ПУТЕШЕСТВЕННИК В «ГОРОД СОЛНЦА»

 

5 сентября 2018 года исполняется 450 лет со дня рождения выдающегося итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы (1568-1639).

Настоящее имя Кампанеллы – Джованни. Имя Томмазо он принял, постригшись в монахи.

Кампанелла родился в семье неграмотного сапожника на юге Италии в провинции Калабрия. Мальчик был очень любознательным и мечтал получить хорошее образование. Для этого ему пришлось постричься в монахи ордена доминиканцев.

Томмазо был глубоко верующим человеком и, вместе с тем, был склонен к вольномыслию. И в религиозной и не только в религиозной сфере. Это вольномыслие приводило к неоднократным арестам. Но самым длительным арестом был по-следний. И не за вольномыслие, а за политику: Кампанелла готовил восстание с целью свержения испанского владычества в Калабрии. Его хотели казнить, но он симулировал психическое заболевание и получил пожизненное заключение. В тюрьме он просидел 27 лет. И. как многие революционные деятели, использовал тюремное заключение для создания книг.

В 1626 году Кампанелла был освобожден и через несколько лет эмигрировал в более свободную Францию. Правивший Францией кардинал Арман Жан Ришелье (1585-1642) оценил таланты Кампанеллы и всячески поддерживал мятежного монаха. Тем более, что Франция и Испания периодически воевали друг с другом.

Томмазо Кампанелла написал много произведений по теологии, философии и другим дисциплинам. Поскольку я не силен в католичкой теологии, то воздержусь от их оценки. Отмечу лишь очень важную мысль Кампанеллы о том, что в мире все связано со всем.

Кампанелла высказал ряд глубоких научных мыслей. Так он рассматривал повышение температуры тела во время болезни не как болезнь, а как борьбу организма с болезнью. Кроме того, у Кампанеллы были какие-то интуитивные представления о наследственности...

Но главным произведением Кампанеллы стала книга «Город Солнца», описывающая прекрасный мир, где все трудятся и нет собственности. Это произведение заставляет считать Кампанеллу одним из основоположников утопического коммунизма.

Считается, что утопия – это дело несерьезное. Это и так, и не так. Утопия становится несерьезной и даже вредной, когда её пытаются реализовать в том виде, в котором она представляется современникам. Но утопия позволяет понять реальные проблемы общества, в котором она возникла, и задуматься о возможности их реализации. Утопия – это не проект, утопия – это постановка задачи. Решается она скорее всего не так, как представляется утописту. Самолет Ил-62 и ковер-самолет из русских сказок сильно отличается друг от друга.

Томмазо Кампанелла не был первым представителем утопического коммунизма. Ему предшествовал труд очень серьезного человека, министра английского короля Генриха VIII, Томаса Мора (1478- 1535). К сожалению, у Томаса Мора возникли разногласия с королем по ряду политических вопросов, и король распорядился отрубить своему министру голову. Стилем управления Генрих VIII не слишком отличался от своего современника Ивана Грозного (1530-1584).

Свой труд, напечатанный в 1516 году, Томас Мор назвал «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

В своей книге Томас Мор рассказал об острове Утопия. На этом острове, управляемом мудрым монархом, нет собственности, денег и эксплуатации. Труд обязателен для всех: рабочий день длится по 6 часов. Интересно, что в Утопии есть рабы, выполняющие наиболее тяжелые и грязные работы и никакими правами не пользующиеся.

«Город Солнца» Кампанеллла написал, сидя в тюрьме. По-видимому, в 1602 году. Так же, как Томас Мор, Кампанелла описывает идеальное государство, где нет собственности, денег, где все работают. Но помимо того, что писал Томас Мор, в «Городе Солнца» есть некоторые детали.

Прежде всего в городе Солнца существует высокоразвитая техника. В отличие от Т. Мора Кампанелла понимает, что социальные новации «Города Солнца» опираются на технический прогресс. И о рабах в Городе Солнца ничего не говорится.

В городе Солнца нет семьи в обычном смысле этого слова. Детей воспитывает община. Вопрос о том, от кого женщина будет рожать ребенка, решают специально уполномоченные должностные лица. При этом они руководствуются соображениями, связанным с наследственным здоровьем будущего поколения.

В Городе Солнца уважаются все религии, и религиозной дискриминации нет. Но атеизм запрещен! Мысль о том, что Бога, упаси Боже, нет, представлялась мыслителю слишком опасной для общественной нравственности.

В 1970-х годах советский писатель В.Ф. Тендряков (1923-1984) написал философско-исторический роман «Покушение на миражи». Одним из персонажей романа является Томмазо Кампанелла. Автор очень четко сформулировал причину краха Города Солнца – отсутствие механизма принуждения к труду, необходимого для того уровня производительных сил, в эпоху которого живут герои Кампанеллы. Без снятия этой проблемы Город Солнца нежизнеспособен.

Золотой эпохой утопического коммунизма стал конец XYIII – первая половина XIX века. В 1797 году во Франции был казнен Гракх Бабеф (1760-1797). А затем во Франции появляются такие мыслители, как Анри Сен-Симон и Шарль Фурье.

Выдающимся представителем утопического коммунизма 20 века был палеонтолог и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов (1907-1972). Его роман «Туманность Андромеды» пользовался и поныне пользуется большой популярностью в нашей стране. И помимо Ефремова было немало писателей-фантастов, пытавшихся описать коммунистическое будущее. И мы, наверное, вправе сказать, что утопический коммунизм получил свою новую жизнь в научной фантастике.

Популярность утопического коммунизма свидетельствует о том, что капитализм – это не такой строй, который может удовлетворить человека.

С.В. Багоцкий