Начиналось во Франции...

 

События во Франции конца 2018 – начала 2019 годов радуют. С протестами против власти и ее решений поднялись французы в Париже и других городах. Движение “Франция непокоренная” организовало массовые многодневные выступления десятков тысяч “желтых жилетов”, протестующих против повышения налогов и роста цен на горючее. Проходили стихийные манифестации на улицах и строились баррикады, горели заграждения. Было все – град камней, разрушения витрин, взрывы машин, стычки с полицией, применявшей дубинки и слезоточивый газ…

День ото дня движение все росло. К нему присоединилась и левая оппозиция, кроме экономических требований появилось и политическое – отставка президента. Затем получили распространение еще 25 требований. Повысить на 40% минимальную зарплату, пенсии и прожиточный минимум. Немедленно создать новые рабочие места в здравоохранении, образовании, общественном транспорте, системе правопорядка и т.д. Немедленно приступить к строительству пяти миллионов единиц доступного жилья. Запретить спасать неликвидные банки за деньги налогоплательщиков. Немедленно прекратить дальнейшую приватизацию и вернуть в собственность государства уже приватизированное имущество: аэропорты, железные дороги, автострады и др. Сделать правосудие бесплатным. Немедленно выйти из НАТО. Законодательно запретить использование французских войск в агрессивных войнах.

Протестующие еще далеки от понимания гениальной идеи, высказанной французским священником Жаном Мелье в своем “Завещании”, где он осуждал весь общественный строй Франции и ее государственное устройство – абсолютную монархию. , Он писал, что все правители являются тиранами, которые при помощи чудовищной системы обмана и насилия довели народ до нищеты. Светская и духовная власти поддерживают друг друга, как два вора-карманника.

Еще в самом начале XYIII века он понял, что частная собственность – это начало всех социальных зол. Он был уверен, что только с уничтожением частной собственности человечество избавится от нищеты, тирании и войн. Он был скромен, мало написал, но стал замечательным предшественником французских просветителей, хотя был утопистом, ибо надеялся, что просвещением народа можно создать идеальное государство.

Однако молодые протестанты сегодня еще большие утописты, ибо верят, что современное государство, этот политический аппарат буржуазии, под влиянием требований гуляющей по улицам веселой молодежи заставит буржуазию отдать народу свою частную собственность, принадлежащие ей национальные богатства страны.

Протестные акции “желтых жилетов” – это не классовая борьба. Рабочий класс Франции не вошел в это движение. И со своими протестами не выступил. У него все еще впереди...

Другими были бы требования протестующих, если бы их мировоззрение формировалось не только жизненными обстоятельствами. Какой кладезь мудрости нашли бы они в произведениях знаменитых французских мыслителей Вольтера, Жан Жака Руссо, Дени Дидро, Гольбаха и Гельвеция.

Например, Вольтер во французском Просвещении XYIII века был выдающейся личностью. Он готовил понимание людьми приближающейся революции. Все его книги – это борьба за уничтожение французского крепостничества и духовного рабства. Он был буквально обличителем католицизма. Он высмеивал корыстные интересы церковников, порицал их кровавый фанатизм. Страдал от невежества людей.

Не случайно французский утопический социализм, как и немецкая классическая философия, и английская политэкономия, стал источником идей научного коммунизма, созданного великими мыслителями Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. В их произведениях открыты и сформулированы всеобщие научные законы общественного развития. Вскрыта сущность капитализма, бесчеловечной общественной системы. Названы пути выхода из нее.

Сегодня в марксизме надо искать ответы на самые злободневные вопросы современности, ибо марксизм сегодня в условиях глобализма стал еще актуальней, чем был 150 лет назад. И “Манифест коммунистической партии” для начала должен стать настольной книгой любого мыслящего человека.

Можно и нужно дискутировать с лидерами протестного движения, но надо признать, что протестный революционный дух генетически заложен во французах. Определялся он ужасными бесчеловечными условиями бытия простого народа.

В 1789-1794 гг. во Франции произошла Великая французская буржуазная революция. Народившаяся буржуазия, пользуясь трудовым людом, делала все, чтобы свергнуть феодальный абсолютизм и установить свою власть. Нищета и бедствия народа в стране достигли предела. После неурожая 1788 года народные восстания охватили многие провинции французского королевства. Восставшие крестьяне взламывали хлебные амбары и помещичьи закрома.

 У трудового люда росла ненависть к помещикам и королевской власти, жиреющей на их бедах. Аристократы купались в роскоши, “страдали” от безделья, вели разгульный образ жизни, устраивали балы, а их покорные рабы пухли от голода.

В Париже число безработных и нищенствующих составляло почти треть всего населения. Зимой и осенью 1789 года не только в Париже, но и в Марселе, Тулоне, Орлеане городская беднота и рабочие нападали на дома чиновников, захватывали зерно на складах, устанавливали твердые пониженные цены на хлеб.

Одним из самых мятежных городов был Лион. Еще до революции каменщики, ткачи, прядильщики, портные и подмастерья, ремесленники и рабочие устраивали стачки в 1752, 1759, 1774, 1778 и 1786 годах. Жизнь не улучшалась. И в 1831 году трудовой люд, замученный безработицей и голодом, поднял восстание, потопленное реакционерами в крови. Повторилось это и в 1834г.

Во время революции люди вооружались, чем попало – ножами, ружьями и пиками. Опустошали арсенал, магазины и оружейные лавки. Были конфискованы все запасы пороха и селитры. Была захвачена Бастилия и разрушена до основания.

Народ сверг феодальный абсолютизм. У революции много было побед, но был и страшный термидор, когда победившая буржуазия, как часть третьего сословия, стала работать против народной революции. Зверски был убит “Друг народа” Жан Поль Марат. Без суда были убиты лидер революции Максимилиан Робеспьер, прозванный в народе “Неподкупным” и 22 его соратника. На гильотине окончилась жизнь еще 70 революционеров. Великая революция потерпела поражение. Париж был залит кровью. Вернулась королевская власть.

В 1848 году французский пролетариат поднял восстание под лозунгом “Долой республику капитала и привилегий”. Реакционная буржуазия под командованием генерала Ковеньяка двинула против повстанцев 120 тысяч солдат и 150 тысяч национальных гвардейцев. Было убито 11 тысяч повстанцев, 3,5 тысячи отправлено на каторгу.

Угнетенный народ год от года восставал. Буржуазия безжалостно расправлялась с восставшими. Крепко держала власть в своих руках.

Но Жан Мелье был прав – в бедственном положении находилась не только Франция, но все человечество. Четыреста лет существовало крепостное право в Роcсии – самые черные страницы российской истории. В 1790 году выдающийся русский писатель Александр Радищев издал анонимно книгу “Путешествие из Петербурга в Москву”. Он первый написал о тяжелой жизни и бесправии крепостных крестьян, помещичьем произволе и политическом гнете, царившем в России. “Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала,” – писал он. А в 1841 году замечательный русский поэт Михаил Лермонтов, отправляясь на Кавказ, писал: “Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…”

В 1902 году писатель Петр Кропоткин, выросший в семье крупного землевладельца, в своей книге “Записки революционера” с энциклопедической достоверностью описал жизнь российского дворянства и крепостного крестьянства. При крепостном праве помещик владел землей, а крепостной крестьянин был в его личной зависимости. Помещик имел право продавать, покупать и выменивать крестьян. “Московские ведомости” из номера в номер публиковали объявления: “Продаются два дворовых человека, из которых один псарь, а другой музыкант…” Беспрекословно преданных ему крестьян помещик мог обменять на пару борзых щенков. По своему усмотрению мог крепостного женить и выдавать замуж, за маленькую провинность сечь розгами и отдавать в солдаты.

Потому каждый год то в одном, то в другом месте России проходили волнения. Народу ненавистны были угнетатели. Восставшие жгли дворянские усадьбы, убивали помещиков. Только в 1820 году волнениями было охвачено 13 российских губерний. Ситуацию усугублял сильный голод 1820-1821 гг. Целые деревни питались мякиной, лебедой, древесной корой. Голодные эпидемии косили людей. А помещики вздували цены на хлеб.

На протяжении XYII – XYIII веков было 3 крестьянских восстания Ивана Болотникова (1606-1607гг.), Степана Разина (1667-1671гг.), Емельяна Пугачева (1773-1775гг.).

В России беспросветное рабство являлось сутью дворянско-крепостнической царской монархии. И это общественное зло – дворянское самодержавие и крепостничество искоренить могла только народная революция. Троны должны былибыть разрушены, а цари возведены на плаху.

К началу 70-х годов 19-го века Франция уже бурными темпами шла по капиталистическому пути. Буржуазия жирела год от года. Эксплуатация рабочих достигла высочайшего уровня. Продолжительность рабочего дня на предприятиях была 13-16, иногда даже 17-18 часов. Был безудержный рост цен на все. Но очень низко оплачивался труд женщин и детей. Значительную часть заработанного поглощали большие штрафы и незаконные вычеты. В Париже из-за высокой квартирной платы многие рабочие вынуждены была переселяться на окраины города. Положение рабочих стремительно ухудшалось. Да и война с Пруссией была проиграна. Так дальше жить было нельзя. Глубокие противоречия разъедали страну. И народ поднялся на борьбу.

В 1871 году во Франции произошла народная, по сути социалистическая, революция. Народ победил! Было создано первое в мире рабочее государство – Парижская Коммуна. Установилась диктатура пролетариата. Народ ликовал от радости!

Парижская Коммуна, как подчеркивал Карл Маркс, была “правительством рабочего класса, результатом борьбы производительного класса против класса присваивающего; она была открытой … политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда” (Маркс К. Энгельс Ф. Соч. т.17, с.346)

Парижская Коммуна просуществовала всего 72 дня. За это время был сломан буржуазный государственный аппарат, вся власть была передана избранной Коммуне. Армия и полиция были заменены вооруженным народом. Церковь была отделена от государства. Образование стало бесплатным. На предприятиях был установлен 10-часовой рабочий день. Появилось бюро по трудоустройству безработных. И много другого было сделано в интересах трудящихся…

Однако допущенные ошибки Парижской Коммуны привели ее к роковым последствиям. Буржуазному правительству остались громадные денежные средства и возможность убежать в Версаль и приготовиться к реваншу. Осталась в неприкосновенности частная собственность и не был национализирован Французский банк. Не приняло участия в революции крестьянство.

Парадоксально, но факт: Парижская коммуна вроде бы умерла, но дело ее оказалось бессмертным. Борьба французского пролетариата, его героизм и самоотверженность, его страдания после поражения, как писал вождь рабочего класса В.И. Ленин, “подняли дух миллионов рабочих планеты, возбудили их надежды и привлекли их симпатии на сторону социализма. Гром парижских пушек разбудил спавшие глубоким сном самые отсталые слои пролетариата и дал толчок к усилению революционно-социалистической пропаганды” (В.И. Ленин. Памяти коммуны).

Бесценный опыт Парижской Коммуны был использован большевиками в России. В 1917 году произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Она создала новое рабоче-крестьянское государство – СССР. С помощью диктатуры пролетариата в СССР появилась высшая форма демократии – Советы народных депутатов. СССР стал образцом социального равенства и социальной справедливости в общественном развитии. Советская власть способствовала национально-освободительной борьбе и освобождению многих народов мира от колониальной зависимости. Помогла многим государствам Европы и Азии свергнуть ненавистное капиталистическое господство. Была создана мировая социалистическая система.

Но через 73 года благодаря ошибкам КПСС, правящей в СССР, глобальной буржуазии удалось совершить новую контрреволюцию и уничтожить социализм в СССР и в большей части стран мировой социалистической системы. Произошедшая в конце XX века буржуазная контрреволюция, конечно, нуждается в тщательном научном анализе.

Однако научная методология уже сейчас дает основания утверждать, что у глобального капитализма, бесчеловечной цивилизации, нет шансов на вечное существование. Бесценный опыт двух Великих революций не пройдет даром. Нравится это кому то или нет, у рабочего класса планеты нет другого пути к освобождению – только новая социалистическая революция. К ней надо готовиться. Ибо социализм неизбежен.

Любовь Прибыткова

 г. Иркутск