идея коричневая, а есть красная идея. Ничего красно-коричневого в природе не бывает, это глупость либералов. Нет середки. Либо ты красный, либо ты фашист. (Вернее, если ты уже назвался или по факту стал фашистом, то ты никак не можешь быть носителем красной идеи – ред.).

 

Какова роль личности в истории России? Кто творит историю в России? Личность, народ или элиты?

Я согласен с тем ответом, который, ссылаясь на классиков марксизма, даёт на этот вопрос товарищ Сталин в кратком курсе истории ВКПб. Там говорится, что материальные силы и обстоятельства общественной жизни выдвигают личностей. Лично-сти не возникают сами по себе. Сами процессы в истории не могут быть инициированы даже совершенно выдающимися личностями. Мы материалисты, а не идеалисты, мы не верим в то, что герой может прийти и все изменить… Даже строчка есть в «Интернационале»: «Ни царь, ни бог и не герой». Личности выдвигаются массами. Но, выдвинув этих личностей, обстоятельства возлагают на них огромную ответственность. Они очень многое могут сделать.

По всей видимости, при всём выдающемся характере и способностях Ленина, в какой-то момент нашёлся бы и другой Ленин. Революция должна была произойти на этом этапе развития человечества. В России, не в России… был бы такой человек всё равно. Это большая гордость нашего народа, что он оказался одним из нас. Мы (некоторые сограждане наши – ред.) сегодня пытаемся вменить это себе в вину, представить преступлением. Но нет сегодня в мире более популярных фамилий, чем Ленин и Маркс. Посмотрите, какие книги изданы в мире самыми большими тиражами. Почему? Потому что русская революция подняла вопросы глобальных масштабов. Сегодня растёт неравенство колоссальных пропорций, миллиарды людей подвергаются точно такой же эксплуатации, как и в начале 20-го века. Запрос на справедливость растёт.

Личность значима, но личность не значима без обстоятельств.

 

И заключительный вопрос. Предатели и предатели Родины – это одно и то же? Почему люди становятся предателями?

Это вопрос тысячелетний. Когда мы затевали фильм «Биохимия предательства», мы пытались танцевать чуть ли не от Ветхозаветных времён или Новозаветных. Предательство связано с латинским глаголом «Trado» – «передавать». Под этой «передачей» подразумевалась передача Христа в руки фарисейских стражников в Гефсиманском саду.

Мне кажется, самое страшное из предательств – это предательство идеи, в которую ты не просто веришь, а ты убеждён и знаешь, что она верна. Но ты её предаёшь ради животного благополучия, ради сохранения жизни, отрекаешься от неё, переходя на ту самую сторону в Гефсиманском саду. Когда мы говорим о коллаборационистах Великой Отечественной войны, с противоположной стороны начинается визг о том, что и большевики ведь предали, и Ленин – предатель. Тут надо понимать разницу. Даже Маркс говорит о том, что революционную идею и мысль несёт не сам пролетариат, а представители класса буржуазии, “предающие” свой класс. Что значит – предающий свой класс? Это когда кто-то ради идеи, которую осознал, в которую верит, переходит на сторону прогресса и гуманизма, если хотите, на сторону революции. Например, как Прометей. Или как сами Маркс, Энгельс, Ленин. Не в силах наблюдать за страданиями порабощенного класса, осознавая, что эта система обречена и что она должна быть изменена революционным способом, они бросают вызов классу, к которому принадлежат.

Аркадий Петрович Гайдар или Дмитрий Михайлович Карбышев революционерами, в общем-то, стали ещё до 1917 года. При желании можно сказать, что это измена Отечеству. Но в том-то и дело, что критерием поступка является не почва, не кровь, не отечество, а облик этого отечества. Иными словами, идея. Власов назывался коммунистом, был советником Чан Кайши в своё время, в Китае работал… Рассматривать его предательство вне идеологического аспекта невозможно. Власов совершил предательство, не просто повернув оружие против русских. Он объявил войну идее, которую защищал, он перешел на службу к фашистам. В своём манифесте он начал бороться уже не с русскими и нерусскими, он объявил войну коммунизму, что означало тогда — стать фашистом. Перейти не на сторону немцев вообще, а на сторону самой жуткой, живодёрской, звериной идеологии, которая несла миллионам людей смерть. Смерть или рабское существование.

Совершая такое предательство, ты не просто одну букву в своём мировоззрении меняешь, ты расписываешься под смертным приговором людям, конкретным людям, ты встаешь под знамена человеконенавистнической идеи.

Будем помнить последний ответ Дмитрия Карбышева фашистам: «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами». Убеждения!

Беседовал Михаил Прошутинский