Мы наш, мы новый мир построим

 

Июль еще раз напоминает нам о роли искусства в нашей коммунистической работе, о поэтах, с которыми связано столь значимое определение: пролетарский поэт.

Даты из истории Советской России, Советского Союза подсказывают такие имена – Владимир Владимирович Маяковский и Михаил Васильевич Исаковский. Правда – даты разного свойства.

 145 лет назад 19 июля 1893 года родился будущий известнейший пролетарский поэт, а также драматург и художник Владимир Маяковский.

А 45 лет назад, 20 июля 1973 года ушел из жизни Советский поэт и прозаик, Герой Социалистического Труда (1970), Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1943, 1949), обладатель многих других советских наград Михаил Исаковский.

Удивительно схожи начала пути двух поэтов.

В. Маяковский родился в Грузии, в селе Багдати, в семье лесничего третьего разряда. Первое образование получил в гимназии города Кутаиси, куда поступил в 1902 году. Уже там участвовал в революционной демонстрации, читал агитационные брошюры. В феврале 1906 года от заражения крови умер его отец. Вместе с матерью он переехал в Москву и начал учиться в гимназии. Из-за невозможности оплатить обучение, был исключен из гимназии. В Москве общался со студентами-большевиками, вступил в партию, кооптировался в состав Московского комитета РСДРП(б). В 16 лет во время ареста написал свое первое стихотворение (1909).

Михаил Васильевич Исаковский родился 7 (19) января 1900 года в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать. С осени 1911 года он смог ходить в школу и окончил её весною 1913 года, получив «5» по всем предметам. В 1915 продолжил своё обучение в гимназии. Гимназию пришлось оставить, так как семья терпела большую нужду. Одно из ученических стихотворений — «Просьба солдата» — было опубликовано ещё в 1914 году в общероссийской газете «Новь». Член РКП(б) с 1918 года.

Об этих поэтах (и не только о них) нам написал наш товарищ Иван Комаров в своей большой статье о классовой сущности и роли искусства в продвижении социалистической идеи в массы, о значении искусства, как инструмента идейно-политической борьбы. Автор говорит о том, как выгодно сегодняшней буржуазной власти возвеличивание вовсе недостойной того личности ярого антикоммуниста, антисоветчика Солженицына (с подробным разбором его «творений» и политических извращений) и замалчивание замечательных советских поэтов. Сегодня мы даем лишь небольшой отрывок из его большой статьи, где он пишет:

«Был такой поэт – В.В. Маяковский. Он отнюдь не обсевок на поле мировой литературы, он поэт гениальный. «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», – такую оценку дал ему в своё время И.В. Сталин . Это было сказано где-то в середине 30-х годов прошлого века. Мы сейчас живём в XXI столетии, и у нас есть возможность оценить Маяковского не только как поэта советской эпохи, но и как поэта XX века.

Г.В. Плеханов совершенно правильно заметил: «... можно с уверенностью сказать, что всякий сколько-нибудь значительный художественный талант в очень большой степени увеличит свою силу, если проникнется великими освободительными идеями нашего времени. Нужно только, чтобы эти идеи вошли в его плоть и кровь, чтобы он выражал их именно как художник». Никто из поэтов так глубоко не проникся этими «великими освободительными идеями», как Маяковский. Они вошли в его плоть и кровь, стали основным источником творческого вдохновения, открыли простор для проявления его могучего таланта. Именно поэтому не было ему равных по способности ярким, красочным, живым художественным языком показывать ничтожество, убогость, античеловечность уже исторически мёртвого капитализма и величие, истинный гуманизм социализма; невиданный пафос созидания нового общества. Он был великим певцом пролетарской революции и атакующего класса. И у нас поэтому более чем достаточно оснований сказать: Маяковский – лучший, талантливейший, гениальнейший поэт XX века.

Был у нас и такой поэт – М.В. Исаковский. Это гениальный русский советский лирик. Такой глубокой, тонкой, сердечной, задушевной, проникновенной лирики, какую он создал, до него не было в мировой поэзии. Не случайно многие его стихотворения, положенные на музыку, стали популярными народными песнями; они поются во всём мире. Это, например, «Катюша», «И кто его знает», «В прифронтовом лесу», «Огонёк», «Ой, туманы мои...», «Враги сожгли родную хату», «Снова замерло всё до рассвета», «Летят перелётные птицы» и др.»

О личности и творчестве Маяковского можно говорить очень много, и многое, действительно, сказано. Сегодня, в год 100-летия комсомола – несколько слов из воспоминаний о его большом внимании к молодежи, к молодежи студенческой и рабочей, о его дружбе с ней.

«Великий советский поэт Владимир Владимирович Маяковский, – говорил бывший комсомольский вожак на машиностроительном заводе «Дукс», а затем секретарь горкома комсомола и член Центрального Комитета ВЛКСМ Петр Семененко, – был настоящим другом и любимцем молодежи. Однако особая, сердечная дружба установилась у него с комсомолией Краснопресненского района.

Желанным гостем он был у студентов рабфака имени М.Н. Покровского,.. охотно откликался на просьбы выступить у преподавателей и студентов с чтением новых произведений.

У Владимира Владимировича сложились на редкость добрые отношения с рабочим клубом «Пролетарий» на Большой Пименовской улице (позже Краснопролетарская ул.), где он неоднократно выступал перед наборщиками и печатниками типографии «Красный пролетарий» с чтением поэтических произведений и выносил на суд общественности большие драматургические произведения.

Вечера молодежи, встречи с поэтами и писателями, обсуждения новинок литературы часто устраивали в Центральном Доме комсомола. Владимир Владимирович любил этот Дом, в котором, казалось, никогда не гасли огни и никогда не смолкали голоса молодых... В один из сентябрьских дней 1928 года здесь проводился творческий вечер поэта. Заранее было условлено, что Маяковский будет читать стихи о комсомоле и молодежи.

Уже за полчаса до начала уютный зал Дома был переполнен. Кроме комсомольского актива сюда пришли молодые рабочие и работницы с Пресненского комбината «Трехгорной мануфактуры», из трамвайного парка, железнодорожники, строители. Около восьми часов вечера быстрой походкой вошел в вестибюль Маяковский. Его по-дружески, как старого знакомого, встретили работники райкома ВЛКСМ. Владимир Владимирович сразу же прошел на сцену. Встреча продолжалась долго.

 Когда кто-то из райкомовцев спросил Маяковского, не устал ли он, не сделать ли перерыв, тот ответил:

– Я могу работать на комсомол хоть целые сутки».

В творческой биографии Маяковского много славных и важных для советского искусства страниц: еще в 1920-х годах он присоединился к созданию ОКОН РОСТА, создавал как рисунки, так и подписи к ним; работал в промышленной и книжной графике, конечно же, много писал – в его багаже не только стихи, но и драматические произведения (пьесы), работал и для нового советского цирка. Как справедливо пишет о нем один из его библиографов, «Ощущая себя «...солдатом в шеренге миллиардной» (определение из его поэмы «Владимир Ильич Ленин»), Маяковский рассматривал устремлённость к коммунистическому будущему как критерий всей созидательной деятельности, в том числе и поэтической. «Великое чувство по имени класс» было основной движущей силой творчества Маяковского советского времени».

 Поэт часто, до последних дней, выступал в самых разных аудиториях.

25 февраля 1930 г. состоялось официальное открытие кружка друзей искусства и культуры – первого клуба театральных работников в Старопименовском переулке. При входе в клуб красовался плакат со словами поэта:

 Марксизм – оружие,

                 огнестрельный метод.

 Применяй умеючи

                метод этот!

В тот вечер по просьбе В. И. Качалова, И. М. Москвина, В. Неждановой, и многих других выступил Маяковский.

– Я прочту вступление к новой поэме, – сказал он, – ее название «Во весь голос». Вы услышите ее первыми.

17 марта Маяковский выступал в Политехническом музее на вечере «Писатели — комсомолу». «Появившись на эстраде под гром аплодисментов переполненного комсомольцами зала», Владимир Владимирович в последний раз прочел эти же строки собравшейся молодежи.

Как вспоминают современники, Владимир Владимирович не любил печататься на обособленных «Литературных страницах» газет. Он считал, что поэт должен выступать по всем злободневным вопросам, а следовательно, и стихи его должны появляться на любой полосе газеты. Действительно, сегодня произведения Маяковского дают огромный запас строк-снарядов в нашей борьбе за коммунистическое будущее. Почти каждой злободневной теме находится подсказка словами поэта. Думаем, читатели наши захотят узнать или вспомнить мнение поэта по самым разным вопросам, самостоятельно обратившись к творчеству Маяковского.

Мы же приведем только строки из его последней работы – неоконченной поэмы «Во весь голос».

... Парадом развернув

       моих страниц войска,

я прохожу

       по строчечному фронту.

Стихи стоят

                  свинцово-тяжело,

готовые и к смерти

          и к бессмертной славе.

Поэмы замерли,

        к жерлу прижав жерло

нацеленных

          зияющих заглавий.

…………..

И все

   поверх зубов вооруженные войска,

что двадцать лет в победах

                                  пролетали,

до самого

          последнего листка

я отдаю тебе,

                планеты пролетарий.

Рабочего

                 громады класса враг —

он враг и мой,

                отъявленный и давний.

Велели нам

            идти

                   под красный флаг

года труда

              и дни недоеданий.

Мы открывали

              Маркса

                            каждый том,

как в доме

                собственном

                     мы открываем ставни,

но и без чтения

              мы разбирались в том,

в каком идти,

    в каком сражаться стане...

Декабрь 1929-январь 1930

Михаил Васильевич Исаковский – поэт другого стиля, но поэт, чье творчество было и остается нужным, востребованным народом нашей страны. Его стихи, видно, предназначены были стать любимыми, нужными народу, родными народу песнями.

С первых лет после Октябрьской революции Исаковский вел активную общественную деятельность. Был учителем, работал в Совете крестьянских депутатов, с 1919 года стал редактором газеты в городе Ельня, затем в редакции областной газеты «Рабочий путь». В 1931 году уже довольно известным поэтом переехал в столицу, где некоторое время редактировал журнал «Колхозник».

Им написано около 250 стихотворений. Большое место в его творчестве заняла Великая Отечественная война. По ее окончании, в 1945 году он писал, обращаясь своим стихотворением к И.В. Сталину:

Спасибо Вам, что в годы испытаний

Вы помогли нам устоять в борьбе.

Мы так Вам верили, товарищ Сталин,

Как, может быть, не верили себе.

Вы были нам оплотом и порукой,

Что от расплаты не уйти врагам.

Позвольте ж мне пожать Вам крепко руку,

Земным поклоном поклониться Вам.

Отражая настроение многих советских людей, «Слово к товарищу Сталину» вошло в круг хрестоматийного чтения школьников.

Но более всего Исаковский известен, как поэт-песенник. Самая известная песня Исаковского – это, конечно, «Катюша», за которую ему присудили Государственную премию СССР. Песня стала поистине народной. Творческий соратник Исаковского в ее создании – композитор Матвей Блантер.

Считается, что песня про Катюшу дала имя боевым машинам реактивной артиллерии серии «БМ». Якобы как Катюша «выходила – песню заводила», так и гвардейские машины выходили на позиции и запевали своеобразные «песни». Вскоре и об этих «Катюшах» в народе были сложены новые куплеты:

Шли бои на море и на суше,

Грохотали выстрелы кругом –

Распевала песенки «Катюша»

Под Калугой, Тулой и Орлом.

Другим плодом сотворчества поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера стала песня «Прасковья», больше известная как «Враги сожгли родную хату».

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Песня сразу получила всенародное признание и стала, пожалуй, одной из самых трагических песен Отечественной войны.

Поэт не только сочинял стихи и песни на русском языке, но и переводил – с украинского, белорусского, венгерского, сербского, польского, латышского, осетинского, татарского и итальянского языков.

Михаил Васильевич был депутатом Верховного совета РСФСР четырёх созывов.

И оглядываясь назад, на судьбу страны, он вновь, в 1956 году писал о Великом Октябре:

Я снова думал, в памяти храня

Страницы жизни своего народа,

Что мир не знал еще такого дня,

Как этот день — семнадцатого года...

Впервые люди силу обрели

И разогнули спины трудовые,

И бывший раб — хозяином земли

Стал в этот день за все века впервые...

Все, что сбылось иль, может, не сбылось,

Но сбудется, исполнится, настанет! —

Все в этот день октябрьский началось

Под гром боев народного восстанья.

И пусть он шел в пороховом дыму, —

Он — самый светлый,

                        самый незабвенный.

Он — праздник наш. И равного ему

И нет, и не было во всей вселенной...

 

Нельзя не вспомнить в эти июньские и июльские дни и о творчестве выдающегося пролетарского поэта Франции Эжена Потье, члена Первого Интернационала и Парижской коммуны.

Поэтический дебют Потье состоялся в дни Июльской революции 1830. Тогда мальчик (родился в 1816г.) оказался на парижских баррикадах, подобно Гаврошу — герою писателя Виктора Гюго. На баррикадах Эжен и сложил свою первую песню в честь Свободы и спел ее сам на улице, как он вспоминал, «под аккомпанемент последних выстрелов».

В 1871г. в парижском подполье (после разгрома Парижской Кроммуны) Потье написал текст песни, ставшей международным гимном революционного рабочего класса; а ровно 130 лет назад, 23 июня 1888 года на празднике печатников во французском городе Лилле, хор рабочих общества «Лира трудящихся» под руководством автора музыки П. Дегейтера впервые исполнил бессмертный «Интернационал».

В.И. Ленин писал об «Интернационале»: «Эта песня переведена на все европейские, и не только европейские языки… В какую бы страну ни попал сознательный рабочий, куда бы ни забросила его судьба, каким бы чужаком ни чувствовал он себя, без языка, без знакомых, вдали от родины, он может найти себе товарищей и друзей по знакомому напеву „Интернационала“».

В 1910 году Интернационал был принят как гимн международного социалистического движения. С начала 1918-го стал гимном Советского государства, затем СССР. С 1944-го «Интернационал» – гимн Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), впоследствии КПСС. А сейчас является гимном ряда коммунистических партий. Гимном РКРП-КПСС и РКСМ(б).

Эта Великая песня есть великая помощь в борьбе за коммунистическое будущее каждой страны и всей Планеты, помощь трудовому народу, который должен быть уверенМы наш, мы новый мир построим, Кто был ничем, тот станет всем», чтобы продолжать свою коммунистическую работу и борьбу до обязательной Победы.

 Подготовила Н. Глаголева

В статье использованы

материалы из Ин-та