Концентрированное выражение большевизма
Данная статья является кратким конспектом
результатов длительной работы по истории и методологии Программы РКП(б) — второй Программы Коммунистической партии, которая
была принята ровно 100 лет назад, на её VIII съезде в марте 1919 года и
действовала вплоть до XVI съезда ВКП(б) (1930 г.).
Немного
о партийных программах
Пролетариат
и буржуазия как два основных противоположных класса нашей эпохи, за которыми
стоят два противоположных способа производства — капитализм и коммунизм,
породили и два принципиально разных отношения к партийным программам, к их
назначению и, следовательно, содержанию.
Для большинства буржуазных партий характерно
чисто политиканское отношение к партийной программе как
прежде всего к предвыборному документу с обещаниями, общими декларациями и
прочими проявлениями политиканского красноречия, которые имеют как правило
только одну главную цель: всеми правдами и неправдами как можно больше
понравиться избирателю, наговорить и наобещать ему столько, что если он даже не
поверит всему, если даже поверит «хотя бы на треть», то даже и тогда на него
можно было бы рассчитывать, как на политическое пушечное мясо или как на свой
электорат. Это не значит, конечно, что все буржуазные политические партии
одинаковы и что одинаковы все их программы. Среди буржуазии тоже были, есть и
будут разные направления и группировки, и различия между ними проявляются, в
частности, и в их партийных программах. Однако в последнее
время всё больше берёт верх другой подход, а именно: нанять побольше
социологов, выяснить с их помощью, чего хочет «народ», представляемый как некий
безликий и бесклассовый социально бесполый электорат, и потом записать эти его хотелки в свою партийную или предвыборную программу, чтобы
сильнее понравиться массовому избирателю и привлечь к себе побольше голосов.
Немного иное дело — партии «демократического социализма» (типа
Социал-демократической партии Германии (СДПГ) или Социалистической партии
Франции), образующие так называемый социнтерн, т.е. те потомки Бернштейна и Каутского, которые
пошли в деле отказа от марксизма и научного социализма много дальше своих
предшественников. Знаменитый оппортунистический принцип Бернштейна: «Движение —
всё, конечная цель (социализм) — ничто» нашёл своё отражение в том, что эти
партии вообще предпочитают обходиться без партийных программ, стремясь к
максимальной размытости своих псевдосоциалистических идеалов.
Для пролетариата, напротив, главной задачей партийной
программы является прямая и открытая краткая формулировка основных целей и
задач революционной марксистской партии, а также краткое изложение основных
принципов и выводов научного социализма, на которых основаны программные цели. Максимальным приближением к такой программе в XIX веке
была Эрфуртская программа германской социал-демократии (1891), которая была
создана под влиянием марксизма вообще и Энгельса лично. Пролетарские партийные
программы заключали в себе не просто «требования безликого народа», а
социально-экономические и политические требования рабочего класса, которые
совпадают с основными потребностями социального прогресса всего человечества,
но в то же время формально и по сути противоречат
классовым интересам буржуазии и тех классов и социальных слоёв, которые встают
на её сторону. В отличие от буржуазных партий эти требования закреплялись в
программах пролетарских партий не потому, что они всем нравились, а потому, что
они отражали коренные и непосредственные классовые интересы пролетариата.
Кроме
того, с появлением ревизионизма и оппортунизма и с проникновением этой заразы в
ряды социал-демократических партий пролетарские партийные программы стали
выполнять ещё одну важную задачу.
Такой задачей стало обеспечение идейного
единства партии, т.е. отделение партийного от
непартийного, т.е. особый акцент на тех социально-политических вопросах, по
которым ревизионисты разворачивали наступление на научный социализм и
революционный марксизм.
При
этом очень важно было то, что партийные программы пролетарских партий не
стесняли свободу социалистической мысли. Они закрепляли лишь
самые основные и определяющие положения теории и стратегии, однако Ленин вполне
допускал, что при наличии в партии одной общей и единой программы вполне могут
существовать различные её комментарии с обоснованием и развитием её положений,
при этом программа всегда была общим документом всей партии, а любой её
комментарий — личным авторским произведением члена партии. Так,
например, Каутский, когда он ещё был марксистом, написал обширный комментарий к
Эрфуртской программе германской социал-демократии, который стал важным вкладом
в развитие и популяризацию марксизма. Проект Программы РСДРП был опубликован в
сопровождение комментариев Плеханова и Ленина. В роли комментария к Программе
РКП(б) выступали многие ленинские произведения,
например, «Экономика и политика эпохи диктатуры пролетариата», а также книга
Бухарина и Преображенского «Азбука коммунизма».
И, наконец, важной задачей пролетарской партийной
программы всегда было определение характера эпохи, определение стадии развития
и упадка капитализма и развития социалистического движения, на котором
строилась стратегия и тактика как всего
социалистического движения, так и каждой его партии в целом.
Для
настоящих коммунистов, таким образом, программа партии была одним из тех
политических средств, посредством которых коммунистическая партия должна
развиваться и воспроизводиться как целостный политический организм. Это тот
идейный код ДНК, с помощью которого партийный организм сохраняет свою
устойчивость в процессе постоянного обновления членской базы и приспособления к
новым потребностям классовой борьбы точно так же, как любое живое существо
воспроизводит себя как в своём собственном развитии, так и в процессе
постоянного обновления всех своих клеток.
Схематизм Хрущёва и правда жизни
Я не сторонник того, чтобы делать Хрущёва козлом
отпущения за весь ревизионизм Советского периода, однако то, что он сказал о
партийной программе на XXII съезде КПСС (1961г.) — это та простота, которая
хуже воровства. Я имею в виду его хлёсткое сравнение трёх программ КПСС —
Программы РСДРП (1903), Программы РКП(б) (1919) и
Программы КПСС (1961) — со ступенями трёхступенчатой ракеты: первая ступень
выводит к диктатуре пролетариата в СССР, вторая — к полной и окончательной
победе социализма, ну а третья — прямо к основам коммунизма. При этом у
некоторых неподготовленных товарищей возникало ощущение, будто бы каждая из
этих программ принималась на соответствующем съезде и действовала в неизменном
виде вплоть до принятия следующей партийной программы.
На
самом же деле партийные программы довольно быстро устаревали как в отдельных
своих частях, так и в целом, и партии приходилось не раз возвращаться к
изменению партийной программы на своих съездах. Так, например, когда III съезд
РСДРП принимал в 1903 году первую программу партии,
революционная Россия только начинала просыпаться. Не было ни советов рабочих
депутатов как прообраза новой системы политической власти пролетариата, ни
мощного крестьянского движения за конфискацию и раздел всех помещичьих земель.
Сама российская буржуазия обоснованно казалась тогда союзником революционной
демократии в борьбе с самодержавием, а во всём остальном мире только начиналось
перерастание капитализма в империализм. В результате уже III и IV съезды РСДРП
в 1905 и в 1906 году вносят в Программу существенные изменения, касающиеся
аграрной программы и роли либеральной буржуазии. В 1914 году специальной
резолюцией VI (Пражской) конференции РСДРП существенно уточняется 7-й пункт
Программы по национальному вопросу. А в 1917 году вопрос о существенном
пересмотре Программы встаёт в полный рост в связи с
расколом второго Интернационала, в связи с империализмом и новой эпохой
социалистических революций, в связи с отрицанием учредительного собрания и
утверждением Советской власти как идеала не только диктатуры пролетариата, но и
революционной демократии вообще. Именно поэтому Ленин и поставил вопрос о
пересмотре партийной программы сначала в пятом «письме из далёка»,
а потом в заключительном апрельском тезисе. И к тому были не только чисто
теоретические, но и самые непосредственные политические причины. Позднее Ленин
вспоминал, как на VII (апрельской) конференции к нему подошёл один шведский
социал-демократ и выразил крайнее удивление в связи с тем, что большевики и
меньшевики окончательно стали двумя разными партиями, а вот партийная программа
у них до сих пор одна и та же.
Несмотря
на всю неотложность текущих политических вопросов, крайнюю сложность поворотов
революционной стратегии и тактики Ленин прилагал немалые усилия к тому, чтобы
РСДРП(б) как можно раньше приняла новую,
пересмотренную партийную программу. Однако до октября 1917 года эту задачу так
и не удалось решить, и не потому, что РСДРП(б)
отрицала необходимость новой Программы, а потому, что в идеологическом штабе
партии возникли существенные разногласия о том, какой должна быть эта
программа. В партийной литературе развернулась активная программная дискуссия.
Итоги этой дискуссии должен был подвести VI съезд (июль-август 1917), но по
причине отсутствия на этом съезде Ленина вопрос был отложен. В сентябре 1917
года Ленин окончательно подвёл итоги партийной дискуссии по пересмотру
Программы и поставил перед ЦК вопрос о созыве специального узкого съезда
партии, который мог бы эту программу принять в соответствии с Уставом партии.
Однако Октябрьская революция произошла раньше, а после революции Программу
нужно было уже не просто пересматривать, а писать заново.
Значит
ли это, что весь 1917-й год партия большевиков действовала без Программы?
Конечно, нет. Ведь партийная программа может существовать не только в виде
определённого текста, т.е. в узком смысле слова, но и в широком, т.е. в виде
решений партийных съездов и конференций. И вот в этом широком смысле программа
у РСДРП(б) безусловно была. Она была сформулирована и
закреплена в апрельских тезисах Ленина, а потом в решениях VII (апрельской)
конференции и VI съезда партии. И эта программа привела партию к победе.
Это
не значит, однако, что партия может пренебрегать Программой в узком смысле
этого слова. И хотя в январе-марте 1918-го года вопросом жизни и смерти был
вопрос о Брестском мире, тем не менее Ленин подготовил
к VII съезду партии документ программного характера, который он озаглавил
«Черновой набросок проекта программы». Этот документ обсуждался 8 марта 1918
года, и по итогам обсуждения вместе с переименованием партии из РСДРП(б) в РКП(б) была избрана и новая комиссия по выработке
партийной программы во главе с Лениным (в её состав вошли Бухарин, Зиновьев, Осинский, Радек, Смирнов,
Сокольников, Сталин и Троцкий). При общей революционной устремлённости
выработка предсъездовского проекта программы проходила в острых спорах. В
феврале 1919 года проект был опубликован, и программная дискуссия развернулась
в широкой печати. В марте, на VIII съезде РКП(б) в
результате бурных обсуждений новая, вторая Программа партии была принята. Как
правило, многие исследователи на этом и заканчивают историю Программы РКП(б). А если почитать преамбулу Программы КПСС, то может
сложиться впечатление, будто бы эта Программа так и действовала вплоть до 1961
года, как ступень ракетоносителя. Это, однако, было далеко не так. Уже на XI
съезде РКП(б) Преображенский в связи с углублением
новой экономической политики поставил вопрос об изменении этой Программы. Ленин
выступил тогда против этого предложения, так как опыт применения
государственного капитализма в РСФСР и др. советских республиках был тогда
слишком мал для отражения в партийной программе. Однако уже после смерти Ленина
борьба вокруг закрепления НЭПа в партийной программе
развернулась в связи с выработкой Программы Коминтерна, которая была принята в
1928 году его VI конгрессом. А в 1929 году и Сталин, и Бухарин открыто
поставили вопрос о необходимости новой программы партии. XVI съезд ВКП(б) признал в своей резолюции Программу РКП(б) выполненной
и предложил комиссию для выработки новой программы партии. На протяжении
тридцатых годов эта задача так и не была решена, и XVIII съезд уже в 1939 г.
вновь принимает решение о разработке новой партийной программы. Но взяться за
решение этой задачи удалось лишь после Великой Отечественной войны, однако
Сталин отрицательно отнёсся к проекту, который был разработан на предвоенном
материале, и отправил его в архив.
Возвращался
к вопросу о новой партийной программе и XIX съезд КПСС, на котором
руководителем программной комиссии был назначен Берия. После расстрела Берии в
этой работе был некоторый перерыв, но настоятельная потребность в новой
партийной программе ставила этот вопрос с новой силой.
Однако
выяснилось, что разработка новой партийной программы неразрывно упирается в развитие как всей теории марксизма, так и общей стратегии
партии на новом историческом этапе. На пути создания новой программы встал вопрос
о победе социализма в СССР, и дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того,
как XXI съезд КПСС от имени всей партии сделал ошибочный вывод о полной и
окончательной победе социализма в СССР.
После
этого к очередному XXII съезду партии (1961) была подготовлена и принята
Программа КПСС, в которой марксизм сочетался с ревизионизмом. Такая программа
не могла быть выполнена, тем более, что начиная с
пленумов ЦК КПСС 1965 года идеология партии стала развиваться не по пути
строительства основ коммунизма, а по пути совершенствования социализма, которое
постепенно перерастало в идеологию лечения социализма капитализмом сначала в
части рыночных методов управления экономикой, а потом и в общем отказе от
коммунистической перспективы.
Этот
курс нашёл некоторое отражение в новой редакции Программы КПСС (1986), в
которой реальные задачи совершенствования социализма в СССР переплетались с
ревизионистскими ошибками Программы КПСС 1961 (отказ от диктатуры пролетариата,
провозглашение общенародного характера государства и пр.).
Важно однако, что поспешное отбрасывание горбачёвским
руководством курса на обновление социализма «Больше демократии — больше
социализма» нашло своё выражение в официальном отказе КПСС даже от этой новой
редакции Программы партии на XIX партконференции КПСС в 1989 году. Поскольку
даже новая редакция программы КПСС была недопустима для горбачёвских
капитализаторов, они уже тогда поставили вопрос о
создании новой партийной программы, превращавшей КПСС в партию
социал-демократического типа. Тем самым горбачёвско-яковлевская
контрреволюция продемонстрировала значение партийной программы «от противного»,
обнаружив понимание её значения, хотя уже не для укрепления, а, напротив, для
ликвидации коммунистической партии. Такая ревизионистская программа, однако,
так и не была принята, так как на этот раз события опять обогнали новую
программу, но только если в 1917 году это была революция, то в 1991 —
контрреволюция.
Далее речь пойдёт об основных положениях
именно Программы РКП(б) в их развитии.
Продолжение следует.
С.А.
Новиков
(Приведено
с небольшими сокращениями)
От
автора. Всех, кто хочет больше узнать об этой Программе и глубже изучить
отразившиеся в ней сложнейшие вопросы марксизма, приглашаю обращаться
непосредственно к автору по электронной почте serganov2015@gmail.com или эл. адресу газеты «Мысль».