По Марксу. Капитализм и духовная деградация

 

О другой стороне роли Маркса и марксизма говорила молодой преподаватель из Ленинграда Наталья Глазовская.

Я вышла на эту трибуну, чтобы ответить, в том числе, своим оппонентам. Чего нам, левым, не хватает? Лично мне не хватает справедливости и правды. И хотя моей преподавательской зарплаты мне не хватает тоже, а моим родителям не хватает их пенсии, справедливости и правды мне не хватает больше, как и созидательного, объединяющего начала в социуме вокруг меня… Спасибо академику Жоресу Алферову, который в своем недавнем выступлении на форуме, тоже посвященном Карлу Марксу, ссылался на статью гениального физика Альберта Эйнштейна. Эйнштейн был убежден, что есть только один способ избавиться от такого зла, как усиление эгоистических и ослабление социальных инстинктов человека, а именно путем создания социалистической экономики и соответствующей ей системы образования, которая была бы направлена на достижение общественных целей. При этом, предупреждал Эйнштейн, надо постараться сделать так, чтобы бюрократия не стала всемогущей.

И золотые, и горькие для нас слова. Потому что вчерашняя страна победившего социализма сегодня не может и не хочет преодолеть бедность подавляющего числа своих граждан, призвать к порядку обнаглевших олигархов, воспрепятствовать дальнейшему социальному расслоению общества. В борьбе с привилегиями, начатой демократами ельцинского призыва, победили привилегии.

Власть пытается сохранить лицо, козыряя величием России. Но в этом величии отказано завоеваниям Октябрьской революции. Справедливо ли это?

Сегодня Ленин в России не популярен. Звучит даже, что он не просто отошел от Маркса, а исказил его самым зловещим образом. А то, что в результате родилась страна, величие которой стало фактом мировой истории, обсуждать не принято. А почему бы всенародно не обсудить?.. Хотя бы ради того, чтобы понять, как и откуда взялось поколение, победившее фашизм. Карл Маркс, например, учил, что «если не брать материальное производство в его специфической исторической форме, то невозможно понять особенности соответствующего ему духовного производства и взаимодействия обоих».

Тысячу раз был прав Энштейн, говоря, что чудовищная конкуренция ведет к изувечиванию социального сознания личности. Это он считал самым большим злом, поскольку от него страдает вся система образования, где учащимся прививается стремление к конкуренции и поклонение успеху в приобретательстве.

Как сказал Карл Маркс, «В условиях классово-антагонистических формаций прогресс техники достигается ценой моральной и духовной деградации человека».