Концентрированное выражение большевизма

 

Данная статья является кратким конспектом результатов длительной работы по истории и методологии Программы РКП(б) — второй Программы Коммунистической партии, которая была принята ровно 100 лет назад, на её VIII съезде в марте 1919 года и действовала вплоть до XVI съезда ВКП(б) (1930 г.).

 

Немного о партийных программах

Пролетариат и буржуазия как два основных противоположных класса нашей эпохи, за которыми стоят два противоположных способа производства — капитализм и коммунизм, породили и два принципиально разных отношения к партийным программам, к их назначению и, следовательно, содержанию.

Для большинства буржуазных партий характерно чисто политиканское отношение к партийной программе как прежде всего к предвыборному документу с обещаниями, общими декларациями и прочими проявлениями политиканского красноречия, которые имеют как правило только одну главную цель: всеми правдами и неправдами как можно больше понравиться избирателю, наговорить и наобещать ему столько, что если он даже не поверит всему, если даже поверит «хотя бы на треть», то даже и тогда на него можно было бы рассчитывать, как на политическое пушечное мясо или как на свой электорат. Это не значит, конечно, что все буржуазные политические партии одинаковы и что одинаковы все их программы. Среди буржуазии тоже были, есть и будут разные направления и группировки, и различия между ними проявляются, в частности, и в их партийных программах. Однако в последнее время всё больше берёт верх другой подход, а именно: нанять побольше социологов, выяснить с их помощью, чего хочет «народ», представляемый как некий безликий и бесклассовый социально бесполый электорат, и потом записать эти его хотелки в свою партийную или предвыборную программу, чтобы сильнее понравиться массовому избирателю и привлечь к себе побольше голосов. Немного иное дело — партии «демократического социализма» (типа Социал-демократической партии Германии (СДПГ) или Социалистической партии Франции), образующие так называемый социнтерн, т.е. те потомки Бернштейна и Каутского, которые пошли в деле отказа от марксизма и научного социализма много дальше своих предшественников. Знаменитый оппортунистический принцип Бернштейна: «Движение — всё, конечная цель (социализм) — ничто» нашёл своё отражение в том, что эти партии вообще предпочитают обходиться без партийных программ, стремясь к максимальной размытости своих псевдосоциалистических идеалов.

Для пролетариата, напротив, главной задачей партийной программы является прямая и открытая краткая формулировка основных целей и задач революционной марксистской партии, а также краткое изложение основных принципов и выводов научного социализма, на которых основаны программные цели. Максимальным приближением к такой программе в XIX веке была Эрфуртская программа германской социал-демократии (1891), которая была создана под влиянием марксизма вообще и Энгельса лично. Пролетарские партийные программы заключали в себе не просто «требования безликого народа», а социально-экономические и политические требования рабочего класса, которые совпадают с основными потребностями социального прогресса всего человечества, но в то же время формально и по сути противоречат классовым интересам буржуазии и тех классов и социальных слоёв, которые встают на её сторону. В отличие от буржуазных партий эти требования закреплялись в программах пролетарских партий не потому, что они всем нравились, а потому, что они отражали коренные и непосредственные классовые интересы пролетариата.

Кроме того, с появлением ревизионизма и оппортунизма и с проникновением этой заразы в ряды социал-демократических партий пролетарские партийные программы стали выполнять ещё одну важную задачу.

Такой задачей стало обеспечение идейного единства партии, т.е. отделение партийного от непартийного, т.е. особый акцент на тех социально-политических вопросах, по которым ревизионисты разворачивали наступление на научный социализм и революционный марксизм.

При этом очень важно было то, что партийные программы пролетарских партий не стесняли свободу социалистической мысли. Они закрепляли лишь самые основные и определяющие положения теории и стратегии, однако Ленин вполне допускал, что при наличии в партии одной общей и единой программы вполне могут существовать различные её комментарии с обоснованием и развитием её положений, при этом программа всегда была общим документом всей партии, а любой её комментарий — личным авторским произведением члена партии. Так, например, Каутский, когда он ещё был марксистом, написал обширный комментарий к Эрфуртской программе германской социал-демократии, который стал важным вкладом в развитие и популяризацию марксизма. Проект Программы РСДРП был опубликован в сопровождение комментариев Плеханова и Ленина. В роли комментария к Программе РКП(б) выступали многие ленинские произведения, например, «Экономика и политика эпохи диктатуры пролетариата», а также книга Бухарина и Преображенского «Азбука коммунизма».

 И, наконец, важной задачей пролетарской партийной программы всегда было определение характера эпохи, определение стадии развития и упадка капитализма и развития социалистического движения, на котором строилась стратегия и тактика как всего социалистического движения, так и каждой его партии в целом.

Для настоящих коммунистов, таким образом, программа партии была одним из тех политических средств, посредством которых коммунистическая партия должна развиваться и воспроизводиться как целостный политический организм. Это тот идейный код ДНК, с помощью которого партийный организм сохраняет свою устойчивость в процессе постоянного обновления членской базы и приспособления к новым потребностям классовой борьбы точно так же, как любое живое существо воспроизводит себя как в своём собственном развитии, так и в процессе постоянного обновления всех своих клеток.

Схематизм Хрущёва и правда жизни

Я не сторонник того, чтобы делать Хрущёва козлом отпущения за весь ревизионизм Советского периода, однако то, что он сказал о партийной программе на XXII съезде КПСС (1961г.) — это та простота, которая хуже воровства. Я имею в виду его хлёсткое сравнение трёх программ КПСС — Программы РСДРП (1903), Программы РКП(б) (1919) и Программы КПСС (1961) — со ступенями трёхступенчатой ракеты: первая ступень выводит к диктатуре пролетариата в СССР, вторая — к полной и окончательной победе социализма, ну а третья — прямо к основам коммунизма. При этом у некоторых неподготовленных товарищей возникало ощущение, будто бы каждая из этих программ принималась на соответствующем съезде и действовала в неизменном виде вплоть до принятия следующей партийной программы.

На самом же деле партийные программы довольно быстро устаревали как в отдельных своих частях, так и в целом, и партии приходилось не раз возвращаться к изменению партийной программы на своих съездах. Так, например, когда III съезд РСДРП принимал в 1903 году первую программу партии, революционная Россия только начинала просыпаться. Не было ни советов рабочих депутатов как прообраза новой системы политической власти пролетариата, ни мощного крестьянского движения за конфискацию и раздел всех помещичьих земель. Сама российская буржуазия обоснованно казалась тогда союзником революционной демократии в борьбе с самодержавием, а во всём остальном мире только начиналось перерастание капитализма в империализм. В результате уже III и IV съезды РСДРП в 1905 и в 1906 году вносят в Программу существенные изменения, касающиеся аграрной программы и роли либеральной буржуазии. В 1914 году специальной резолюцией VI (Пражской) конференции РСДРП существенно уточняется 7-й пункт Программы по национальному вопросу. А в 1917 году вопрос о существенном пересмотре Программы встаёт в полный рост в связи с расколом второго Интернационала, в связи с империализмом и новой эпохой социалистических революций, в связи с отрицанием учредительного собрания и утверждением Советской власти как идеала не только диктатуры пролетариата, но и революционной демократии вообще. Именно поэтому Ленин и поставил вопрос о пересмотре партийной программы сначала в пятом «письме из далёка», а потом в заключительном апрельском тезисе. И к тому были не только чисто теоретические, но и самые непосредственные политические причины. Позднее Ленин вспоминал, как на VII (апрельской) конференции к нему подошёл один шведский социал-демократ и выразил крайнее удивление в связи с тем, что большевики и меньшевики окончательно стали двумя разными партиями, а вот партийная программа у них до сих пор одна и та же.

Несмотря на всю неотложность текущих политических вопросов, крайнюю сложность поворотов революционной стратегии и тактики Ленин прилагал немалые усилия к тому, чтобы РСДРП(б) как можно раньше приняла новую, пересмотренную партийную программу. Однако до октября 1917 года эту задачу так и не удалось решить, и не потому, что РСДРП(б) отрицала необходимость новой Программы, а потому, что в идеологическом штабе партии возникли существенные разногласия о том, какой должна быть эта программа. В партийной литературе развернулась активная программная дискуссия. Итоги этой дискуссии должен был подвести VI съезд (июль-август 1917), но по причине отсутствия на этом съезде Ленина вопрос был отложен. В сентябре 1917 года Ленин окончательно подвёл итоги партийной дискуссии по пересмотру Программы и поставил перед ЦК вопрос о созыве специального узкого съезда партии, который мог бы эту программу принять в соответствии с Уставом партии. Однако Октябрьская революция произошла раньше, а после революции Программу нужно было уже не просто пересматривать, а писать заново.

Значит ли это, что весь 1917-й год партия большевиков действовала без Программы? Конечно, нет. Ведь партийная программа может существовать не только в виде определённого текста, т.е. в узком смысле слова, но и в широком, т.е. в виде решений партийных съездов и конференций. И вот в этом широком смысле программа у РСДРП(б) безусловно была. Она была сформулирована и закреплена в апрельских тезисах Ленина, а потом в решениях VII (апрельской) конференции и VI съезда партии. И эта программа привела партию к победе.

Это не значит, однако, что партия может пренебрегать Программой в узком смысле этого слова. И хотя в январе-марте 1918-го года вопросом жизни и смерти был вопрос о Брестском мире, тем не менее Ленин подготовил к VII съезду партии документ программного характера, который он озаглавил «Черновой набросок проекта программы». Этот документ обсуждался 8 марта 1918 года, и по итогам обсуждения вместе с переименованием партии из РСДРП(б) в РКП(б) была избрана и новая комиссия по выработке партийной программы во главе с Лениным (в её состав вошли Бухарин, Зиновьев, Осинский, Радек, Смирнов, Сокольников, Сталин и Троцкий). При общей революционной устремлённости выработка предсъездовского проекта программы проходила в острых спорах. В феврале 1919 года проект был опубликован, и программная дискуссия развернулась в широкой печати. В марте, на VIII съезде РКП(б) в результате бурных обсуждений новая, вторая Программа партии была принята. Как правило, многие исследователи на этом и заканчивают историю Программы РКП(б). А если почитать преамбулу Программы КПСС, то может сложиться впечатление, будто бы эта Программа так и действовала вплоть до 1961 года, как ступень ракетоносителя. Это, однако, было далеко не так. Уже на XI съезде РКП(б) Преображенский в связи с углублением новой экономической политики поставил вопрос об изменении этой Программы. Ленин выступил тогда против этого предложения, так как опыт применения государственного капитализма в РСФСР и др. советских республиках был тогда слишком мал для отражения в партийной программе. Однако уже после смерти Ленина борьба вокруг закрепления НЭПа в партийной программе развернулась в связи с выработкой Программы Коминтерна, которая была принята в 1928 году его VI конгрессом. А в 1929 году и Сталин, и Бухарин открыто поставили вопрос о необходимости новой программы партии. XVI съезд ВКП(б) признал в своей резолюции Программу РКП(б) выполненной и предложил комиссию для выработки новой программы партии. На протяжении тридцатых годов эта задача так и не была решена, и XVIII съезд уже в 1939 г. вновь принимает решение о разработке новой партийной программы. Но взяться за решение этой задачи удалось лишь после Великой Отечественной войны, однако Сталин отрицательно отнёсся к проекту, который был разработан на предвоенном материале, и отправил его в архив.

Возвращался к вопросу о новой партийной программе и XIX съезд КПСС, на котором руководителем программной комиссии был назначен Берия. После расстрела Берии в этой работе был некоторый перерыв, но настоятельная потребность в новой партийной программе ставила этот вопрос с новой силой.

Однако выяснилось, что разработка новой партийной программы неразрывно упирается в развитие как всей теории марксизма, так и общей стратегии партии на новом историческом этапе. На пути создания новой программы встал вопрос о победе социализма в СССР, и дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как XXI съезд КПСС от имени всей партии сделал ошибочный вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР.

После этого к очередному XXII съезду партии (1961) была подготовлена и принята Программа КПСС, в которой марксизм сочетался с ревизионизмом. Такая программа не могла быть выполнена, тем более, что начиная с пленумов ЦК КПСС 1965 года идеология партии стала развиваться не по пути строительства основ коммунизма, а по пути совершенствования социализма, которое постепенно перерастало в идеологию лечения социализма капитализмом сначала в части рыночных методов управления экономикой, а потом и в общем отказе от коммунистической перспективы.

Этот курс нашёл некоторое отражение в новой редакции Программы КПСС (1986), в которой реальные задачи совершенствования социализма в СССР переплетались с ревизионистскими ошибками Программы КПСС 1961 (отказ от диктатуры пролетариата, провозглашение общенародного характера государства и пр.).

Важно однако, что поспешное отбрасывание горбачёвским руководством курса на обновление социализма «Больше демократии — больше социализма» нашло своё выражение в официальном отказе КПСС даже от этой новой редакции Программы партии на XIX партконференции КПСС в 1989 году. Поскольку даже новая редакция программы КПСС была недопустима для горбачёвских капитализаторов, они уже тогда поставили вопрос о создании новой партийной программы, превращавшей КПСС в партию социал-демократического типа. Тем самым горбачёвско-яковлевская контрреволюция продемонстрировала значение партийной программы «от противного», обнаружив понимание её значения, хотя уже не для укрепления, а, напротив, для ликвидации коммунистической партии. Такая ревизионистская программа, однако, так и не была принята, так как на этот раз события опять обогнали новую программу, но только если в 1917 году это была революция, то в 1991 — контрреволюция.

Далее речь пойдёт об основных положениях именно Программы РКП(б) в их развитии.

Продолжение следует.

С.А. Новиков

(Приведено с небольшими сокращениями)

От автора. Всех, кто хочет больше узнать об этой Программе и глубже изучить отразившиеся в ней сложнейшие вопросы марксизма, приглашаю обращаться непосредственно к автору по электронной почте serganov2015@gmail.com или эл. адресу газеты «Мысль».