«Эра милосердия»

 

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» (ФНПР) провела небезынтересный анализ. Главный редактор газеты Александр Шершуков пишет:

Президент внес законопроект о декриминализации нескольких “предпринимательских” статей в Уголовном кодексе. Но одна из них выделяется. Она посвящена уголовной ответственности за невыплату вовремя зарплат, пенсий, стипендий, пособий и т.д. В чем суть? Сейчас эта статья – 145.1 – состоит из трех частей, каждая из которых в финальной версии грозит уголовным сроком.

Перечислю части, сократив перечисление самих кар:

– “Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации…”;

– “Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации...”;

– “Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия”.

Что предлагается?

Цитирую текст законопроекта:

“…примечание к статье 145.1 изложить в следующей редакции:

Примечания.

1. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило задолженность по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной установленной законом выплате, а также уплатило проценты (выплатило денежную компенсацию) в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и если в его действиях не содержится иного состава преступления”.

Несколько важных нюансов.

Оценка “частичной невыплаты” как платежа менее половины от суммы долга означает, что, выплатив “половину плюс рубль”, должник выходит из-под действия статьи.

Обращаю внимание на то, что, согласно проекту закона, должник освобождается от ответственности, если он погасил долги в течение двух месяцев после возбуждения уголовного дела. То есть поводом для уплаты долгов по зарплате теперь будет не сам факт долга, а только появление уголовного дела. А сам долг – как показывает практика – может копиться годами.

Откровенно говоря, и сейчас этой статьей, в том виде как она есть, очень сложно воспользоваться в практическом плане. Потому что нужно доказывать, что у работодателя есть корыстная или иная личная заинтересованность. Чтобы ее доказать (если работодатель не полный идиот), нужна отдельная и большая работа, которую следственные органы обычно не проводят.

В новой редакции предполагается, что даже корыстная “и иная” личная заинтересованность работодателя при невыплате зарплаты работнику не означает для работодателя уголовных последствий. Чисто формально, выплачивая больше половины зарплаты, он может в качестве самых серьезных последствий схлопотать только выплату суммы долга и компенсации работнику. Это – если не произошло тяжких последствий и в его действиях не было “иного состава преступления”. А это, как говорил вор Ручечник из “Места встречи”, “…в самом пиковом случае, а такого случая при его умении и вашей красоте и быть не может!”.

Знаете, кто во всей этой истории самый грустный пострадавший? Бывший директор Нижнетагильского завода теплоизоляционных изделий. Тот, на которого в прошлом году пожаловались за невыплату зарплаты и за хамство. Который послал работников со словами “зарплату никто не получит, пока к нему не обратится президент”. Этому директору в октябре прошлого года дали штраф и два года колонии. А нужно было всего-то: не хамить и протянуть с выплатами еще годик с небольшим. Глядишь, и обошлось бы. В итоге пока новый законопроект примут, сидеть ему полгода и останется. Может, и дело пересмотрят. Хотя вряд ли. Хамство в адрес президента – это явно “иной состав преступления”.

…На 1 ноября 2018 года размер невыплаченной зарплаты в Российской Федерации, по данным Росстата, составил 3 миллиарда 209 миллионов рублей. С копейками.

 

А что сейчас?

 

Итак, суммарная задолженность по заработной плате в стране по состоянию на начало ноября составила 3, 209 млрд рублей перед 46,7 тыс. человек, сообщает сайт www.rostrud.ru. Из которых 47% – работники обрабатывающих производств, 20% – строительства.

«Самая сложная ситуация складывается с организациями должниками, находящимися в стадии банкротства. Зачастую невозможно определить сроки погашения задолженности по заработной плате. Глубина задолженности в таких организациях составляет более полугода и продолжает расти, так как владельцем своевременно не принимались необходимые решения», – отметил руководитель Роструда Всеволод Вуколов и привел ряд примеров. Так, в Санкт-Петербурге среди основных должников-банкротов ЗАО «Северо-Западная инжиниринговая корпорация» с задолженностью 54,2 млн рублей. В Краснодарском крае – это ООО «ДСМУ-Застрой», задолжавшее работникам 78,2 млн рублей. В Волгоградской области уже несколько лет подряд главным должником является ООО «Волгоградский завод буровой техники», где задолженность по заработной плате перед 1 499 работниками превышает 164 млн рублей и тянется еще с начала 2014 года.