ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ
ЗРЕНИЕ
Избирательное зрение позволяет
рассматривать любое явление изолированно, вне контекста. Например, некоторым
хочется догнать и перегнать Америку — по уровню комфорта, высоким технологиям,
качеству и количеству дорог. Вряд ли кто-то хотел бы догнать Америку по
количеству школьных расстрелов. Но пока получается наоборот. Быть может, дело в
том, что школьные расстрелы — обязательная «оборотная сторона» той самой
недосягаемой «мечты»?
Почему же погруженные в
американскую мечту дети стреляют друг в друга? Ведутся бесконечные споры.
Газеты и телевидение рады неисчерпаемой теме для передовиц и прямых включений. Республиканцы,
сторонники свободного оборота оружия — как известно, без Кольта не было бы и
демократии, — настаивают: дело не в доступности винтовок и пистолетов, а в
разрушении христианских ценностей и института семьи.
На это въедливые избиратели возражают: нет, не
в скрепах дело.
Плохая. Может, надо забыть об
американской мечте и равняться на японскую? Но ведь и
там, если разобраться, далеко не все в порядке.
«Смерть одного человека — это смерть. Смерть
миллионов — уже статистика». Фраза, которую ошибочно приписывают Сталину, на
самом деле принадлежит немецкому писателю Эриху Марии Ремарку. Кровавый
расстрел в Крыму — увы, не первая история. И хоть речь не о миллионах, но
десятки – тоже немало, и есть тенденция. Уже были и нападение в Перми, и в
Челябинской области, и в Бурятии. Но если перестрелку школьников с полицией во Пскове или случай в подмосковной Ивантеевке еще можно
считать подражанием американским расстрелам, то налеты с применением ножей,
топоров и коктейлей Молотова уже не спишешь исключительно на Голливуд.
Невозможно ввести лицензирование и учет кухонных ножей. Невозможно превратить
каждую школу в укрепрайон.
И тут
возникает резонный вопрос. А как же раньше обходились без железных дверей и
заборов, без видеокамер и турникетов, без вооруженной охраны и, главное, — без
вооруженных детей?
А что, если права советская наука и советская педагогика, и дело не в личных
особенностях каждого из тысяч убийц или самоубийц, не в семье, не в боге, не в
интернете и не в компьютерных играх? Что, если дело в общих условиях
существования человека — измеряемых, материальных, условиях, формирующих
личность и отношения между личностями?
И ведь в советской истории по крайней мере дважды — после Гражданской и после
Великой Отечественной войны — было время, когда страна переполнялась оружием, а
социальные патологии должны были захлестнуть общество. Не захлестнули. Едва ли
не единственный в советском кино теракт, совершаемый ребенком, показан в фильме
«Подранки». Но и там мальчишка погибает, пытаясь отомстить фашисту за своих
родных.
Трагедия,
связанная с убийствами, учиненными Росляковым – это
не личная, локальная катастрофа, а катастрофа общественная. И у нее гораздо
больше граней, чем может показаться человеку с избирательным зрением.
Заявление вызвало бурную реакцию и
множество отповедей, в том числе высокопоставленных. Но оно вполне закономерно.
Как закономерны предложения отменить очную форму
обучения в вузах, переводить образование на самоокупаемость, сокращать
некомплектные школы. Общество, устроенное на принципах наживы и обогащения,
общество, в котором с младенчества человек выращивается как конкурент и
соперник другому человеку, — а в бизнесе иначе нельзя — будет производить
чудовищ. Оплакивать жертв крокодильими слезами и
производить новых. Таких, как Андрес
Брейвик, таких, как Эрик Харрис или Дилан Клеболд.
В одном из чатов, обнаруженных
дотошными журналистами, Росляков невольно проговаривает, наверное, главную
причину любого убийства в стиле Колумбайн: Пустота и
бессмысленность. Бессмысленность и пустота.
Константин Семин
(приведено в
незначительном сокращении)