12 ЛЕТ БАРРИКАДНЫМ БОЯМ В ШАНЫРАКЕ

 

На фоне протестов, которые прошли в 2016-2017г.г. в Казахстане против продажи земли в частную собственность и передачу сельхозугодий китайским корпорациям, уже по новому видятся и шаныракские события одинадцатилетней давности. 14 июля исполнилось 12 лет со дня кровавого противостояния между жителями пригородных микрорайонов и силами полиции, которые привели к массовым выступлениям, изменившим сознание многих казахстанцев. Впервые в истории страны активное и массовое сопротивление предотвратило, казалось бы, неизбежный погром лачуг бедняков со стороны властей южной столицы, мэром которой тогда был «железный» Имангали Тасмагамбетов. Эти события показали способность людей к самоорганизации, к сплоченности и в итоге заставили государство признать величину социальной проблемы внутренней миграции.

Однако за прошедшие годы почти ничего не изменилось, во всяком случае – в лучшую сторону... Государство не пошло на широкие социально-экономические реформы в деле создания новых производств и рабочих мест в провинции, улучшения и повышения жизненного уровня сельчан, строительства разрекламированных городов спутников и других мероприятий, которые бы смягчили процессы внутренней миграции и социально адаптировали приезжих граждан… Правительство, расписавшись в полной неспособности развивать собственный реальный сектор экономики, создавать новое производство и остановить поток внутренней миграции, пошло сейчас лишь по пути административных и репрессивных мер, призванных фактически сделать из Алматы и Астаны закрытые города.

Теперь внутренние мигранты и особенно их дети во втором поколении названы чиновниками «социально опасными элементами», а полицейский режим в городах и в Алматы чрезвычайно усиливается.

Поэтому шаныракский синдром не преодолен. Ненависть к узкой кучке сверхбогатых и лично к президенту и его семейке растет и уже начинает клокотать в недрах вулкана, разбуженного выступлениями против продажи земли в 2016-м.

Соответственно, новый социальный взрыв в предместьях Алматы и крупных городов не только возможен в ближайшей перспективе, но и неизбежен.

Нельзя забывать и то, что все эти годы после кровавых событий в Шаныраке в заключении находится Арон Атабек и еще трое защитников жителей предместий, которые уже стали символом борьбы и народной оппозиции. Сейчас Арон полностью изолирован от внешнего мира, и к 18 годам лишения свободы ему добавили еще два года за «нарушение режима». 19 июля исполняется также 11 лет с момента ареста и нахождения Арона Атабека в застенках.

И требование его освобождения – неотложная задача