Первая Советская

 

От редакции. Приводим в значительном сокращении статью члена идеологической комиссии РКРП-КПСС тов. С.А. Новикова о первой Советской Конституции, Конституции государства трудящихся.

 

10 июля 2018 г., под гром пушек и пулемётный треск гражданской войны, в кольце огненных фронтов, среди поднятых правыми эсерами антисоветских восстаний и покушений и всего через несколько дней после левоэсеровского мятежа в Москве, — постановлением V Всероссийского съезда советов (Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов) в здании Большого театра была принята Конституция РСФСР — первая Советская Конституция.

Позднее вхождение РСФСР в состав новообразованного Союза ССР потребовало ее обновления, однако основные положения и статьи Конституции РСФСР 1918-го года были сохранены и в Конституции СССР 1924-го года. В значительной мере по образцу Конституции РСФСР создали свои основные законы другие советские республики, возникшие на развалинах Российской империи, — Украина, Латвия, Белоруссия, Азербайджан, Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР).

…Решение о подготовке проекта Конституции РСФСР было принято еще в январе 1918 года III Всероссийским съездом Советов, когда и триумфальное шествие Советской власти ещё не было завершено, и сама молодая Советская республика находилась в состоянии войны с кайзеровской Германией, а революция в деревне вообще только начиналась. Тогда же Съезд Советов принял не только решение о подготовке Конституции, но и первый обобщающий конституционный закон — ленинскую Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в которой нашли своё решение основные конституционные вопросы: национальный, о собственности на землю, о национализации промышленности и банков, а также фиксировались основы нового государственного и общественного строя и основные принципы новой внешней политики. Вся эта ленинская Декларация в полном объёме вошла в текст Конституции РСФСР как её основа…

Специальная конституционная комиссия, как и вся Советская власть до лета 1918 го года, работала на основе социалистической многопартийности. Большинство членов комиссии составляли члены РКП(б), но среди её членов были и левые эсеры, и беспартийные. Разногласия и споры в ходе работы этой комиссии — это тема для особой статьи…

Принятый комиссией ЦК РКП(б) за основу проект был вынесен на утверждение V Съезда Советов. 19 июля 1918 года Конституция РСФСР была опубликована как Основной закон, вступивший в силу с момента его опубликования.

 

Демократия и диктатура

• Буржуазные конституции любят декларировать свой общенародный характер. Так в 3-й статье ельцинской Конституции сказано, будто бы носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России. Однако явное большинство представителей этого народа сегодня чувствуют и понимают, что буржуазная власть действует без них и даже против них, предоставляя им лишь обманную возможность выбирать представителей власти из тех, кого сама эта власть допускает к выборам... В результате мы имеем сегодня намерение повысить пенсионный возраст, уникальный по своей глупости закон Яровой, повышение налогов и множество других таких же тупых и антинародных законов, — и всё это от власти, которую вроде бы выбрал сам народ на якобы демократических выборах. Но всё больше людей осознают сегодня, что вся политическая система России действует не в интересах большинства избирателей, а в интересах узкого слоя олигархов, буржуазных политиканов и высших государственных чиновников, которые просто нагло прикрывают свои эгоистические классовые интересы, свою буржуазную диктатуру якобы волей глубоко презираемого ими «многонационального народа России»... Более того, в своей лживой формальной беспристрастности ельцинская конституция договаривается до провозглашения идеологического многообразия. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», — провозглашает 13-я статья ельцинской Конституции. Однако достаточно пролистать школьные учебники, просмотреть основные газеты и послушать или посмотреть теле- и радиоканалы, получающие государственную рекламу, и любому станет ясно, что буржуазное государство активно насаждает сегодня родную ему буржуазную идеологию в самых разных её вариантах… И такая скрытая ложь пронизывает не только конституцию России, но и почти все остальные буржуазные конституции.

В отличие от буржуазных конституций, Конституция РСФСР не скрывала, а, напротив, подчёркивала свой классовый характер. В 9-й статье указывалось, что основная задача этой конституции состоит «в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти».

...Конституция РСФСР провозглашала полный разрыв с буржуазным парламентаризмом и полновластие Советов. В 10-й статье прямо сказано, что «Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах». Тем самым победивший пролетариат ясно объявлял о сломе старой, ещё буржуазно-помещичьей, государственной машины и об установлении новой политической системы – Советской власти.

• Все буржуазные конституции, как правило, провозглашают формальное равенство граждан и политических партий. На самом же деле буржуазные выборы стали всеобщими лишь сравнительно недавно… На ранних стадиях становления капитализма буржуазия активно обращалась к рабочему классу в своей борьбе с феодализмом, но она не спешила давать ему избирательные права, ограничивая доступ к выборам имущественным цензом.

...Первая социалистическая Конституция, руководствуясь интересами рабочего класса в целом, открыто лишала «отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции».

Согласно 64-й статье Конституции РСФСР правом избирать и быть избранными в Советы пользовались «независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:

 а) все, добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий,.. крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;

б) солдаты Советской армии и флота;

в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность»…

 Таким образом, согласно Конституции РСФСР избирательные права были гарантированы для явного большинства избирателей, составлявшего в среднем примерно 90% граждан.

В то же время по 65-й статье Конституции РСФСР не могли ни избираться, ни быть избранными, например, такие лица, как:

«а) лица, прибегающие к наемному труду для извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; (И подобные)

Однако В.И. Ленин неоднократно указывал, что это ограничение носит временный характер, обусловленный остротой классовой борьбы, и относится оно не к общим чертам диктатуры пролетариата, а к национальным особенностям России в период гражданской войны. Конституция СССР 1936-го года сделала избирательное право всеобщим, так как к тому времени представители буржуазии полностью утратили не только свою собственность, но и свои особые рычаги влияния и политическое значение…

• Одной из основ буржуазного парламентаризма является так называемое разделение властей, при котором законодательная власть, т.е. так называемые народные представители только и заняты тем, что пекут как блины федеральные и региональные законы, а исполнительная власть эти законы выполняет в соответствии со своими ведомственными инструкциями, до которых депутатам-законодателям и дела нет... В результате депутаты не контролируют выполнение принятых ими законов, а рядовые избиратели никак не могут повлиять на своих депутатов, которые... отзыву не подлежат.

В отличие от такой вот демократии Советы не только принимают законы, но и сами проводят их в жизнь, а также контролируют их выполнение. В соответствии с 25-й статьёй Конституции РСФСР Всероссийский Съезд советов численностью от одной до нескольких тысяч депутатов созывался не реже двух раз в год и продолжался не более месяца. Всё остальное время депутаты проводили на местах, контролируя, в том числе и на своём собственном опыте, выполнение принятых ими решений. На постоянной основе работал лишь Всероссийский ЦИК, численность которого была ограничена («не свыше двести человек»), причём от съезда к съезду значительная часть членов ВЦИК подвергалась ротации, благодаря чему к непосредственной советской работе оказывались причастными почти все депутаты Всероссийского Съезда. Именно ВЦИК согласно 34-й статье «образовывал Совет Народных Комиссаров для общего управления делами РСФСР и отделы (народные комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления». Таким образом, все органы исполнительной власти были назначаемы и строго подотчётны советам.

• Но главное, что отличало советскую власть от парламентской демократии — это право отзыва, закреплённое в 78-й статье Конституции РСФСР: «Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению»… Сегодня мы, коммунисты РКРП-КПСС, тоже требуем права отзыва депутатов всех уровней даже в условиях буржуазной демократии, чтобы дать трудящимся дополнительный инструмент для выражения протеста. Однако мы не скрываем при этом, что если бы даже это право было признано буржуазной конституцией, при капитализме это мало что меняет для трудящихся. Ведь если капитализм довёл народное хозяйство одной из самых богатых стран в мире до ручки, — до необходимости повышать налог на добавленную стоимость и пенсионный возраст, – никакая смена одного депутата на другого не исправит положение, пока сама капиталистическая система не будет упразднена вместе с теми «основами конституционного строя», в которых закреплены два основных её кита: частная собственность и рыночная экономика

 • Очень важной особенностью Советской политической системы был производственный принцип формирования советов. По этому принципу Советы в городах избирались прежде всего на крупных промышленных предприятиях, выступавших в роли избирательных округов. Как было сказано в Программе РКП(б), «Советское государство сближает государственный аппарат с массами также тем, что избирательной единицей и основной ячейкой государства становится не территориальный округ, а производственная единица (завод, фабрика)». Эта особенность была ликвидирована Конституцией 1936-го года, по которой выборы в Советы депутатов трудящихся могли проходить только по территориальным округам. В Программе РКРП-РПК, принятой в 2001 году на Объединительном съезде партии, в этой связи сказано: «В 30-е годы в условиях резко обострявшейся международной обстановки и нарастающей угрозы войны был осуществлен отход от выборов органов власти через трудовые коллективы... И хотя многие характеристики Советов сохранялись (выдвижение кандидатов в депутаты трудовыми коллективами, высокий удельный вес рабочих и крестьян в депутатском корпусе, периодические отчеты депутатов перед избирателями), тем не менее появились предпосылки формирования парламентской системы, оторванной от трудовых коллективов и позволяющей депутатам, особенно высших уровней, избранным от территории, игнорировать волю трудового народа практически без риска быть отозванными...»

Таким образом, если всеобщие и равные выборы соответствовали основным принципам развития Советской власти, то парламентаризация Советов, напротив, стала одной из предпосылок перерождения Советского государства и последующей буржуазной контрреволюции.

В. И. Ленин, выступая на VIII съезде РКП(б) с докладом о партийной Программе, исходил из того, что Советская власть как политическая система находится пока в самом начале своего развития, что настоящее её развитие возможно лишь с преодолением низкого культурного и образовательного уровня большинства трудящихся. «Этот низкий культурный уровень, — говорил он, — делает то, что Советы, будучи по своей программе органами управления через трудящихся, на самом деле являются органами управления для трудящихся через передовой слой пролетариата, но не через трудящиеся массы» (ПСС, т.38, с.170). И сегодня, глядя на историю Советской власти с исторической дистанции в 100 лет, приходится признать, что хотя образовательный и культурный уровень трудящихся вообще, а рабочего класса — в особенности, сильно возрос за более чем семидесятилетний социалистический период, тем не менее советы так и не стали (в полной мере – ред.) властью трудящихся, осуществляемой через самих трудящихся.

Причин тому несколько. Но мы отвергаем парламентскую буржуазную демократию, продолжаем видеть в Советской системе прообраз будущей политической системы власти пролетариата, и мы обязаны в этих причинах разобраться, отделив объективные от субъективных, т.е. неизбежное от тех политических решений, которых можно было избежать…

Капитализм во всём мире сегодня всё больше заходит в тупик, а в России — особенно, вместе с ним заходят в тупик и национальные системы парламентской демократии... Говорить о том, какой будет политическая система нового социалистического общества пока, наверное, рано... Однако уже сегодня ясно, что новая власть трудового народа будет властью советского типа, и в поиске конкретных форм этой власти Конституция РСФСР займет не последнее место. Да, новое социалистическое общество едва ли будет зеркальным повторением прошлого, так как и производительные силы сильно изменились, и многие задачи национального развития были решены в СССР так, что даже буржуазная контрреволюция не смогла полностью отбросить нас назад; и новые электронные средства информации делают сегодня возможным то, о чём раньше можно было только мечтать.

Но те, кому выпадет трудное счастье создавать эту новую систему будущего, обязательно убедятся в том, что и сто лет спустя многие идеи Маркса и Ленина у нас не позади, а впереди, ибо так велики и масштабны были их замыслы, что и ста лет оказалось мало для полного их осуществления.