Универсальная
безграмотность
Под покровом отпускного сезона и шумовой
завесы от будоражащих общество новостей, группа реформаторов от отечественного
образования выпустила что-то вроде очередного манифеста, в котором свежим
языком, но с прежней настойчивостью, формулируется стратегия развития школы:
начальной, средней и высшей.
Стратегия
направлена, само собой, в будущее, ведь любое заигрывание (обращение к… – ред.)
с советским прошлым, недопустимо. Доклад озаглавлен УКНГ – «Универсальные
компетентности и новая грамотность. Чему учить сегодня для успеха завтра», а
подготовлен он Высшей школой экономики в сотрудничестве со Сбербанком (?! – ред.).
Разработчики
говорят: «Главные отличия проекта УКНГ от проекта Edicatin
2030 (это то же «отрубание хвоста», но по кусочкам
– ред.) – в его фокусировке на универсальные компетентности и новую
грамотность и в его практической направленности: подготовке рекомендаций для
трансформации российской школы с учетом опыта наиболее продвинутых стран, не
дожидаясь 2030 года».
Сейчас,
а не завтра, то есть авторы спешат, невзирая на данные соцопросов и общий
негативный фон по отношению как к самим реформам, так
и к их авторам. Между тем, вот самые горячие цифры ВЦИОМа на волне отгремевшего
скандала с последним ЕГЭ по математике (несмотря на клятвенные заверения
организаторов процесса – варианты ЕГЭ в сети и не только появились – ред.):
77%
опрошенных считают, что учащихся натаскивают только на прохождение тестов, в
связи с этим ухудшается качество знаний. Показатель вырос на 13% за последние 4
года .
В том. что госэкэамен не учитывает
индивидуальные особенности школьников, уверены 77%. Еще 71% думают, что
проверка знаний после введения ЕГЭ стала формальной и поверхностной...
42 % тех, у кого есть дети школьного
возраста, не удовлетворены подготовкой ЕГЭ в школе.
Единый гос. экзамен
– главное реформаторское детище – плох, в первую очередь, даже не тестами и не
технологиями проверки тестов, а тем, что напрочь
выжигает любые предметы, кроме тех, которые предстоит сдавать. В результате
школа превращается в манеж для дрессировки и сегрегации. Однако надо понимать,
что именно такая сортировка и сегрегация на потребу рыночной экономике и
составляет весь смысл проводящихся с начала 90-х реформ, какими бы
вегетарианскими фразами это не пытались прикрыть.
Один из авторов УКНГ, научный руководитель
Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин поясняет: «Здесь
новости у нас тоже довольно невеселые. Они состоят в том, что к 30-му году
численность молодых людей до 35 лет сократится примерно на четверть, и примерно
четверть выпускников 9-х классов фактически не достигает уровня функциональной
грамотности (уже при нынешнем состоянии образования –ред.).
В итоге именно эти дети, после того, как они вырастут, будут потреблять
основные социальные услуги. Это касается и лечения, и пособий по безработице, и
тюрьмы».
Выходит, страна борется с депопуляцией
(кстати, не либеральными ли реформами она вызвана), при этом каждый 4-й
девятиклассник безграмотен, а значит, как бы намекает Исак
Фрумин, обречен стать обузой для бюджета, обременительным социальным балластом.
Вы понимаете, – пособия. больницы,
тюрьмы.
И как же противостоять этой невесть откуда взявшейся проблеме? «Реформировать с
удвоенной силой», – советуют нам реформаторы.
Виктор Болотов,
профессор Института Образования НИУ ВШЭ добавляет: «Я, может
грубо скажу, но «тупая» память больше не нужна. Всегда можно, как
говорят дети, «погуглить» и найти любую формулу,
любой факт. И в России, и в мире есть научные работы, которые показывают, что
так называемые мягкие навыки, soft skills (в них входят коммуникабельность, креативность, умение работать в команде и т.д.), гораздо
важнее для развития человека, чем знание теоремы Виета. То есть ребенку для
успешности нужно не столько выучить тот или иной объем предметного содержания,
сколько умение находить это содержание, вступать в контакт с людьми».
Опять
«за рыбу деньги» («опять – двадцать пять» – ред.). Девятиклассники ничего не
знают, но это не потому что кто-то разрушил единый
образовательный курс, а потому что им не хватает компетенции и
коммуникабельности, мол, гуглят они посредственно.
Следовательно, предлагается не возрождать базовые фундаментальные знания:
физику, химию, биологию, ту же астрономию. Нет, предлагается насаждать
«навыки». Как говорит доклад по проекту УКНГ, в литературе и политических
документах можно насчитать несколько десятков таких навыков-«грамотностей».
Среди них наиболее распространены (их авторы УКНГ промеж собой называют
«списком Грефа»):
гражданская
«грамотность»;
навыки
финансового поведения (финансовая «грамотность»);
базовые
навыки использования правовых норм (правовая «грамотность»);
экологическая «грамотность»;
научная, технологическая «грамотность»;
«грамотность» в области здоровья.
Вот это и есть теперь грамотность. Причем
вторым пунктом, обратите внимание, финансовая. А еще
важно прививать учащимся рефлексию, умение искать корень проблем, в первую
очередь, в самих себе, ну, или в гугле. Ведь кто такие в сравнении с гуглом
Аристотель, Платон или Спиноза!
Видно, математическая логика плоховато нынче
развивает мышление, а русский язык и литература недостаточно поощряют
коммуникацию или креативность? И надо компенсировать
это обязательным ЕГЭ по английскому, без которого ни в Рязани, ни в Хабаровске
уже давно не прожить.
А, может, просто кто-то в очередной раз
стремится присосаться к бюджету, прикрывая отсутствие содержания словесным
туманом? В манифесте УКНГ, нашпигованном иностранными терминами и дефинициями,
через предложение встречается слово «фокус» в непривычном для русской речи
значении «акцент». Но кажется фокусники запутались
сами, поскольку весь текст – сплошная констатация полного банкротства их
собственного эксперимента.
В рамках проекта УКНГ проведен опрос 4500
учителей из 80 регионов России и 3500 родителей из Москвы и Московской обл. Он
показал:
— школьные учителя не включают задачу
развития универсальных компетентностей века в число своих приоритетов;
— родители ждут от школы хороших знаний по
основным предметам, но не ждут, что школа должна научить применять эти знания
для решения практических задач;
– более 80% учителей считают, что роль школы
— передать хорошие предметные знания, а «мягкие» навыки – ответственность семьи
и самого ребенка.
Впрочем, все это лишь придает уверенности
тем, кто продолжает проталкивать в школу пресловутые «мягкие потребительские
навыки» вместо якобы устаревших теорем, формул и грамматических правил. И чем
хуже мягкие навыки приживаются, тем жестче рука нужна для их окончательного
внедрения.
Константин Семин
От
редакции. Такую вот «жесткую руку» реформаторы пытаются
нам демонстрировать, навязывая свои небескорыстные и уж вовсе небезобидные
фантазии. И, к сожалению, зачастую успешно, как это случилось с, казалось бы,
всеми критикуемым ЕГЭ. Значит, нужно наше еще более жесткое противостояние
этому губительному внедрению.